Сочинение ЕГЭ 2021 (задание 27) по новым требованиям




24 декабря 2020

7,7 тыс. дочитываний

1 мин.

Ни для кого не секрет, что критерии оценивания 27-го задания в этом учебном году немного, но изменились: добавился балл за "анализ связи" между примерами из текста.

Пришла пора посмотреть на мои "старые" (то есть написанные по прошлогодним правилам сочинения) под другим углом и добавить в них этот никому не нужный пресловутый "анализ связи". Само указание связи (дополнение, противопоставление, выделение, причинно-следственная связь и т.д.) я рекомендую превращать в "мостик" между комментарием и позицией автора, а в некоторых случаях - в "мостик" между двумя примерами-иллюстрациями.

В одном из комментариев к предыдущей публикации я уже писала, что нововведение "утяжеляет" сочинение: если в прошлом году мостик мог быть лёгким и изящным, то сейчас придётся громоздить уродливую железобетонную конструкцию. Но если надо - значит надо.

Сегодня рассмотрим комментарий в моём сочинении по тексту Владимира Дудинцева "Встреча с берёзой".

Было:

Чтобы привлечь внимание к проблеме, Владимир Дудинцев показывает героя-рассказчика до ухода в армию и по возвращении с фронта. Восемнадцатилетний герой, по его собственному признанию, был беспечен, мал и самоуверен. А главное, он гордился тем, что никогда не плакал: «Ни одна слезинка не падала из моих возмужалых глаз». Благодаря этой характеристике мы понимаем, что молодой человек не обладал ещё жизненным опытом, не знал, что такое душевная боль, не понимал истинной ценности многих вещей.

Беспечному юноше автор противопоставляет вернувшегося с войны героя – практически другого человека: «Потом он получил повестку и уехал в армию. А вместо него вернулся я». Прошедший войну человек многое пережил, многое понял, а главное – он научился плакать и при этом не стесняться своих слёз. Иными словами, война научила героя-рассказчика ценить то, чему он не всегда придавал значения в мирной жизни: дружбу, любовь, собственную мать.

Связь в сочинении была ненавязчивой, она выражалась всего одним словом: "Беспечному юноше автор противопоставляет вернувшегося с войны героя – практически другого человека". В прошлом году этого было достаточно. В этом надо городить огород и объяснять, с какой целью автор связал эпизоды, используя именно противопоставление. Наверное, для того чтобы показать, что война делит жизнь человека на "до" и "после".

Значит, к "старому" комментарию надо добавить предложение:

С помощью противопоставления автор подчёркивает, что война, дающая возможность осознать мимолётность счастья, делит жизнь человека на "до" и "после".

Это и будет "анализом связи" между примерами.

 


Перед вами образец сочинения, написанного по тексту В. Дудинцева "Я ушёл в армию восемнадцатилетним мальчишкой...". (В скобках жирным шрифтом выделены пояснения).

(Формулировка проблемы в виде вопросительного предложения).

Какие перемены происходят с молодым человеком, прошедшим войну? Этим вопросом задаётся автор предложенного для анализа текста.

(Комментарий: первый пример из текста)

Чтобы привлечь внимание к проблеме, Владимир Дудинцев показывает героя-рассказчика до ухода в армию и по возвращении с фронта. Восемнадцатилетний герой, по его собственному признанию, был беспечен, мал и самоуверен. А главное, он гордился тем, что никогда не плакал: «Ни одна слезинка не падала из моих возмужалых глаз». (Пояснение к первому примеру) Благодаря этой характеристике мы понимаем, что молодой человек не обладал ещё жизненным опытом, не знал, что такое душевная боль, не понимал истинной ценности многих вещей.

(Комментарий: второй пример из текста; связь между примерами выражена словом "противопоставляет")

Беспечному юноше автор противопоставляет вернувшегося с войны героя – практически другого человека: «Потом он получил повестку и уехал в армию. А вместо него вернулся я». Прошедший войну человек многое пережил, многое понял, а главное – он научился плакать и при этом не стесняться своих слёз. (Пояснение ко второму примеру) Иными словами, война научила героя-рассказчика ценить то, чему он не всегда придавал значения в мирной жизни: дружбу, любовь, собственную мать.

Внимание: новое требование!!! В этом учебном году мы должны проанализировать связь между примерами, то есть объяснить, с какой целью автор связал эпизоды, используя именно противопоставление.

С помощью противопоставления автор подчёркивает, что война, дающая возможность осознать мимолётность счастья, делит жизнь человека на "до" и "после".

(Позиция автора)

Автор прямо не высказывает свою позицию, но, показывая читателю перемены, произошедшие с главным героем, убеждает, что война меняет человека, делает его способным на переживания и сострадание.

(Согласие с мнением автора + обоснование в виде литературного примера. На аргументе из литературы не настаиваю, но, если он у ученика есть, приветствую)

С мнением автора сложно не согласиться. Действительно, на войне молодой человек очень быстро взрослеет не только физически, но и эмоционально, так как каждый день сталкивается с болью, страданием, разлукой, смертью. На фронте он начинает ценить простые вещи, о которых раньше даже не задумывался. В качестве примера можно вспомнить повесть Георгия Бакланова «Пядь земли», герой которой такой же вчерашний школьник, как и рассказчик в тексте В.Дудинцева. Молодой воин вспоминает как преступление выброшенные когда-то недоеденные булочки, восторгается запахом влажных трав и чистыми простынями, на которые не обращал внимания в мирной жизни.

(Вывод)

Таким образом, мы убедились, что война заставляет молодого человека многое переосмыслить, посмотреть на жизнь иначе, чем прежде, и, как следствие, быстро повзрослеть.

 

"Автор поднимает проблему войны" (немного о том, как не надо формулировать проблему в тексте военной тематики)

В прошлой публикации я писала о том, что тексты о войне всегда присутствуют на ЕГЭ по русскому языку в большом количестве. В прошлом году они составляли примерно половину от всех предложенных на экзамене текстов. Этот год не станет исключением. К тому же грядёт круглая дата - 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне.

Если вы видите, что вам достался текст, так или иначе связанный с войной, не надо писать в первом абзаце (и ни в каком другом тоже не надо), что автор поднимает проблему войны. Это очень широкое толкование (как и "проблема любви", "проблема дружбы" и т.п.). Необходимо "сузить" его, конкретизировать, например:

· Проблема героизма (патриотизма) человека на войне. Эту же проблему можно сформулировать в виде вопроса: "Что движет русскими солдатами и офицерами на полях сражений?"

· Проблема влияния войны на характер человека. (Какие перемены происходят с человеком, прошедшим войну?)

· Проблема нравственного выбора человека на войне. (Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны?)

· Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в борьбе с врагом (Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе с врагом?)

· Проблема проявления человечности и сострадания в годы войны. (Как в
страшные годы войны людям удавалось сохранять в себе человечность и сострадание?)

· Проблема бесчеловечности войны. (В чем проявляется бесчеловечность войны?)

· Проблема сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. (Почему важно сохранять память о Великой Отечественной войне?)

· и т.д.

Как видим, в текстах, объединённых военной темой, могут подниматься абсолютно разные проблемы. Будьте к этому готовы.

А сейчас я предлагаю всем желающим прочитать отрывок из рассказа В.Дудинцева "Встреча с берёзой" и подумать, как можно сформулировать проблему, поднятую в этом тексте.

(1)Я ушел в армию восемнадцатилетним мальчишкой, и было это в тридцать девятом году. (2)Я был беспечным, видел в жизни только яркие пятна. (З)Собственно говоря, я тогда еще ни о чем не задумывался. (4)Должно быть, потому, что был мал, самоуверен и не видел границ отпущенного нам времени. (5)Полковая школа сделала меня немногословным и строгим сержантом. (6)Я знал, что война будет и что враг мой готовит где-то оружие, и был готов к встрече.

(7)И тогда я не верил в мужские слезы, гордился собою, потому что ни одна слезинка не падала из моих возмужалых глаз. (8)Но что-то изменилось. (9) Потом. (10)На войне.

(11)Когда мне резали в госпитале раненое бедро, глаза у меня были сухими. (12)А через день, когда я расставался со своим другом Мишей Ноготовым, раненным в грудь, когда его уносили на носилках и он, уезжая от меня навсегда в далекий, какой-то специальный госпиталь, повернул ко мне желтое лицо и повел на меня угольным глазом навыкате и еле кивнул, - зажмурился тогда я, вздохнул и заплакал. (13)Не стесняясь.

(14)Через год в другом гocпитале, в Польше, медсестра дала почитать книжку стихов Есенина (15)Читал его впервые, читал всей палате и заметил, что читать было тяжело. (16)А «Анну Снегину » я дочитать не смог (17)Прочитал: «Когда-то у той вон калитки мне было шестнадцать лет, и девушка в белой накидке сказала мне ласково: «Нет». (18)И запнулся. (19)И дышать стало трудно. (20)И сколько ребята ни просили, не стал читать дальше и накрылся одеялом с головой. (21)И заплакал. (22) И вспомнил свою историю, которая до сих пор не имеет конца.

(23)И вот война позади - Москва!

(24)Показался мой дом вдали среди зелени Сокольников, и я почувствовал новый для меня острый укол в труди. (25)И что-то прямо заныло глубоко во мне, когда я наконец прижал мать, плачущую шесть одиноких лет, седую, в аккуратно заштопанном платье. (26)А потом я направился к НЕЙ. (27)Позвонил в знакомую дверь. (28)Открыли мне незнакомые люди и сказали, что Мария Федоровна Сорокина здесь не живет. (29) Я вышел из метро и через парк побрел домой. (30)Прямая аллея, пересеченная корнями, напоминала мне тридцать девятый год, когда будто бы не я, а другой Владимир, восемнадцатилетний и беспечный, догонял здесь Машу, а она то и дело убегала.

(31)Сокольники - такое место, где на каждом шагу скамейка. (32) Но нелегко сесть на скамейку вечером. (33)Не знаю, как сейчас, но в тридцать девятом Владимир и Маша всегда находили скамьи занятыми. (34)Тогда Владимир оторвал дома в сарае две доски и сделал под березой прочную лавочку - на двоих. (35) И в этот же вечер они пришли сода, и здесь Владимир обещал Маше помнить о ней вечно, а она только смотрела на нeгo покорно и нежно и иногда качала головой, как старшая, хотя было ей всего семнадцать лет.

(36)Потом он получил повестку и уехал в армию. (37)А вместо него вернулся я.

(38)Опять передо мной стена молодого темно-зеленогo ельника. (39)Он по - прежнему топорщился и загораживал всем путь к нашей лавочке. (40)Я попробовал найти нашу тайную лазейку - и не нашел, полез прямо в иглы. (41) Пролез, березу увидел - белую, неприкосновенную. (42)Ho лавочки под нею не было.

(43) Я опустился на траву и лег лицом вверх - к вечерней сини, раскинув руки. (44)Моя береза жила надо мной каждым листочком. (45) И по стволу рыскали муравьи. (46) И тут же я вскочил. (47) На березе выше моего роста на коре была надпись, вырезанная глубоко. «(48) Уезжаю с заводом, куда - не знаю. (49) Милый, мы встретимся!" (50) И я сразу догадался, как она достала так высоко: она вырезала буквы, встав на нашу лавочку. (51) А потом выдернула ее, чтобы никто не достал, не заровнял букв. (52) Я обнял березу и зажмурил полные слез глаза. (53) Нет, я не в обиде на войну за то, что она научила меня плакать...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: