Тема 12. Административная ответственность




РАЗДЕЛ 2

ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ

Юридическая ответственность может быть административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, и т.п. В зависимости от тяжести последствий водитель, в соответствии с действующим законодательством водитель может быть привлечен к уголовной, гражданской или административной ответственности (рис. 12.1).

Тема 12. Административная ответственность

Понятие об административной ответственности

Административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. Административная ответственность определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 1.5 КоАП устанавливает принцип презумпции невиновности (рис. 12.2):

– лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

– лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

– лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;

– неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Административные правонарушения

Под административным правонарушением (проступком) согласно ст. 2.1 КоАП понимается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. При этом административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Сформулированное понятие отражает специфические признаки (черты) административного правонарушения – его антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Виды административных правонарушений

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие «деяние». Деяние – это действие, поступок, свершение. В целом, это акт волевого поведения, который включает в себя два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение прав охоты, рыбной ловли, не остановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

Водитель может быть привлечен к административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, правонарушения на транспорте, правонарушения в области дорожного движения, правонарушения против порядка управления (рис. 12.3).

Правонарушения можно условно разделить: на очевидные и не очевидные. К очевидным относятся, в частности, отсутствие в кармане водительского удостоверения, регистрационного документа на транспортное средство или не пройденный технический осмотр. Такие правонарушения вряд ли потребуют доказательств. К не очевидным можно отнести, например, проезд на запрещающий сигнал светофора или не пристегнутый ремень. То есть те, которые при несогласии водителя с обвинением доказывать будет необходимо, но чрезвычайно трудно.

В соответствии со статьей 2.6.1. КоАП к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Понятие и виды административного воздействия

К лицам, совершившим административные правонарушения (проступки), применяются меры принуждения, именуемые административными взысканиями. Административное взыскание – это мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные взыскания имеют наибольшее сходство с мерами административного пресечения, так как их объединяет общность оснований применения мер принуждения (административное правонарушение), а также общая цель этих мер принуждения – предупреждение новых правонарушений. Однако меры административного пресечения не являются мерами взыскания и направлены прежде всего на предотвращение правонарушения и возможное привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры административного пресечения чаще всего предшествуют применению мер административных взысканий.

Административные взыскания выражаются обычно в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно как моральное осуждение, так и материальное воздействие, а также временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав и др.). Административные взыскания представляют собой целостную систему определенной природы оснований и целей их применения, а также возможной их взаимозаменяемости.

К водителю могут быть применены административные наказания (рис. 12.4):

– предупреждение;

– административный штраф;

– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

– административный арест.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей;

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, в виде права управления транспортным средством назначается на срок от одного месяца до трех лет и назначается судьей. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

– управления транспортным средством в состоянии опьянения;

– управления транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами;

– невыполнения законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

– оставления в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается судьей.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Контроль за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения и других правовых актов в области дорожного движения

Регулировать дорожное движение имеют право сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, дежурные на железнодорожном переезде и паромной переправе, работники дорожно-эксплуатационной службы, которых можно узнать по специальной экипировке. Они облачены в форменную одежду либо имеют отличительный знак (нарукавную повязку). В руках у них может быть один из следующих атрибутов: жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь, флажок. Указания этих лиц по порядку движения для водителей обязательны.

Контроль за соблюдением водителями транспортных средств Правил дорожного движения (ПДД) в системе органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Приказом Министра внутренних дел № 329 от 1 июня 1998 г., зарегистрированным в Минюсте РФ 4 июня 1998 г. (регистрационный № 1534), является исключительной компетенцией сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России и участковых инспекторов милиции. Сотрудники других служб милиции могут осуществлять указанный контроль в случаях введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с сотрудниками ГИБДД МВД России задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя органа внутренних дел.

Остановить автомобиль в соответствии с Наставлением по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД ее сотрудники могут только в следующих случаях (рис 12.5):

– за нарушение ПДД водителем или пассажирами;

– при наличии данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления;

– при нахождении транспортного средства в розыске, а также наличии данных об использовании транспортного средства в противоправных действиях;

– для опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

– при выполнении решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об организации или запрещении движения;

– для оказания помощи другим участникам движения или сотрудникам милиции.

Останавливать и проверять документы с использованием автоматизированных баз данных на право пользования и управления транспортными средствами, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз сотрудники ГИБДД могут только на стационарных постах дорожно-патрульной службы, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.

Стационарный пост дорожно-патрульной службы – место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.

Контрольный пост милиции – стационарный пост, входящий в состав межрегиональной специальной оперативно-поисковой заградительной системы по розыску автомототранспортных средств.

Контрольно-пропускной пост – наряд милиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций.

Требование об остановке подается:

– жестом руки с жезлом или диском с красным световозвращателем. Жезл (диск) направляются на транспортное средство, а затем на место, где следует остановиться;

– с помощью громкоговорящего устройства: «Водитель автомобиля (марка, цвет), регистрационный знак (номер), остановитесь (где)».

Получив указание об остановке, водитель должен включить соответствующий указатель поворота, убедиться в безопасности маневра и плавно направить автомобиль к тротуару, обочине или к тому месту, куда указал регулировщик. Водитель должен выполнять указания регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. Если дорожная обстановка не позволила остановиться рядом с регулировщиком, тогда можно, включив передачу заднего хода и убедившись в безопасности движения подъехать назад. Водитель имеете право, не выходя из автомобиля, дождаться регулировщика.

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник милиции должен представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. Все лица, которые остановили транспортное средство или проверяют документы, обязаны по требованию водителя предъявить свое служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

Сотрудники военной автомобильной инспекции могут проверять документы только у водителей, управляющих транспортными средствами Вооруженных сил РФ.

Водитель имеет право общаться с инспектором, не выходя из транспортного средства. Однако чтобы было удобнее разговаривать, может по собственной инициативе выйти ему навстречу. Если же водитель остается в транспортном средстве, то сотрудник милиции имеет право предложить ему выйти из транспортного средства в следующих случаях:

– для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

– когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;

– для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

– для проведения досмотра транспортного средства и осмотра груза;

– когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления;

– в иных случаях, когда требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо оказания помощи другим участникам движения.

Во всех случаях при общении с инспектором, независимо от того прав он или не прав водитель должен соблюдать следующие общие принципы:

– оберегать достоинство свое и инспектора;

– обеспечивать справедливость.

Нельзя разрушать отношения, а следует конструктивно разрешать противоречия. Не следует начинать разговор с отрицательных фраз. Ни в коем случае нельзя переходить на «личности». Необходимо снижать внутреннюю и внешнюю напряженность при разговоре. Быть приветливым.

Назначение административного наказания

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим КоАП. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцевсо дня совершения административного правонарушения. В случае административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При выявлении правонарушения в области дорожного движения сотрудник ГИБДД останавливает транспортное средство, водитель которого нарушил Правила дорожного движения или иные нормативно-правовые акты в области дорожного движения. Он обязан сообщить водителю, какой пункт Правил дорожного движения нарушен, и какое наказание за это нарушение предусмотрено КоАП. Если водитель убедился в том, что нарушил ПДД, то немедленно и в категоричной форме следует признать свое нарушение. При неумышленном нарушении надо постараться объяснить это инспектору.

Назначение административного наказания без составления протокола (рис. 12.6)

В случае, совершения водителем административного правонарушения, за которое предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется. В этом случае уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается штраф и выписывается постановление-квитанция (рис.12.7) установленного образца.

В постановлении-квитанции указываются:

– дата ее выдачи;

– должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;

– сведения о лице, привлеченном к административной ответственности;

– статья настоящего Кодекса либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

– время и место совершения административного правонарушения;

– сумма взыскиваемого административного штрафа.

В постановлении-квитанции о наложении административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего КоАП, кроме того должна быть указана также информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности.

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.

В случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении

При совершении правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, или административного ареста оформляется протокол об административном правонарушении (рис.12.8). Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

– дата и место его составления;

– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

– сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

– фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

– место, время совершения и событие административного правонарушения;

– статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

– объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

– время и место, рассмотрения административного правонарушения;

– иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные КоАП, а также время и место, рассмотрения административного правонарушения, о чем делается запись в протоколе. Им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему должна быть вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Если водитель считает, что инспектор не прав и готов мотивированно изложить свою позицию, то при оформлении протокола в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», следует изложить свое мнение или объяснение. При недостатке предусмотренных граф к протоколу можно приложить объяснение, написанное на листе бумаги, с указанием приложения в графе «К протоколу прилагается». Если, не готов, но считает, что инспектор не прав, может просто в протоколе написать «Не согласен, Правил не нарушал». Во всех случаях следует подписать протокол и получить на руки его копию.

Для определения и доказательства виновности большое значение имеет наличие свидетелей правонарушения. При составлении протокола по требованию водителя, инспектор обязан записать свидетелей. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Это означает, что все лица, находившиеся в транспортном средстве и которым известны обстоятельства дела, независимо от степени родства или знакомства являются свидетелями. Поэтому отказ инспектора вписать в протокол лиц, находившихся в транспортном средстве, является нарушением закона. Если инспектор отказывается записывать в протокол свидетелей, то необходимо указать их данные самому водителю.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа. По отношению к участникам дорожного движения должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования, на транспорте, в области дорожного движения, против порядка управления.

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения

В случае нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются:

– дата и место его составления,

– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,

– сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения,

– о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства

– фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,

– место, время совершения и событие административного правонарушения,

– статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,

– иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе описываются:

– действия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том порядке, в каком они производились;

– состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;

– тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;

– другие существенные для данного дела обстоятельства.

В протоколе излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра. При составлении протокола лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе. В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (рис. 12.9):

– доставление;

– административное задержание;

– личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;

– изъятие вещей и документов;

– отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

– медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

– задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

Доставление

Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Административное задержание

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. Срок административного задержания не должен превышать три часа. В случае, когда в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, оно может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе указываются:

– дата и место его составления;

– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

– сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру;

– о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Досмотр транспортного средства

Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых. Досмотр осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О досмотре транспортного средст<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: