ЖУРНАЛИСТИКА. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ




 

Рекомендуемая литература:

1. Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики: учебное пособие / Е. В. Ахмадулин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИЦ «МарТ». 2006. – 272 с.

2. Ворошилов В. В. Журналистика:Учебник/ В.В. Ворошилов; Санкт-Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики. -4-е изд. -СПб.: Михайлов В.А., 2002.-655 с.

3. Коханова Л. А. Основы теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. „Журналистика” / Л. А. Коханова, А. А. Калмыкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 536 с.

4. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М.:Аспект-Пресс, 2002. – 286 с.

5. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие / Е. П. Прохоров. – 5-е изд., испр. и доп. –М.: Аспект Пресс: Изд-во МГУ, 2003. – 367 с.

 

Журналистика - явление социальное и составляет важнейшую органическую часть социальной системы в целом. В этой связи особенно важно видеть внутренние связи всех социальных субъектов, задействованных в системе журналистики, с социальными институтами и группами.

Таким образом, понятие «журналистика» (и в этом отношении оно выгодно отличается от других синонимичных терминов типа «mass media») имеет очень широкое семантическое наполнение. И входящему в ее мир - мир науки и практической деятельности - надо изучить этот предмет во всем богатстве его сторон и проявлений. В их числе:

· журналистика как особый социальный институт (лат. institutum - «учреждение», «установление»), система различных учреждений, действующих на основе установлений Конституции и других законодательных актов. Это - газетные, журнальные, книжные редакции, издательства, теле- и радиоорганизации, агентства, пресс-центры и т.д. (учредителями которых также выступают различные институты). Собственно журналистские институты не могут успешно выполнять свои функции без обслуживающих их учреждений (к ним относятся службы наземной и космической связи, организации, занимающиеся «доставкой» информации, полиграфические предприятия, кинофабрики и т.д.). Учебное и научное обеспечение журналистики осуществляется университетами и другими учебно-научными центрами;

· журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института. Это и деятельность по созданию газет, журналов, теле- и радиопрограмм, по организации функционирования агентств, информационных служб и других институтов журналистики, по разработке и реализации информационной политики; и организаторская работа - создание коллективов, налаживание массовых связей и отношений с другими социальными институтами, проведение научных исследований, участие в подготовке кадров и т.д.; наконец, это и творческая деятельность по сбору и обработке информации, созданию произведений для газет, журналов, бюллетеней информации, теле- и радиопрограмм;

· журналистика как совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности. Помимо основных профессий - авторской (корреспондентской), редакторской, организаторской, - в современной журналистике все более важное место занимают специалисты по менеджменту, маркетингу, рекламе, инженерному обеспечению (в частности, инженеры связи, видеоинженеры, программисты и операторы ЭВМ и т.д.), для успешной деятельности которых также требуются профессионально-журналистские знания;

· журналистика как система произведений, для подготовки которых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностями. Под системой произведений следует понимать не только журналистские произведения, подготовленные авторами, а затем скомпонованные редакционными работниками в номера газет и журналов, в программы телевидения и радио, в бюллетени агентств. Важны также и разнообразные непубликуемые произведения журналистики (такие как концептуальные разработки, уставы редакций, программные сетки, сценарные и режиссерские планы), различные внутриредакционные материалы (планы работы, обзоры писем, сводки рекомендаций и т.д.), ответы на письма читателей, обращения в различные институты;

· журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение, Интернет, мобильную телефонию) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, общие и специализированные по аудитории, тематике, характеру социальной позиции, направленности, творческому облику и т.д.). Эти каналы действуют в глобальном, национальном, региональном информационном пространстве.

Журналистикой часто называют и совокупность учебных дисциплин, и особую отрасль науки.

Предметом курса являются наиболее общие закономерности функционирования журналистики как специфического социального института, деятельность в рамках которого требует особых профессиональных знаний и навыков по созданию системы различных произведений для широкой совокупности каналов массовой информации различной социально-творческой направленности, каждый из которых ориентирован на «свою» аудиторию.

Входя в мир журналистики, важно прежде всего представить этот мир в его целостности и составляющих элементах, определить смысл, вложенный в понятие «журналистика».

Чтобы возможно более полно представить журналистику как важнейшее социальное явление, недостаточно обратиться только к еженедельной программе телевидения и радио или в киоск, где продают газеты и журналы. Ведь огромное количество распространяемых по подписке и в розницу газет и журналов, совокупность многочасовых (и круглосуточных) программ телевидения и радиовещания, передаваемых по множеству каналов, - это только конечные продукты индустрии информации. Но чтобы этот «продукт» попал к читателю (слушателю, зрителю), надо обеспечить согласованное и взаимоувязанное функционирование множества инфраструктур. Прежде всего это информационные агентства, международные информационные сети, пресс-службы, рекламные и другие организации, снабжающие журналистику разнообразными материалами. Выход печатных изданий, теле- и радиовещание обеспечиваются развитой системой технических служб (полиграфия, радиотелевизионная техника, наземные и космические линии связи) с огромной армией работников. Журналистика немыслима без служб «доставки» информации в аудиторию. Формированием и реализацией правовой базы, контрольной деятельностью и т.п. занимаются государственные органы (парламентские комитеты и комиссии, президентские и правительственные структуры, правоохранительные органы), важную роль играют объединения журналистов и т.д. Необходима для журналистики и система научных учреждений и учебных центров.

В соответствии с нуждами общества журналистика быстро изменяется и количественно, и качественно. Конечно, в различных странах и регионах состояние журналистики неодинаково. По давним расчетам ЮНЕСКО, на каждую тысячу населения должно в среднем приходиться 200-250 экз. газет, такое же количество телевизоров и радиоприемников (притом имеется в виду, что каждый номер газеты, телевизор или радиоприемник обслуживает в среднем 4-5 человек). Но следует иметь в виду, что в развитых странах этот «норматив» многократно превзойден, тогда как во многих развивающихся странах он еще остается далекой перспективой.

Однако не все в мире печати, радио, телевидения относится к той журналистике, проблемами которой занимаются факультеты журналистики. Ведь печать, радио, телевидение используются и для специальных целей (служебная радиосвязь, промышленное и учебное телевидение, Интернет, специальная печатная продукция, в том числе журналы, рассчитанные на специалистов различных областей науки, техники, бизнеса и т.д.). Поэтому важно уточнить тот круг специфических явлений журналистики, законы которых рассматриваются в курсе и к которым обращается наука о журналистике. Естественно, замкнутые кабельные сети телевидения на промышленных предприятиях, в медицинских или других вузах (хотя для их обслуживания также нужны кадры) выходят за пределы внимания науки о журналистике. То же относится и к специальным (производственным, техническим, научным, медицинским и т.п.) журналам, в которых нередко работают и профессиональные журналисты. Бывают и пограничные явления, такие как массово-производственные журналы, образовательные программы радио и телевидения, деятельность в которых требует наряду со специальной серьезной собственно журналистской подготовки.

Главный водораздел между журналистикой как предметом изучения на факультетах журналистики и «другой», использующей форму и технику прессы, радио и телевидения, Интернета, журналистикой проходит там, где начинается различие массового и специального сознания. Журналистская наука изучает «жизнь» тех изданий и программ, которые обращены к массовой (притом не только по количеству, но и по характеру) аудитории и которые затрагивают вопросы общественной жизни в широком и разнообразном спектре ее актуальных для массового сознания проблем и явлений. В результате деятельности СМИ создается панорама текущей жизни общества, образ современности в связи с ее прошлым и «намеком» на будущее. Это главное отличие (подробно о специфике см. в гл. II) неплохо передается через такие употребляемые в качестве синонимов к понятию «журналистика» словосочетания, как «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации и пропаганды», «mass media», «средства массового общения» и др.

В качестве основного термина, описывающего предмет науки и преподавания, можно было бы принять любой из них. Но предпочтительным кажется именно термин «журналистика» (фр. journal - «дневник», jour- «день»; лат. основа diurna - «поденный») как самый емкий из них и не имеющий многозначных толкований (таких как «информация», «пропаганда», «коммуникация», «общение») с уточняющей расшифровкой система средств массовой информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: