Занятие 1 Тема: Введение. Человек как творец и творение культуры




План:

1. Социальные науки. Специфика объекта их изучения.

2. Методы исследования. Значимость социального знания.

3. Человек, индивид, личность.

4. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

5.

6.

План изучения нового материала:

1. Социальные науки. Специфика объекта их изучения.

Обществознание включает в себя основные отрасли, которые называются социальными (общественными) науками – это науки, которые изучают человека и общество. Это:

1) философия – учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу.

2) социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

3) политология – наука, изучающая политику, политические системы, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем.

4) Экономика – система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества.

5) Юридическая наука – общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права.

6) культурология – единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа.

7) История – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

8) Социальная психология – наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности.

Спецификой объекта их изучения является то, что познающий субъект является и объектом изучения. Объектами изучения является человек, все общество и его отдельные элементы: сферы, институты и т.д. Например, семья, политика, экономика, личность.

2. Методы исследования. Значимость социального знания.

Методами исследования являются: социологический опрос (анкетирование, тестирование, интервью), анализ, синтез, эксперимент, моделирование, вывод, т.е. теоретический и эмпирический методы.

Каждый человек независимо от его профессии, вступающий в контакт и взаимодействие с другими людьми, учреждениями и организациями гражданского общества, государством, нуждается в социально-гуманитарных знаниях, которые становятся ориентиром его деятельности в современном мире. Даже увлеченный своей наукой ученый (физик или биолог, математик или химик) не находится в вакууме, а погружен в общество, и помимо статуса ученого, имеет статус гражданина, не желающего быть лишь объектом воздействия со стороны общества и государства, а стремящегося влиять на них в собственных интересах.

3. Человек, индивид, личность.

Человека изучают разнообразные науки. К проблеме изучения человека в разные исторические периоды были разные подходы: «извне» – через сопоставление человека с природой, обществом, Богом, самим собой и «изнутри»- с точки зрения строения его психики, организации нравственной, духовной, общественной жизни.

Разные философии по-разному смотрели на человека – от того, что человек – это часть природы, часть Космоса до- человек – образ и подобие Божие и т.д.

Индивид – характеризует человека как одного из людей, а индивидуальность – отличия человека от других людей, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых черт.

Понятие личность мы употребляем только к человеку, и то не с его рождения, а с определенного времени.

4. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Самостоятельная работа с учебником стр. 46-47 за 10 класс

1)Какие черты присущи деятельности?

2) Каков характер деятельности человека?

Стр. 48-49 составить схему структуры деятельности.

Стр.50-51 – рассказать о видах деятельности и привести примеры.

5. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. ХАРАКТЕР (от греч. charakter — отличительная черта, признак),

1) своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характер местности).

2) В психологии — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.

ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры. Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы. В психологии потребности — особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», — отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности; обнаруживается во влечениях и мотивах. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных, возникают новые, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основе которой витальные (в пище и т. п.), а последующие ее уровни — социальные потребности, высшее проявление которых — потребности в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.

СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

ИНТЕРЕС (от лат. interest — имеет значение, важно),

1) в социологии — реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений — мотивов, идей и т. п. — участвующих в них индивидов, социальных групп.

2) В психологии — отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.

6.Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией,

САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

7.Цель и смысл человеческой жизни

Самостоятельная работа – написание сочинения-рассуждения: «Цель и смысл человеческой жизни

Вопросы для повторения:

1. Что изучают социальные науки. В чем специфика объекта их изучения?

2. Какие вы знаете социальные науки?

3. Каковы методы исследования. Раскройте значимость социального знания.

4. Чем отличается индивид от личности?

Домашнее задание

Конспект; из §3,§5, вопросы; Сочинение: «Человек – звучит гордо!», конспект,

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: