Учебно-методические рекомендации по изучению обучающимися вопросов,




Выносимых на самостоятельное изучение

 

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены обучающимися в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы обучающихся над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. При выполнении заданий для самостоятельной (внеаудиторной) работы рекомендуется начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Обязательно следует учитывать рекомендации преподавателя, данные в ходе аудиторных занятий. Затем необходимо приступить к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой дисциплины. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью представленной в программе основной и дополнительной литературы, а также материалов правоприменительной практики. Необходимо дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных источников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях или справочниках.

 

Учебно-методические рекомендации по выполнению отдельных форм

Самостоятельной работы

Одной из основных форм самостоятельной работы является подготовка обучающегося к семинарскому занятию. Обучающийся должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем вопросам. Неуясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии разобрать их на семинарских и практических занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций, а также словарь понятий в одной тетради, это способствует более качественному усвоению учебного матери­ала.

При подготовке к семинарским занятиям в форме устного опроса и дискуссии следует изучать рекомендованные преподавателем научные монографии и статьи по проблемным вопросам гражданско-правового регулирования. Следует также обращаться к справочным правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант», использовать ресурсы сети Интернет.

При решении задач необходимо внимательно ознакомиться с условием задачи, правильно определить юридические факты, подлежащие установлению для решения задачи, определить подлежащие применению нормы гражданского законодательства, изучить необходимые материалы правоприменительной практики, определить варианты решения задачи (при необходимости). Решение задачи лучше записать в специальную тетрадь для подготовки к семинарским занятиям.

Для составления проекта юридического документа на семинарском занятии обучающемуся необходимо изучить нормативный и теоретический материал по соответствующей теме, ознакомиться с образцами документов, определить основные реквизиты подлежащего составлению документа.

Методические рекомендации по проведению семинара-дискуссии

Сценарий семинара-дискуссии.

Цель занятия: сформировать у студентов понимание сущности цивилистического процесса

В начале семинарского занятия обсуждаются вопросы темы № 1, уясняются основные понятия и проблемы темы. Затем проводится дискуссия по вопросам развития цивилистического процесса, его роли в судопроизводстве. Для этого несколько студентов группы готовят вопросы, выносимые на рассмотрение.

Преподаватель введение в проблему:

Происхождение термина «цивилистический процесс», как это соотносится с гражданским, арбитражным процессом.

Содержание дискуссии: доктринальное толкование понятия «цивилистический процесс», научные дискуссии по этой теме.

Предлагается обсудить основные вопросы:

1). О понятиях «гражданский процесс», «арбитражный процесс» и гражданское судопроизводство»

2). Взаимосвязь актуальных проблем гражданского процесса с эффективностью правосудия.

3). Основные противоречия теории и практики правосудия по гражданским делам.

4) Общие тенденции развития правосудия и актуальность их единого рассмотрения.

В ходе дискуссии необходимо выразить мнение о единстве и различиях в гражданском и арбитражном процессе, какое значение имеет их объединение, какова эффективность их объединения, какие пути создания единого законодательного обеспечения этого процесса.

Дискуссия требует изучения научной литературы, законодательных источников, программ развития судебной системы, судебной практики.

1. Обсуждение поставленных проблем по заданной схеме, при этом выступить должен каждый студент, а преподаватель играет роль ведущего-координатора.

2. Оценка высказанных мнений, определение точек соприкосновения вопросов дискуссии и выработка общего группового мнения.

3. Заключительное слово преподавателя: подведение итогов дискуссии, выявление положительных и отрицательных сторон в проведении занятия в указанной форме. Используя заранее подготовленную карточку учета действий участников семинара-дискуссии, преподаватель определяет качество участия студентов. Критерии оценивания действий каждого из участников позволяют объективно выставить очки, которые трансформируются в традиционную оценку по четырехбалльной системе.

Подведение итогов дискуссии заносятся в карточку учета действий семинара-дискуссии.

 

Методические указания по проведению изучения и обобщения судебной практики

Приступая к проведению обобщения, необходимо прежде всего изучить или повторить нормативный материал, постановления Верховного Суда РФ, рекомендуемую юридическую литературу. Особо нужно обратить внимание на сложные, неоднозначно решаемые вопросы. Их следует выписать. Это будет Ваша анкета или программа изучения опубликованной практики. Таким образом, составление анкеты или программы изучения судебной практики – это начальный этап практического исследования. Затем можно переходить ко второму этапу – собственно изучению судебной практики по гражданским делам. С учётом сложности дела определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному спору, то разрешается использовать и более раннюю практику.

В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Эту информацию следует зафиксировать и обратиться к соответствующему номеру Бюллетеня.Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – https://vsrf.ru/ Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности в СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.

Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: https://www.sudrf.ru/) и Информационно-правовая система «Актоскоп» (режим доступа: https://actoscope.com/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации. Сложности в работе с этими источниками связаны с отсутствием возможности поиска по ключевым словам и необходимостью обращения непосредственно к сайтам судов. Поэтому при работе с этими порталами следует предварительно изучить вопрос о подведомственности и подсудности конкретного спора.

Следующий этап работы – это систематизация, анализ собранных решений, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:

- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;

- по каким основаниям фактам квалифицируются правоотношения;

- имели ли место ошибки в квалификации правоотношений и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков фактического состава они допускались, их причины;

- имел ли место различный подход к квалификации спора отдельными судами;

- как решаются вопросы разграничения со схожими правоотношениями, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.

Заключительный этап – оформление результатов проведенного обобщения судебной практики. Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются: Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики. Приложения (приобщаются наиболее важные судебные решения).Если того требует задание, то на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся (или приводится из числа изученных дел) учебная задача (казус). Содержание и объем обобщения не могут быть строго ограничены, в первую очередь должны достигаться цели и задачи исследования.

Итоги обобщения могут быть использованы при написании курсовых работ и магистерской диссертации.

Сценарий обобщения судебной практики по трудовым спорам. При изучении дисциплины необходимо самостоятельно выполнить задание – обобщение судебной практики по одной из категорий судебных споров: о приеме на работу и заключении трудового договора; о переводе на другую работу и расторжении трудового договора; об оплате труда; о материальной ответственности сторон трудового договора и др.

Под обобщение судебной практики понимается исследовательская работа в области трудового права и законодательства, направленная на систематизацию и анализ трудовых споров, выделение относительно устойчивых различий применения судами законодательства о труде, выявление способствующих этому причин (например, несовершенство нормативных актов).

Целью обобщения является изучение выявленной проблемы, выработка предложений по единообразному применению трудового законодательства, отдельных его институтов, В случае существования пробелов правового регулирования следует дать рекомендации по их преодолению.

Методика проведения обобщения. Приступая к проведению обобщения, необходимо тщательно изучить учебную и научную литературу, посвященную особенностям рассмотрения индивидуальных трудовых споров, изучить соответствующее трудовое и гражданско-процессуальное законодательство, судебную практику, в том числе практику Верховного Суда РФ, существующие обобщения по рассматриваемой категории трудовых споров. Возможно также изучение зарубежного законодательства, направленного на регулирование сходных вопросов в области трудового права. В некоторых случаях следует обратиться к проектам нормативных актов, которые планируется принять в ближайшее время и которые, возможно, направлены на преодоление существующих проблем в судебной практике.

Важным элементом работы над обобщением практики рассмотрения отдельных категорий индивидуальных трудовых споров является обращение в судебные органы, органы прокуратуры или адвокатуры по месту жительства.

Непосредственно изучение судебных дел является предпочтительным. В этом случае обобщение может быть проведено в масштабе района, города, края. Однако, если это невозможно, следует обратиться к обобщению опубликованной судебной практики. Получить задание на проведение обобщения необходимо у преподавателя дисциплины, ведущего семинарские занятия. При этом следует определить границы обобщения, объем исследуемого материала, методы его изучения. После этого создается план работы над обобщением, в котором необходимо отразить следующее: основные цели и задачи обобщения; актуальность обобщения данной категории трудовых спорив; перечень предстоящих мероприятий и сроки их выполнения; предполагаемой использование результатов обобщения. План необходимо также согласовать с преподавателем.

При работе над обобщением по индивидуальным трудовым спорам следует учитывать специфику изучения гражданских дел и обратить внимание на:

1) причины, способствующие возникновению трудовых споров (нарушение законности в деятельности организаций, должностных лиц и др.);

2) соблюдение судами требований закона при приеме исковых заявлений (подведомственность, подсудность, исключения из общих правил, характерных для трудовых споров);

3) мотивированность отказа в принятии исковых заявлений, процессуальное оформление отказа, обоснованность оставления заявления без рассмотрения, обоснованность возврата исковых заявлений, соблюдаются ли при этом основания возврата и оставления заявления без движения. Следует обращать внимание на сроки, представляемые судом для устранения недостатков;

4) разъяснение заявителю порядка разрешения его требований в случаях, если спор не подведомственен суду, разъясняется ли порядок обжалования определения в установленных законом случаях;

6) соблюдение судами норм материального трудового права, какие характерные ошибки при этом допускаются (неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению, неправильное толкование закона);

7) по делам, рассмотренным судами по существу с вынесением решения, следует проверить, правильно ли суд определил и выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, доказаны ли в суде данные обстоятельства, соответствуют ли выводы суда, изложенные в решении обстоятельствам дела;

8) соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел; выяснить причины нарушения сроков;

9) соблюдение требований ГПК РФ при рассмотрении дел по заочному и приказному производству;

10) своевременность и качество составления документов, соблюдение требований о структуре и содержании решения;

11) правильность применения норм о судебных расходах;

12) своевременность и правильность обращения решений к исполнению.

13) соблюдение требований ГПК РФ при рассмотрении дел по заочному и приказному производству;

В ходе изучения конкретных судебных дел и материалов необходимо отбирать только те из них, которые являются характерными по изучаемой теме. При этом следует также выявлять конкретные примеры, не часто встречающиеся в практике.

При описании практического материала исследования необходимо указать, какие материалы судебной практики изучались, категорию индивидуальных трудовых споров дел, какими регионами представлена судебная практика, количество дел, статистические данные, применялось ли анкетирование. Для наглядности к обобщению могут быть приложены копии судебных актов, а также иллюстрация: графики, таблицы, инструкции, опросные листы. Выводы и предложения должны быть обоснованными. В выводах должна содержаться объективная оценка полученных данных. Наряду с недостатками и ошибками, следует указывать и положительные моменты, выявленные при изучении отдельной категории трудовых споров. Содержание и объем обобщения не могут быть строго ограничены, в первую очередь должны достигаться цели и задачи исследования.

Методические рекомендации по решению ситуационных задач реконструктивного уровня

позволяют оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.

Решение задач призвано показать умение студента применять на практике различные правовые нормы, достаточное для правильного разрешения конкретных юридических ситуаций, показывает степень готовности к самостоятельной работе на практике.

Непосредственно перед решением задачи студенту следует освоить теоретический материал по соответствующей теме, ознакомиться с содержанием основных нормативных правовых актов, международных договоров, регулирующих соответствующую область гражданско-процессуальных правоотношений, а также изучить рекомендуемые материалы юридической практики. При решении задачи студенту необходимо: 1) внимательно изучить ее условия; 2) выявить природу складывающихся общественных отношений; 3) определить круг применимых источников гражданского процессуального права и установить конкретные правовые нормы, необходимые для правильного решения задачи; 4) применить выбранные правовые нормы к условиям задачи. Решая задачу, следует не только выбрать, но и обосновать применение подходящей юридической нормы, а также указать аргументы, по которым не следует принимать во внимание позицию противоположной стороны. Целесообразно сослаться и на имеющиеся положения юридической практики.

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению контрольного опроса по дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса»

Устный опрос, в первую очередь, предполагает проверку пройденного материала по конкретной теме дисциплины. Преимущество устного опроса - активизация работы и возможность проконтролировать знания большого количества обучающихся.

В ходе опроса всем присутствующим дается возможность участвовать в дополнении, уточнении, исправлении ответа опрашиваемого. Вопросы логически взаимосвязаны, находятся в границах изучаемой темы. Таким же должен быть и ответ обучающегося – конкретным и полным.

Как правило, с перечнем контрольных вопросов к практическому занятию, предполагающему устный опрос по конкретной теме, обучающиеся знакомятся заранее. В связи с чем, при грамотном распределении времени на самостоятельную (внеаудиторную) подготовку к практическому занятию с применением устного опроса и при выполнении указанных методических рекомендаций, обучающемуся можно успешно пройти данное испытание и получить положительную оценку.

В частности, целесообразно по каждому вопросу написать краткий план предстоящего ответа, стараясь исключать дополнительную информацию о событиях, фактах, не раскрывающих сущность ответа вовсе или достаточно отдаленных от сути. Как правило, логическая структура развернутого ответа на вопрос включает в себя вводную (вступительную), собственно содержательную и заключительную части. В качестве дополнения к выводам можно указать авторскую позицию по проблеме.

В дополнение к устному опросу можно провести опрос на знание категориально-понятийного аппарата по схеме «понятие-определение», что позволит сформировать у обучающегося и закрепить исходную логико-методологическую базу теоретического познания по исследуемой теме дисциплины.

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Студенты заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такому роду работ.

Контрольная работа – это развернутое, последовательное и логичное изложение вопросов, раскрывающих содержание одной из рекомендованных тем (по выбору обучающегося). Перечень тем разрабатывается преподавателем. Целью работы является выработка самостоятельных навыков исследования источников и литературы по дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса» и умения делать выводы и обобщения по раскрываемой теме.

Приступая к написанию контрольной работы, обучающийся должен изучить дисциплину в объеме, установленном учебным планом, и в соответствии с программой курса.

Процесс подготовки к выполнению контрольной работы включает в себя несколько этапов:

определение варианта контрольной работы. Тема контрольной работы выбирается обучающимся по первой букве фамилии (Вариант 1 (А-И); Вариант 2 (К-П); Вариант 3 (Р-Я).

- внимательное изучение темы и вопросов, содержащихся в приведенном к ней плане. В частности, необходимо изучить литературу, рекомендуемую к каждой теме, и другие источники, которые могут быть использованы в работе. Из подобранной литературы выбрать материал, имеющий отношение к вопросам плана;

- при ответе на теоретические вопросы необходимо составлять план ответа, а каждый вопрос плана сопровождать собственными комментариями;

- в случае необходимости - подбор практического материала по теме работы;

- написание и оформление контрольной работы должно осуществляться в строго определенные учебным планом сроки.

Структура контрольной работы, выполняемой по вариантам, разработанным кафедрой, включает:

- титульный лист, содержащий название высшего учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы, ученое звание и степень научного руководителя, фамилию, инициалы автора, номер группы;

- оглавление;

- теоретический вопрос (если теоретических вопросов в задании более одного, то каждый теоретический вопрос выносится в оглавление отдельно);

- практическое задание (задачи) - каждая из задач выносится в оглавление отдельно;

- список литературы, использованной в процессе написания работы;

- приложение (в случае необходимости).

Работа открывается титульным листом.

После титульного листа следует оглавление, в котором дается точное наименование каждого раздела, а также подразделов с указанием страниц.

Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, соответствующему оглавлению, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту.

Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.

 

Решение задач призвано показать умение обучающегося при­менять различные правовые нормы, достаточное для правильного разрешения конкретных юридических ситуаций, показывает степень готовности к самостоятельной работе на практике.

Решение задачи должно быть подробным, аргументированным, подкрепленным ссылками на соответствующие правовые нормы с учетом их судебного или доктринального толкования.

Решение задачи начинается с анализа ситуации, требующей правового обоснования, и ее правовой оценки. Если предложен­ная в задаче ситуация не может быть оценена однозначно, не­обходимо самостоятельно назвать конкретизирующие условия, при которых возможно принятие определенного решения. Возможно приведение различных вариантов решения, если законодательство позволяет это делать. Необходимо помнить, что по многим позициям существует зачастую прямо противоположная судебная практика. Поэтому исследование соответствующих материалов конкретных дел (в составе СПС «КонсультантПлюс», «Гарант», ГАС «Правосудие» и т.д.) поможет правильно и полно разрешить ситуацию, предложенную в контрольной работе.

Библиографический список является обязательной составной частью контрольной работы. При составлении списка литературы сначала приводится список нормативных правовых актов (по иерархии), международных договоров (если они использовались), а затем – список учебной и научной юридической литературы в алфавитном порядке фамилий авторов или названий (если источник является коллективным трудом или сборником). В завершении приводится список материалов судебной или иной юридической практики.

Страницы контрольной работы должны иметь нумерацию (сквозную). Номер страницы ставится вверху в правом углу. На титульном листе и 2-ой странице (оглавление) номер страницы не ставится. Оптимальный объем контрольной работы 10-15 страниц машинописного текста (размер шрифта 14), одинарный интервал на стандартных листах формата А-4, гарнитура Times New Roman, абзацный отступ – 5 знаков; сноски печатаются 10 шрифтом. Поля: верхнее –15 мм, нижнее –15мм, левое –25мм, правое –10мм.

В тексте контрольной работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).

 

Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Промежуточной формой контроля знаний обучающихся по дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса» в 3 семестре является экзамен. Вопросы к экзамену обновляются и утверждаются на заседании кафедры ежегодно. Перечень вопросов соот­ветствует рабочей программе по гражданскому праву. Экзаменационные билеты включают до трех вопросов по различным темам дисциплины. Обновленный пе­речень вопросов выдается обучающимся перед началом экзамена­ционной сессии. Билеты не выдаются.

Цель экзамена – проверка и оценка уровня полученных обучающимся специальных познаний по предмету, а также умения логически мыслить, аргументиро­вать избранную научную позицию, реагировать на дополнитель­ные вопросы, ориентироваться в массиве правовых норм, дефиниций и категорий гражданского права. Оценке под­лежит также правильность и грамотность речи. Допол­нительной целью экзамена является формирование у обучающихся таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, экзамен по предмету проверяет сложившуюся у обучающегося систему знаний в данной области правового регулирования и играет боль­шую роль в подготовке грамотного специалиста.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на ка­чественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Объемность и массив­ность нормативно-правового и научного материала не позволяет обучающимся за время изучения дисциплины проработать и обсудить с преподавателем на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала, в том числе нор­мативного, при изучении предмета «Актуальные проблемы цивилистического процесса» обучающиеся должны освоить самостоятельно. В связи с этим экзамен при­зван побудить их получить новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем в период изучения дисциплины. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систе­му, увидеть перспективы развития науки процессуального парва.

При подготовке к экзамену по предмету обучающихся возникает немало вопросов и трудностей, начиная с вопро­сов о том, как и по каким учебникам готовиться и как выстро­ить ответ, чтобы получить наивысшую оценку, и заканчивая вопросами о том, как изложить свою собственную научную позицию по проблемным темам курса.

Рекомендуемые для подготовки к экзаменам учебники и научную литературу преподаватель называет обучающимся еще на первых лекциях (см. список основной и дополнительной литературы к рабочей программе).

Обучающийся в целях получения качественных и системных зна­ний должен начинать подготовку к экзамену задолго до его проведения, лучше с самого начала лекционного курса по гражданскому праву. Значительный объем и сложность материала не позволяют получить высокий балл тем обучающимся, которые пытаются «одолеть» курс лишь за период сессии. Гарантией запоминания и усвоения материала по курсу гражданского права является сис­тематическое (от лекции к лекции, от семинара к семинару) его изучение. Усвоению проблемных тем курса помогают участие обучающихся в проведении семинарских занятий в интерактивных и активных формах, тестирование, выступления с докладами на семинарских занятиях и научных кон­ференциях.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен так, чтобы за предо­ставленный срок он смог равномерно распределить приблизительно равное ко­личество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выде­лен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающимся самостоятельно перепроверить усвоение материала. Такой метод рекомендуется тем обучающимся, которые пользуются наиболее традиционным способом запоминания ма­териала – его повторением. Весьма эффективным способом является составление кратких конспектов по вопросам экзамена.

Вопросы, выносимые на экзамен, а также критерии оценки содержатся в фондах оценочных средств по дисциплине «Актуальные проблемы цивилистического процесса».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: