Михаил Булгаков. Ханский огонь




 

 

-----------------------------------------------------------------------

Авт.сб. "Собачье сердце".

OCR & spellcheck by HarryFan, 1 September 2000

-----------------------------------------------------------------------

 

 

Когда солнце начало садиться за орешневские сосны и Бог Аполлон

Печальный перед дворцом ушел в тень, из флигеля смотрительницы Татьяны

Михайловны прибежала уборщица Дунька и закричала:

- Иона Васильич! А Иона Васильич! Идите, Татьяна Михайловна вас кличут.

Насчет экскурсий. Хворая она. Во щека!

Розовая Дунька колоколом вздула юбку, показала голые икры и понеслась

обратно.

Дряхлый камердинер Иона бросил метлу и поплелся мимо заросших бурьяном

пожарищ конюшен к Татьяне Михайловне.

Ставни во флигельке были прикрыты, и уже в сенцах сильно пахло йодом и

камфарным маслом. Иона потыкался в полутьме и вошел на тихий стон. На

кровати во мгле смутно виднелась кошка Мумка и белое заячье с громадными

ушами, а в нем страдальческий глаз.

- Аль зубы? - сострадательно прошамкал Иона.

- Зу-убы... - вздохнуло белое.

- У... у... у... вот она, история, - пособолезновал Иона, - беда! То-то

Цезарь воет, воет... Я говорю: чего, дурак, воешь среди бела дня? А? Ведь

это к покойнику. Так ли я говорю? Молчи, дурак. На свою голову воешь.

Куриный помет нужно прикладывать к щеке - как рукой снимет.

- Иона... Иона Васильич, - слабо сказала Татьяна Михайловна, - день-то

показательный - среда. А я выйти не могу. Вот горе-то. Вы уж сами пройдите

тогда с экскурсантами. Покажите им все. Я вам Дуньку дам, пусть с вами

походит.

- Ну, что ж... Велика мудрость. Пущай. И сами управимся. Присмотрим.

Самое главное - чашки. Чашки самое главное. Ходят, ходят разные... Долго

ли ее... Возьмет какой-нибудь в карман, и поминай как звали. А отвечать -

кому? Нам. Картину - ее в карман не спрячешь. Так ли я говорю?

- Дуняша с вами пойдет - сзади присмотрит. А если объяснений будут

спрашивать, скажите, смотрительница заболела.

- Ладно, ладно. А вы - пометом. Доктора - у них сейчас рвать, щеку

резать. Одному так-то вот вырвали, Федору орешневскому, а он возьми да и

умри. Это вас еще когда не было. У него тоже собака выла во дворе.

Татьяна Михайловна коротко простонала и сказала:

- Идите, идите. Иона Васильич, а то, может, кто-нибудь и приехал уже...

 

 

Иона отпер чугунную тяжелую калитку с белым плакатом:

 

УСАДЬБА-МУЗЕЙ ХАНСКАЯ СТАВКА

Осмотр по средам, пятницам и воскресеньям

от 6 до 8 час. веч.

 

И в половине седьмого из Москвы на дачном поезде приехали экскурсанты.

Во-первых, целая группа молодых смеющихся людей человек в двадцать. Были

среди них подростки в рубашках хаки, были девушки без шляп, кто в белой

матросской блузке, кто в пестрой кофте. Были в сандалиях на босу ногу, в

черных стоптанных туфлях; юноши в тупоносых высоких сапогах. И вот среди

молодых оказался немолодой лет сорока, сразу поразивший Иону. Человек был

совершенно голый, если не считать коротеньких бледно-кофейных штанишек, не

доходивших до колен и перетянутых на животе ремнем с бляхой "1-е реальное

училище". Да еще пенсне на носу, склеенное фиолетовым сургучом. Коричневая

застарелая сыпь покрывала сутуловатую спину голого человека, а ноги у него

были разные - правая толще левой, и обе разрисованы на голенях узловатыми

венами.

Молодые люди и девицы держались так, словно ничего изумительного не

было в том, что голый человек разъезжает в поезде и осматривает усадьбы,

но старого скорбного Иону голый поразил и удивил.

Голый между девушек, задрав голову, шел от ворот ко дворцу, и один ус у

него был лихо закручен, и бородка подстрижена, как у образованного

человека. Молодые, окружив Иону, лопотали, как птицы, и все время

смеялись, так что Иона совсем запутался и расстроился, тоскливо думал о

чашках и многозначительно подмигивал Дуньке на голого. У той щеки готовы

были лопнуть при виде разноногого. А тут еще Цезарь, как на грех, явился

откуда-то и всех пропустил беспрепятственно, а на голого залаял с

особенной хриплой, старческой злобой, давясь и кашляя. Потом завыл -

истошно, мучительно.

"Тьфу, окаянный, - злобно и растерянно думал Иона, косясь на незваного

гостя, - принесла нелегкая. И чего Цезарь воет. Ежели кто помрет, то уж

пущай этот голый".

Пришлось Цезаря съездить по ребрам ключами, потому что вслед за толпой

шли отдельно пятеро хороших посетителей. Дама с толстым животом,

раздраженная и красная из-за голого. При ней девочка-подросток с

заплетенными длинными косами. Бритый высокий господин с дамой красивой и

подкрашенной и пожилой богатый господин-иностранец, в золотых очках

колесами, широком светлом пальто, с тростью. Цезарь с голого перекинулся

на хороших посетителей и с тоской в мутных старческих глазах сперва залаял

на зеленый зонтик дамы, а потом взвыл на иностранца так, что тот

побледнел, попятился и проворчал что-то на не известном никому языке.

Иона не вытерпел и так угостил Цезаря, что тот оборвал вой, заскулил и

пропал.

 

 

- Ноги о половичок вытирайте, - сказал Иона, и лицо у него стало

суровое и торжественное, как всегда, когда он входил во дворец. Дуньке

шепнул: "Посматривай, Дунь..." - и отпер тяжелым ключом стеклянную дверь с

террасы. Белые Боги на балюстраде приветливо посмотрели на гостей.

Те стали подыматься по белой лестнице, устланной малиновым ковром,

притянутым золотыми прутьями. Голый оказался впереди всех, рядом с Ионой,

и шел, гордо попирая босыми ступнями пушистые ступени.

Вечерний свет, смягченный тонкими белыми шторами, сочился наверху через

большие стекла за колоннами. На верхней площадке экскурсанты,

повернувшись, увидали пройденный провал лестницы, и балюстраду с белыми

статуями, и белые простенки с черными полотнами портретов, и резную

люстру, грозящую с тонкой нити сорваться в провал. Высоко, улетая куда-то,

вились и розовели амуры.

- Смотри, смотри, Верочка, - зашептала толстая мать, - видишь, как

князья жили в нормальное время.

Иона стоял в сторонке, и гордость мерцала у него на бритом сморщенном

лице тихо, по-вечернему.

Голый поправил пенсне на носу, осмотрелся и сказал:

- Растрелли строил. Это несомненно. Восемнадцатый век.

- Какой Растрелли? - отозвался Иона, тихонько кашлянув. - Строил князь

Антон Иоаннович, царство ему небесное, полтораста лет назад. Вот как, - он

вздохнул. - Пра-пра-прадед нынешнего князя.

Все повернулись к Ионе.

- Вы не понимаете, очевидно, - ответил голый, - при Антоне Иоанновиче,

это верно, но ведь архитектор-то Растрелли был? А во-вторых, царствия

небесного не существует и князя нынешнего, слава Богу, уже нет. Вообще я

не понимаю, где руководительница?

- Руководительница, - начал Иона и засопел от ненависти к голому, - с

зубами лежит, помирает, к утру кончится. А насчет царствия - это вы верно.

Для кой-кого его и нету. В небесное царствие в срамном виде без штанов не

войдешь. Так ли я говорю?

Молодые захохотали все сразу, с треском. Голый заморгал глазами,

оттопырил губы.

- Однако, я вам скажу, ваши симпатии к царству небесному и к князьям

довольно странны в теперешнее время... И мне кажется...

- Бросьте, товарищ Антонов, - примирительно сказал в толпе девичий

голос.

- Семен Иванович, оставь, пускай! - прогудел срывающийся бас.

Пошли дальше. Свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувшего

стеклянную дверь на террасе с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными

листьями вверху поддерживали хоры, на которых когда-то блестели трубы

музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудренно, золоченые

легонькие стулья чинно стояли под стенами. Темные гроздья кенкетов глядели

со стен, и, точно вчера потушенные, были в них обгоревшие белые свечи.

Амуры вились и заплетались в гирляндах, танцевала обнаженная женщина в

нежных облаках. Под ногами разбегался скользкий шашечный паркет. Странна

была новая живая толпа на чернополосных шашках, и тяжел и мрачен показался

иностранец в золотых очках, отделившийся от групп. За колонной он стоял и

глядел зачарованно вдаль через сетку плюща.

В смутном говоре зазвучал голос голого. Повозив ногой по лоснящемуся

паркету, он спросил у Ионы:

- Кто паркет делал?

- Крепостные крестьяне, - ответил неприязненно Иона, - наши крепостные.

Голый усмехнулся неодобрительно.

- Сработано здорово, что и говорить. Видно, долго народ гнул спину,

выпиливая эти штучки, чтоб потом тунеядцы на них ногами шаркали.

Онегины... трэнь... брень... Ночи напролет, вероятно, плясали. Делать-то

ведь было больше нечего.

Иона про себя подумал: "Вот чума голая навязалась, прости Господи", -

вздохнул, покрутил головой и повел дальше.

Стены исчезли под темными полотнами в потускневших золотых рамах.

Екатерина Вторая в горностае, с диадемой на взбитых белых волосах, с

насурьмленными бровями, смотрела во всю стену из-под тяжелой громадной

короны. Ее пальцы, остроконечные и тонкие, лежали на ручке кресла. Юный

курносый, с четырехугольными звездами на груди, красовался на масляном

полотне напротив и с ненавистью глядел на свою мать. А вокруг сына и

матери до самого лепного плафона глядели княгини и князья

Тугай-Бег-Ордынские со своими родственниками.

Отливая глянцем, чернея трещинами, выписанный старательной кистью

живописца XVIII века по неверным преданиям и легендам, сидел в тьме

гаснущего от времени полотна раскосый, черный и хищный, в мурмолке с

цветными камнями, с самоцветной рукоятью сабли родоначальник - повелитель

Малой орды Хан Тугай.

За полтысячи лет смотрел со стен род князей Тугай-Бегов, род знатный,

лихой, полный княжеских, ханских и царских кровей. Тускнея пятнами, с

полотен вставала история рода с пятнами то боевой славы, то позора, любви,

ненависти, порока, разврата...

На пьедестале бронзовый позеленевший бюст старухи матери в бронзовом

чепце с бронзовыми лентами, завязанными под подбородком, с шифром на

груди, похожим на мертвое овальное зеркало. Сухой рот запал, нос

заострился. Неистощимая в развратной выдумке, носившая всю жизнь две славы

- ослепительной красавицы и жуткой Мессалины. В сыром тумане славного и

страшного города на севере была увита легендой потому, что первой любви

удостоил ее уже на склоне своих дней тот самый белолосинный генерал,

портрет которого висел в кабинете рядом с Александром I. Из рук его

перешла в руки Тугай-Бега-отца и родила последнего нынешнего князя. Вдовой

оставшись, прославилась тем, что ее нагую на канате купали в пруду четыре

красавца гайдука...

Голый, раздвинув толпу, постучал ногтем по бронзовому чепцу и сказал:

- Вот, товарищи, замечательная особа. Знаменитая развратница первой

половины девятнадцатого века...

Дама с животом побагровела, взяла девочку за руку и быстро отвела ее в

сторону.

- Это Бог знает что такое... Верочка, смотри, какие портреты предков...

- Любовница Николая Палкина, - продолжал голый, поправляя пенсне, - о

ней даже в романах писали некоторые буржуазные писатели. А тут что она в

имении вытворяла - уму непостижимо. Ни одного не было смазливого парня, на

которого она не обратила бы благосклонного внимания... Афинские ночи

устраивала...

Иона перекосил рот, глаза его налились мутной влагой, и руки

затряслись. Он что-то хотел молвить, но ничего не молвил, лишь два раза

глубоко набрал воздуху. Все с любопытством смотрели то на всезнающего

голого, то на бронзовую старуху. Подкрашенная дама обошла бюст кругом, и

даже важный иностранец, хоть и не понимавший русских слов, вперил в спину

голого тяжелый взгляд и долго его не отрывал.

Шли через кабинет князя, с эспантонами, палашами, кривыми саблями, с

броней царских воевод, со шлемами кавалергардов, с портретами последних

императоров, с пищалями, мушкетами, шпагами, дагерротипами и пожелтевшими

фотографиями - группами кавалергардского, где служили старшие Тугай-Беги,

и конного, где служили младшие, со снимками скаковых лошадей

тугай-беговских конюшен, со шкафами, полными тяжелых старых книг.

Шли через курительные, затканные сплошь текинскими коврами, с

кальянами, тахтами, с коллекциями чубуков на стойках, через малые гостиные

с бледно-зелеными гобеленами, с карсельскими старыми лампами. Шли через

боскетную, где до сих пор не зачахли пальмовые ветви, через игральную

зеленую, где в стеклянных шкафах золотился и голубел фаянс и сакс, где

Иона тревожно косил глазами Дуньке. Здесь, в игральной, одиноко красовался

на полотне блистательный офицер в белом мундире, опершийся на эфес. Дама с

животом посмотрела на каску с шестиугольной звездой, на раструбы перчаток,

на черные, стрелами вверх подкрученные усы и спросила у Ионы:

- Это кто же такой?

- Последний князь, - вздохнув, ответил Иона, - Антон Иоаннович, в

квалегардской форме. Они все в квалегардах служили.

- А где он теперь? Умер? - почтительно спросила дама.

- Зачем умер... Они за границей теперь. За границу отбыли при самом

начале, - Иона заикнулся от злобы, что голый опять ввяжется и скажет

какую-нибудь штучку.

И голый хмыкнул и рот открыл, но чей-то голос в толпе молодежи опять

бросил:

- Да плюнь, Семен... старик он...

И голый заикнулся.

- Как? Жив? - изумилась дама. - Это замечательно!.. А дети у него есть?

- Деток нету, - ответил Иона печально, - не благословил Господь... Да.

Братец ихний младший, Павел Иоаннович, тот на войне убит. Да. С немцами

воевал... Он в этих... в конных гренадерах служил... Он нездешний. У того

имение в Самарской губернии было...

- Классный старик... - восхищенно шепнул кто-то.

- Его самого бы в музей, - проворчал голый.

Пришли в шатер. Розовый шелк звездой расходился вверху и плыл со стен

волнами, розовый ковер глушил всякий звук. В нише из розового тюля стояла

двуспальная резная кровать. Как будто недавно еще в эту ночь спали в ней

два тела. Жилым все казалось в шатре: и зеркало в раме серебряных листьев,

альбом на столике в костяном переплете, и портрет последней княгини на

мольберте - княгини юной, княгини в розовом. Лампа, граненые флаконы,

карточки в светлых рамах, брошенная подушка казалась живой... Раз триста

уже водил Иона экскурсантов в спальню Тугай-Бегов и каждый раз испытывал

боль, обиду и стеснение сердца, когда проходила вереница чужих ног по

коврам, когда чужие глаза равнодушно шарили по постели. Срам. Но сегодня

особенно щемило у Ионы в груди от присутствия голого и еще от чего-то

неясного, что и понять было нельзя... Поэтому Иона облегченно вздохнул,

когда осмотр кончился. Повел незваных гостей через биллиардную в коридор,

а оттуда по второй восточной лестнице на боковую террасу и вон.

Старик сам видел, как гурьбой ушли посетители через тяжелую дверь и

Дунька заперла ее на замок.

 

 

Вечер настал, и родились вечерние звуки. Где-то под Орешневым

засвистели пастухи на дудках, за прудами звякали тонкие колокольцы - гнали

коров. Вечером вдали пророкотало несколько раз - на учебной стрельбе в

красноармейских лагерях.

Иона брел по гравию ко дворцу, и ключи бренчали у него на поясе. Каждый

раз, как уезжали посетители, старик аккуратно возвращался во дворец, один

обходил его, разговаривая сам с собой и посматривая внимательно на вещи.

После этого наступал покой и отдых, и до сумерек можно было сидеть на

крылечке сторожевого домика, курить и думать о разных старческих

разностях.

Вечер был подходящий для этого, светлый и теплый, но вот покоя на душе

у Ионы как назло не было. Вероятно, потому, что расстроил и взбудоражил

Иону голый. Иона, ворча что-то, вступил на террасу, хмуро оглянулся,

прогремел ключом и вошел. Мягко шаркая по ковру, он поднялся по лестнице.

На площадке у входа в бальный зал он остановился и побледнел.

Во дворце были шаги. Они послышались со стороны биллиардной, прошли

боскетную, потом стихли. Сердце у старика остановилось на секунду, ему

показалось, что он умрет. Потом сердце забилось часто-часто, в перебой с

шагами. Кто-то шел к Ионе, в этом не было сомнения, твердыми шагами, и

паркет скрипел уже в кабинете.

"Воры! Беда, - мелькнуло в голове у старика. - Вот оно, вещее, чуяло...

беда". Иона судорожно вздохнул, в ужасе оглянулся, не зная, что делать,

куда бежать, кричать. Беда...

В дверях бального зала мелькнуло серое пальто и показался иностранец в

золотых очках. Увидев Иону, он вздрогнул, испугался, даже попятился, но

быстро оправился и лишь тревожно погрозил Ионе пальцем.

- Что вы? Господин? - в ужасе забормотал Иона. Руки и ноги у него

задрожали мелкой дрожью. - Тут нельзя. Вы как же это остались? Господи

Боже мой... - Дыхание у Ионы перехватило, и он смолк.

Иностранец внимательно глянул Ионе в глаза и, придвинувшись, негромко

сказал по-русски:

- Иона, ты успокойся! Помолчи немного. Ты один?

- Один... - переведя дух, молвил Иона, - да вы зачем, царица небесная?

Иностранец тревожно оглянулся, потом глянул поверх Ионы в вестибюль,

убедился, что за Ионой никого нет, вынул правую руку из заднего кармана и

сказал уже громко, картаво:

- Не узнал. Иона? Плохо, плохо... Если уж ты не узнаешь, то это плохо.

Звуки его голоса убили Иону, колена у него разъехались, руки

похолодели, и связка ключей брякнулась на пол.

- Господи Иисусе! Ваше сиятельство. Батюшка, Антон Иоаннович. Да что же

это? Что же это такое?

Слезы заволокли туманом зал, в тумане запрыгали золотые очки, пломбы,

знакомые раскосые блестящие глаза. Иона давился, всхлипывал, заливая

перчатки, галстух, тычась трясущейся головой в жесткую бороду князя.

- Успокойся, Иона, успокойся, Бога ради, - бормотал тот, и жалостливо и

тревожно у него кривилось лицо, - услышать может кто-нибудь...

- Ба... батюшка, - судорожно прошептал Иона, - да как же... как же вы

приехали? Как? Никого нету. Нету никого, один я...

- И прекрасно, бери ключи. Иона, идем туда, в кабинет!

Князь повернулся и твердыми шагами пошел через галерею в кабинет. Иона,

ошалевший, трясущийся, поднял ключи и поплелся за ним. Князь оглянулся,

снял серую пуховую шляпу, бросил ее на стол и сказал:

- Садись, Иона, в кресло!

Затем, дернув щекой, оборвал со спинки другого, с выдвижным пультом для

чтения, табличку с надписью "В кресла не садиться" и сел напротив Ионы.

Лампа на круглом столе жалобно звякнула, когда тяжелое тело вдавилось в

сафьян.

В голове у Ионы все мутилось, и мысли прыгали бестолково, как зайцы из

мешка, в разные стороны.

- Ах, как ты подряхлел. Иона, Боже, до чего ты старенький! - заговорил

князь, волнуясь. - Но я счастлив, что все же застал тебя в живых. Я,

признаться, думал, что уж не увижу. Думал, что тебя тут уморили...

От княжеской ласки Иона расстроился и зарыдал тихонько, утирая глаза...

- Ну, полно, полно, перестань...

- Как... как же вы приехали, батюшка? - шмыгая носом, спрашивал Иона. -

Как же это я не узнал вас, старый хрен? Глаза у меня слепнут... Как же это

вернулись вы, батюшка? Очки-то на вас, очки, вот главное, и бородка... И

как же вы вошли, что я не заметил?

Тугай-Бег вынул из жилетного кармана ключ и показал его Ионе.

- Через малую веранду из парка, друг мой! Когда вся эта сволочь уехала,

я и вернулся. А очки (князь снял их), очки здесь уже, на границе, надел.

Они с простыми стеклами.

- Княгинюшка-то, Господи, княгинюшка с вами, что ли?

Лицо у князя мгновенно постарело.

- Умерла княгиня, умерла в прошлом году, - ответил он и задергал ртом,

- в Париже умерла от воспаления легких. Так и не повидала родного гнезда,

но все время его вспоминала. Очень вспоминала. И строго наказывала, чтобы

я тебя поцеловал, если увижу. Она твердо верила, что мы увидимся. Все Богу

молилась. Видишь, Бог и привел.

Князь приподнялся, обнял Иону и поцеловал его в мокрую щеку. Иона,

заливаясь слезами, закрестился на шкафы с книгами, на Александра I, на

окно, где на самом донышке таял закат.

- Царствие небесное, царствие небесное, - дрожащим голосом пробормотал

он, - панихидку, панихидку отслужу в Орешневе.

Князь тревожно оглянулся, ему показалось, что где-то скрипнул паркет.

- Нету?

- Нету, не беспокойтесь, батюшка, одни мы. И быть некому. Кто ж, кроме

меня, придет.

- Ну вот что. Слушай, Иона. Времени у меня мало. Поговорим о деле.

Мысли у Ионы вновь встали на дыбы. Как же, в самом деле? Ведь вот он.

Живой! Приехал. А тут... Мужики, мужики-то!.. Поля?

- В самом деле, ваше сиятельство, - он умоляюще поглядел на князя, -

как же теперь быть? Дом-то? Аль вернут?..

Князь рассмеялся на эти слова Ионы так, что зубы у него оскалились

только с одной стороны - с правой.

- Вернут? Что ты, дорогой!

Князь вынул тяжелый желтый портсигар, закурил и продолжал:

- Нет, голубчик Иона, ничего они мне не вернут... Ты, видно, забыл, что

было... Не в этом суть. Ты вообще имей в виду, что приехал-то я только на

минуту и тайно. Тебе беспокоиться абсолютно нечего, тут никто и знать

ничего не будет. На этот счет ты себя не тревожь. Приехал я (князь

поглядел на угасающие рощи), во-первых, поглядеть, что тут творится.

Сведения я кой-какие имел; пишут мне из Москвы, что дворец цел, что его

берегут как народное достояние... На-ародное... (зубы у князя закрылись с

правой стороны и оскалились с левой). Народное так народное, черт их бери.

Все равно. Лишь бы было цело. Оно так даже и лучше... Но вот в чем дело:

бумаги-то у меня тут остались важные. Нужны они мне до зарезу. Насчет

самарских и пензенских имений. И Павла Ивановича тоже. Скажи, кабинет-то

мой рабочий растащили или цел? - Князь тревожно тряхнул головой на

портьеру.

Колеса в голове Ионы ржаво заскрипели. Перед глазами вынырнул Александр

Эртус, образованный человек в таких же самых очках, как и князь. Человек

строгий и важный. Научный Эртус каждое воскресенье наезжал из Москвы,

ходил по дворцу в скрипучих рыжих штиблетах, распоряжался, наказывал все

беречь и просиживал в рабочем кабинете долгие часы, заваленный книгами,

рукописями и письмами по самую шею. Иона приносил ему туда мутный чай.

Эртус ел бутерброды с ветчиной и скрипел пером. Порой он расспрашивал Иону

о старой жизни и записывал, улыбаясь.

- Цел-то цел кабинет, - бормотал Иона, - да вот горе, батюшка ваше

сиятельство, запечатан он. Запечатан.

- Кем запечатан?

- Эртус Александр Абрамович из комитета...

- Эртус? - картаво переспросил Тугай-Бег. - Почему же именно Эртус, а

не кто-нибудь другой запечатывает мой кабинет?

- Из комитета он, батюшка, - виновато ответил Иона, - из Москвы.

Наблюдение ему, вишь, поручено. Тут, ваше сиятельство, внизу-то,

библиотека будет и учить будут мужиков. Так вот он библиотеку устраивает.

- Ах, вот как! Библиотеку, - князь ощерился, - что ж, это приятно! Я

надеюсь, им хватит моих книг? Жалко, жалко, что я не знал, а то бы я им из

Парижа еще прислал. Но ведь хватит?

- Хватит, ваше сиятельство, - растерянно хрипнул Иона, - ведь

видимо-невидимо книг-то у вас, - мороз прошел у Ионы по спине при взгляде

на лицо князя.

Тугай-Бег съежился в кресле, поскреб подбородок ногтями, затем зажал

бородку в кулак и стал диковинно похож на портрет раскосого в мурмолке.

Глаза его подернулись траурным пеплом.

- Хватит? Превосходно. Этот твой Эртус, как я вижу, образованный

человек и талантливый. Библиотеки устраивает, в моем кабинете сидит. Да-с.

Ну... а знаешь ли ты. Иона, что будет, когда этот Эртус устроит

библиотеку?

Иона молчал и глядел во все глаза.

- Этого Эртуса я повешу вон на той липе, - князь белой рукой указал в

окно, - что у ворот. (Иона тоскливо и покорно глянул вслед руке.) Нет,

справа, у решетки. Причем день Эртус будет висеть лицом к дороге, чтобы

мужики могли полюбоваться на этого устроителя библиотек, а день лицом

сюда, чтобы он сам любовался на свою библиотеку. Это я сделаю. Иона,

клянусь тебе, чего бы это ни стоило. Момент такой настанет. Иона, будь

уверен, и, может быть, очень скоро. А связей, чтобы мне заполучить Эртуса,

у меня хватит. Будь покоен...

Иона судорожно вздохнул.

- А рядышком, - продолжал Тугай нечистым голосом, - знаешь кого

пристроим? Вот этого голого. Антонов Семен. Семен Антонов, - он поднял

глаза к небу, запоминая фамилию. - Честное слово, я найду товарища

Антонова на дне моря, если только он не подохнет до той поры или если его

не повесят в общем порядке на Красной площади. Но если даже повесят, я

перевешу его на день-два к себе. Антонов Семен уже раз пользовался

гостеприимством в Ханской ставке и голый ходил по дворцу в пенсне, - Тугай

проглотил слюну, отчего татарские скулы вылезли желваками, - ну что ж, я

приму его еще раз, и тоже голого. Ежели он живым мне попадется в руки, у.

Иона!.. не поздравлю я Антонова Семена. Будет он висеть не только без

штанов, но и без шкуры! Иона! Ты слышишь, что он сказал про княгиню-мать?

Слышал?

Иона горько вздохнул и отвернулся.

- Ты верный слуга, и, сколько бы я ни прожил, я не забуду, как ты

разговаривал с голым. Неужели тебе теперь не приходит в голову, как я в ту

же секунду не убил голого? А? Ведь ты же знаешь меня. Иона, много лет? -

Тугай-Бег взялся за карман пальто и выдавил из него блестящую рубчатую

рукоятку; беловатая пенка явственно показалась в углах рта, и голос стал

тонким и сиплым. - Но вот не убил! Не убил. Иона, потому что сдержался

вовремя. Но чего мне стоило сдержаться, знаю только один я. Нельзя было

убить. Иона. Это было бы слабо и неудачно, меня схватили бы, и ничего бы я

не выполнил из того, зачем приехал. Мы сделаем. Иона, большее... Получше,

- князь пробормотал что-то про себя и стих.

Иона сидел, мутясь, и в нем от слов князя ходил холодок, словно он

наглотался мяты. В голове не было уже никаких мыслей, а так, одни обрывки.

Сумерки заметно заползали в комнату. Тугай втолкнул ручку в карман,

поморщился, встал и глянул на часы.

- Ну, вот что. Иона, поздно. Надо спешить. Ночью я уеду. Устроим же

дела. Во-первых, вот что, - у князя в руках очутился бумажник, - бери.

Иона, бери, верный друг! Больше дать не могу, сам стеснен.

- Ни за что не возьму, - прохрипел Иона и замахал руками.

- Бери! - строго сказал Тугай и запихнул сам Ионе в карман бушлата

белые бумажки. Иона всхлипнул. - Только смотри тут не меняй, а то

пристанут - откуда. Ну-с, а теперь самое главное. Позволь уж. Иона

Васильевич, перебыть до поезда во дворце. В два ночи уеду в Москву. Я в

кабинете разберу кое-какие бумаги.

- Печать-то, батюшка, - жалобно начал Иона.

Тугай подошел к двери, отодвинул портьеру и сорвал одним взмахом

веревочку с сургучом. Иона ахнул.

- Вздор, - сказал Тугай, - ты, главное, не бойся! Не бойся, мой друг! Я

тебе ручаюсь, устрою так, что тебе ни за что не придется отвечать. Веришь

моему слову? Ну, то-то...

 

 

Ночь подходила к полночи. Иону сморило сном в караулке. Во флигельке

спали истомленная Татьяна Михайловна и Мумка. Дворец был бел от луны,

слеп, безмолвен...

В рабочем кабинете с наглухо закрытыми черными шторами горела на

открытой конторке керосиновая лампа, мягко и зелено освещая вороха бумаг

на полу, на кресле и на красном сукне. Рядом в большом кабинете с

задернутыми двойными шторами нагорали стеариновые свечи в канделябрах.

Нежными искорками поблескивали переплеты в шкафах, Александр I ожил и,

лысый, мягко улыбался со стены.

За конторкой в рабочем кабинете сидел человек в штатском платье и с

кавалергардским шлемом на голове. Орел победно взвивался над потускневшим

металлом со звездой. Перед человеком сверх вороха бумаг лежала толстая

клеенчатая тетрадь. На первой странице бисерным почерком было написано:

"Алекс Эртус. История Ханской ставки. 1922-1923".

Тугай, упершись в щеки кулаками, мутными глазами глядел не отрываясь на

черные строчки. Плыла полная тишина, и сам Тугай слышал, как в жилете его

неуклонно шли, откусывая минуты, часы. И двадцать минут, и полчаса сидел

князь неподвижно.

Сквозь шторы вдруг проник долгий тоскливый звук. Князь очнулся, встал,

громыхнув креслами.

- У-у, проклятая собака, - проворчал он и вошел в парадный кабинет. В

тусклом стекле шкафа навстречу ему пришел мутный кавалергард с блестящей

головой. Приблизившись к стеклу, Тугай всмотрелся в него, побледнел,

болезненно усмехнулся.

- Фу, - прошептал он, - с ума сойдешь.

Он снял шлем, потер висок, подумал, глядя в стекло, и вдруг яростно

ударил шлем оземь так, что по комнатам пролетел гром и стекла в шкафах

звякнули жалобно. Тугай сгорбился после этого, отшвырнул каску в угол

ногой и зашагал по ковру к окну и обратно. В одиночестве, полный,

по-видимому, важных и тревожных дум, он обмяк, постарел и говорил сам с

собой, бормоча и покусывая губы:

- Это не может быть. Не... не... не...

Скрипел паркет, и пламя свечей ложилось и колыхалось. В шкафах

зарождались и исчезали седоватые зыбкие люди. Круто повернув на одном из

кругов, Тугай подошел к стене и стал всматриваться. На продолговатой

фотографии тесным амфитеатром стояли и сидели застывшие и так

увековеченные люди с орлами на головах. Белые раструбы перчаток, рукояти

палашей. В самом центре громадной группы сидел невзрачный, с бородкой и

усами, похожий на полкового врача человек. Но головы сидящих и стоящих

кавалергардов были вполоборота напряженно прикованы к небольшому человеку,

погребенному под шлемом.

Подавлял белых напряженных кавалеристов маленький человек, как

подавляла на бронзе надпись о нем. Каждое слово в ней с заглавной буквы.

Тугай долго смотрел на самого себя, сидящего через двух человек от

маленького человека.

- Не может быть, - громко сказал Тугай и оглядел громадную комнату,

словно в свидетели приглашал многочисленных собеседников. - Это сон. -

Опять он пробормотал про себя, затем бессвязно продолжал: - Одно, одно из

двух; или это мертво... а он... тот... этот... жив... или я... не

поймешь...

Тугай провел по волосам, повернулся, увидал идущего к шкафу, подумал

невольно: "я постарел", - опять забормотал: - По живой моей крови, среди

всего живого шли и топтали, как по мертвому. Может быть, действительно я

мертв? Я - тень? Но ведь я живу, - Тугай вопросительно посмотрел на

Александра I, - я все ощущаю, чувствую. Ясно чувствую боль, но больше

всего ярость. - Тугаю показалось, что голый мелькнул в темном зале, холод

ненависти прошел у Тугая по суставам. - Я жалею, что я не застрелил.

Жалею. - Ярость начала накипать в нем, и язык пересох.

Опять он повернулся и молча заходил к окну и обратно, каждый раз

сворачивая к простенку и вглядываясь в группу. Так прошло с четверть часа.

Тугай вдруг остановился, провел по волосам, взялся за карман и нажал

репетир. В кармане нежно и таинственно пробило двенадцать раз, после паузы

на другой тон один раз четверть и после паузы три минуты.

- Ах, Боже мой, - шепнул Тугай и заторопился. Он огляделся кругом и

прежде всего взял со стола очки и надел их. Но теперь они мало изменили

князя. Глаза его косили, как у Хана на полотне, и белел в них лишь легкий

огонь отчаянной созревшей мысли. Тугай надел пальто и шляпу, вернулся в

рабочий кабинет, взял бережно отложенную на кресле пачку пергаментных и

бумажных документов с печатями, согнул ее и с трудом втиснул в карман

пальто. Затем сел к конторке и в последний раз осмотрел вороха бумаг,

дернул щекой и, решительно кося глазами, приступил к работе. Откатив

широкие рукава пальто, прежде всего он взялся за рукопись Эртуса, еще раз

перечитал первую страницу, оскалил зубы и рванул ее руками. С хрустом

сломал ноготь.

- Ат... чума! - хрипнул князь, потер палец и приступил к работе

бережней. Надорвав несколько листов, он постепенно превратил всю тетрадь в

клочья. С конторки и кресел сгреб ворох бумаг и натаскал их кипами из

шкафов. Со стены сорвал небольшой портрет елизаветинской дамы, раму разбил

в щепы одним ударом ноги, щепы на ворох, на конторку и, побагровев,

придвинул в угол под портрет. Лампу снял, унес в парадный кабинет, а

вернулся с канделябром и аккуратно в трех местах поджег ворох. Дымки

забегали, в кипе стало извиваться, кабинет неожиданно весело ожил неровным

светом. Через пять минут душило дымом.

Приоткрыв дверь и портьеру, Тугай работал в соседнем кабинете. По

вспоротому портрету Александра I лезло, треща, пламя, и лысая голова

коварно улыбалась в дыму. Встрепанные томы горели стоймя на столе, и тлело

сукно. Поодаль в кресле сидел князь и смотрел. В глазах его теперь были

слезы от дыму и веселая бешеная дума. Опять он пробормотал:

- Не вернется ничего. Все кончено. Лгать не к чему. Ну так унесем же с

собой все это, мой дорогой Эртус.

...Князь медленно отступал из комнаты в комнату, и сероватые дымы лезли

за ним, бальными огнями горел зал. На занавесах изнутри играли и ходуном

ходили огненные тени.

В розовом шатре князь развинтил горелку лампы и вылил керосин в

постель; пятно разошлось и закапало на ковер. Горелку Тугай швырнул на

пятно. Сперва ничего не произошло: огонек сморщился и исчез, но потом он

вдруг выскочил и, дыхнув, ударил вверх, так что Тугай еле отскочил. Полог

занялся через минуту, и разом, ликующе, до последней пылинки, осветился

шатер.

- Теперь надежно, - сказал Тугай и заторопился.

Он прошел боскетную, биллиардную, прошел в черный коридор, гремя, по

винтовой лестнице спустился в мрачный нижний этаж, тенью вынырнул из

освещенной луной двери на восточную террасу, открыл ее и вышел в парк.

Чтобы не слышать первого вопля Ионы из караулки, воя Цезаря, втянул голову

в плечи и незабытыми тайными тропами нырнул во тьму...

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: