МОУ «Гарболовская СОШ»
Программа дополнительного образования.
«Я - лидер»»
для обучающихся 8-10 классов.
Составитель: педагог-психолог,
зам. директора по ВР Воронина Е.В.
кол-во часов-8ч.
Сроки реализации проекта: июнь 2020г.
2020 год.
Программа - «Я - лидер»»
1. Общие положения. Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата на избранном поприще, не мечтал, подобно вошедшему в поговорку солдату, стать генералом. Это естественно, поскольку человек способен испытывать удовлетворение от признания окружающих и раскрыться во всей полноте своего таланта. Исходя из объективной потребности общества в социально – активной личности, был задуман проект данной программы, чтобы постепенно, шаг за шагом, вернуть понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. В связи с этим, социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства.
В школе на протяжении 8 лет действует Школьный ученический совет (ШУС), который возглавляет председатель ШУС, выбираемый всем школьным сообществом. Каждый класс отправляет в совет по 5 человек – староста класса и члены совета. И каждый год это на 60 процентов обновляет состав ШУС. Для того, чтобы девочки и мальчики подружились и могли сообща работать, новые представители проходят обучение. Так родилась идея о своей маленькой школе «Я-лидер». Взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить эту жизнь вместе с ними, предоставляя им все больше самостоятельности.
2. Пояснительная записка
Современная ситуация социального развития требует формирования самостоятельности личности как интегрального качества, способного принести успех в жизни.
Программа школы «Я - лидер» рассчитана на обучение активных учащихся, желающих сделать свою жизнь и жизнь своих товарищей насыщенной, целенаправленной, неповторимой самостоятельной и увлекательной. Школа «Я - лидер» приглашает заниматься с изложенной информацией, выполнить предлагаемые задания, поразмыслить над поставленными вопросами.
Программа школы «Я - лидер» представляет собой организацию жизнедеятельности обучающихся 8-10 классов. Количество обучающихся не ограничено.
Программа профилируется на выполнение задач по развитию у детей возможностей социальной адаптации и самоопределения в постоянно меняющихся условиях жизни. Программа школы «Я - лидер» направлена на реализацию компенсационной функции свободного времени по отношению к урочной деятельности. Данная программа - это логическое дополнение основополагающей программы воспитательной работы в школе.
Программа является комплексной. В работу школы «Я - лидер» органично вплетаются элементы проекта школьной газеты. Это сделано не случайно. Газета «Новая волна» входит в орган ученического самоуправления (ШУС).
Ведущей идеей содержания работы школы «Я - лидер» является приобретение обучающимися умений организовать дело в рамках школьного самоуправления, умение планировать, координировать, прослеживать результаты, умение анализировать, а также воспитывает терпимость, толерантность, способность понимать позиции других.
Цель:
Подготовка актива школы для работы в школьном ученическом самоуправлении.
Вовлечение активистов в работу органов ученического самоуправления, предоставление реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, содействие развитию детского и молодежного движения, формированию у старшеклассников активной гражданской позиции, организаторских способностей, развитие лидерских качеств личности, формирование членов в районный Парламент старшеклассников.
Задачи:
1. Создавать условия для развития школьной ученической организации в школе.
2. Раскрывать способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в урочное время потребностей.
3. Развивать у обучающихся коллективно-творческое мышление, инициативу и самостоятельность.
4. Научить уважать чужое мнение, отстаивать свое мнение, руководить работой коллектива.
4. Сплотить и создать работоспособный коллектив школьного ученического самоуправления.
5. Развивать навыки коммуникативных отношений посредством сотворчества.
5. Укреплять духовное и физическое здоровье учащихся.
3. Содержание программы
Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, конкурсов и соревнований.
Обучение осуществляется по принципу теория-практика, то есть все теоретические знания, участники программы закрепляют на практике.
Подготовка участников программы направлена на приобретение ими способности систематически анализировать ситуацию. Причем, анализировать реальную ситуацию, не попадая в идеологическую зависимость от тех или иных распространенных стереотипов. Для того чтобы отработать эту способность, проводится постоянный анализ ситуации на микроуровне, который отрабатывается как в имитационных ситуациях на сборах, и закрепляется на рефлексивном разборе, так и в промежутке между сборами на материале учебной и внеучебной деятельности участников, на основе выполненных ими «домашних заданий». Процесс подготовки направлен и на приобретение еще одной важной способности: способности понимать позиции других. И не только понимать, но и просчитывать возможные варианты взаимодействия между ними, а также видеть возможности для их консолидации. Наличие в программе учащихся с разными показателями успешности чрезвычайно важен для формирования этой способности. Взаимодействие обучающихся во время сборов как при совместной работе в группах, так и при участии в имитационных ситуациях, формирует понимание способов действия других людей, понимание горизонтов их дальнейшего роста. За счет этого развивается способность объединяться в команды для реализации как собственных, так и совместных проектов. Основной упор во время обучения делается на отработку управленческих навыков более высокого уровня, чем у остальных детей. Приобретённые таким образом навыки позволят не только управлять внеурочными процессами, но и консолидировать интересы личные, класса и всего сообщества школы. Учебный процесс проводится в несколько этапов. По результатам обучения формируется первый - активный коллектив подготовленных активистов, способных, в свою очередь, самостоятельно заниматься обучением и подготовкой детей в своих классах. Это «ядро» опирается в своей работе на второй состав и все вместе они формируют ученические команды, способные работать по проектам различных направлений и тематики.
Формы деятельности: диагностика лидерских качеств, мастер-класс «Я -лидер»,тренинги, лекции.
4. Ожидаемые результаты.
· Установление контактов между членами ШУС.
· Создание работоспособного органа ученического самоуправления на
· 2020-2021уч.год.
· Развитие лидерских качеств и самопознание.
№ п/п | Краткое содержание программы и календарно-тематическое планирование учебного материала | Сроки проведения | Кол-во часов |
1. | Вас избрали в органы школьного ученического самоуправления. С чего начать? Как увлечь всех или хотя бы большинство? | 3 июня | 1 ч. |
2 | Лидер ли я? Как стать успешным лидером? | 5 июня | 1 ч. |
3. | Общие и специфические качества лидера. | 10 июня | 1 ч. |
4. | Правила организаторской работы. | 12 июня | 1 ч. |
5. | Стили организаторской деятельности. | 17 июня | 1 ч. |
6. | Можете ли вы добиться успеха? | 19 июня | 1 ч. |
7. | Список «прав человека», которые необходимы для реализации потребностей вашего «я». | 24 июня | 1 ч. |
8. | Итоговое занятие. Обратная связь. | 26 июня | 1ч. |
ИТОГО | 2 ч. в неделю | часов |
Разработки практических занятий школы «Я - лидер».
Занятие 1. Вас избрали в органы школьного ученического самоуправления. С чего начать? Как увлечь всех или хотя бы большинство?
Конец - всему делу венец, а начало? Вопрос любознательного школьника.
Как мы начинаем работу?
Итак, вас избрали в органы школьного ученического управления. Естественно, как думающий человек, вы ищете ответы на вопросы: С чего начать? Что интересное придумать? Как увлечь всех или хотя бы большинство? К кому обратиться за помощью?
Существуют различные типы «вхождения» в деятельность. Подумайте, с чего бы вы хотели начать свою работу?
Предлагаем выполнить такое несложное задание: прочтите предложенные ниже варианты начала работы и выберите те из них, которые совпадают с вашим мнением.
Приступая к деятельности в органах управления, я предпочитаю начинать:
1. со знакомства со своими обязанностями;
2. со знакомства со своими правами;
3. с составления собственной модели деятельности;
4. с изучения опыта предшественников;
5. с общения с ребятами, выяснения их мнения о содержании моей деятельности, их ожиданиях;
6 с подготовки необычного, интересного дела;
7.с изучения литературы, которая поможет определиться в сущности моей деятельности;
8.с собрания родителей и выяснения их пожеланий в решении проблем с детьми;
9.с проведения исследования проблем школы, которые стоит решать в первую очередь;
10. с общего собрания учеников, где нужно определить проблемы школьников, которые предпочтительнее решать в первую очередь;
11. с обучения на семинаре по вопросам самоуправления;
12. с создания группы единомышленников.
А теперь посмотрите на ответы, определяющие ориентацию каждого на тот или иной вариант начала работы: 1) исполнитель, 2) борец, деятель, 3) творческий, 4) архивариус, 5) коммуникатор, 6) деловой, 7) интеллектуал, 8) воспитатель, 9) исследователь, 10) заинтересованный, 11) любознательный, 12) лидер.
Итак, вы попробовали выполнить первое, надеемся, несложное задание. Основная трудность, скорее всего, состояла в том, что вам было непросто сделать выбор — все казалось важным. Не отчаивайтесь: решительность и уверенность в себе вы, скорее всего, приобретете по мере накопления опыта. Приступайте к работе по второму практикуму. А завершив работу по нему, поразмышляйте, почему именно в таком порядке даны первый и второй практикумы, почему они необходимы тем, кто ведет за собой
Занятие 2.
Лидер ли я? Как стать успешным лидером?
Как Вас теперь называть? Кто есть кто?
Вы стали руководить деятельностью других. Вас можно назвать лидером (Программа «Лидер». — М., 1992).
Лидер — ведущий — человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.
Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой (по большому счету — в интересах всех людей).
Лидер-разрушитель действует в собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).
В детском объединении, организации встречаются лидеры-созидатели, роль которых различна: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-умельцы.
Деловые лидеры хорошо разбираются в межличностных отношениях. Это обусловлено стремлением деловых лидеров знать своих товарищей по организации, что позволяет конструктивно строить свои отношения с ними.
Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом.
Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, поиска новых сфер и форм деятельности.
Лидер-умелец — это наиболее подготовленный к конкретному виду деятельности член коллектива.
Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в группе в рамках организации. Успешно действующие во многих сферах жизни организации выдвигаются на роль абсолютных лидеров.
Положительные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют эмоциональные лидеры, отрицательные — деловые лидеры.
Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников в группе. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также характер принятых в нем нравственных ценностей.
Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную, разнообразную по содержанию деятельность можно создать не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.
Для развития организации как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера, приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.
Какие же качества личности определяют делового лидера? Перечислим их:
· способность управлять собой («если хочу, то смогу»), то есть способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выходить из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил (в том числе и физических);
· наличие четких личных целей («знаю, что хочу»), то есть ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и умение оценивать степень продвижения к ним;
· умение решать проблемы (найти вы ход в лабиринте мнений) — умение вы членить в проблеме главное и второстепенное, оценивать варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, а также определять необходимые ресурсы для решения проблемы;
· творческий подход к организации людей (не так, как все), что предполагает поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи и стремление к нововведениям;
· умение влиять на окружающих (вести за собой): уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личностные отношения, способность убеждать и внушать,
умение слушать других;
· знание особенностей организаторской деятельности, а именно: умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой;
· наличие организаторских способностей (в их единстве), то есть организаторское
чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психологический такт), эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе;
· умение работать с группой, предполагающее понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолевать ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу и поиску путей развития группы.
Занятие 3.
Общие и специфические качества лидера
Общие качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером):
· компетентность — знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
· активность — умение действовать энергично, напористо;
· инициативность — творческое про явление активности, готовность к выдвижению идей, предложений;
· общительность — открытость для других, потребность иметь контакты с людьми;
· сообразительность — способность быстро доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
· настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
· самообладание — способность контролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;
· работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу;
· наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;
• самостоятельность — независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
• организованность — способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):
· организаторская проницательность — тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;
· способность к активному психологическому воздействию — владение разнообразием средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;
· склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя. Поразмышляйте, попытайтесь определить, к какому типу лидера Вы принадлежите.
Оценим себя реально.
Чтобы успешно вести за собой, стоит знать не только содержание работы, правила ее организации и способы оценки, но и свои индивидуальные особенности. Попробуем их узнать. Выполните задания, которые предлагаются в тестах, и узнаете о себе немало интересного.
Мы предлагаем методику самооценки лидерских качеств, которую может использовать каждый школьник.
Если Вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру «4»; если скорее согласны, чем не согласны, — цифру «3»; если Вам трудно ответить определенно — «2»; если Вы скорее не согласны, чем согласны, — «1»; полностью не согласны — «О».
Я — лидер
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую свое время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне нелегко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение у моих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю рук.
34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроения.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься одно образным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Заполнив карточки ответов, необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая ответов на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств: А — умение управлять собой; Б — осознание цели (знаю, что хочу); В — умение решать проблемы; Г — наличие творческого подхода; Д — влияние на окружающих; Е — знание правил организаторской работы; Ж — организаторские способности; 3 — умение работать с группой.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
Если сумма баллов в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием; если сумма больше 10 — это качество развито средне или сильно.
Прежде чем сделать заключение о том, лидер ли Вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8,15, 22, 27, 29, 34, 36,41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что Вы были неискренни в самооценке.
Теперь, когда Вы составили представление о своих качествах лидера, мы предлагаем несколько советов, следуя которым их можно улучшить.
Лидер-ориентир
Рекомендации
Если у Вас низкий показатель А (управление собой), поработайте над собой:
· Стремитесь изучить себя. Посмотрите на себя внимательно в зеркало. Подумайте,
что привлекает в Вас людей, а что отталкивает. Ответьте на вопрос: что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?
· Не бойтесь выражать свои чувства. Вам могут поверить только тогда, когда Вы переживаете.
· Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Ищите поддержки у окружающих, но не стремитесь переложить свое напряжение на них.
· Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Это необходимо, так как неудачи — это тоже опыт, правда, такой, о котором приходится жалеть.
· Оценивайте свои достижения. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придает уверенности.
Если низким является показатель Б, постарайтесь, ответив на следующие ниже вопросы, определить, что именно Вы должны откорректировать в своем целеполагании.
· Действительно ли Ваши цели важны для Вас?
· Реальны ли Ваши цели?
· Достаточно ли сил Вы вкладываете в их достижение?
· Соответствуют ли Ваши цели новым обстоятельствам?
· В достаточной ли мере Вы привлекаете окружающих к достижению целей?
Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), найдите ответы на следующие вопросы:
· Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?
· Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за
первый, который мне сразу понравился?
· Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?
· Насколько при принятии решения учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?
· Поддерживают ли мои решения мои товарищи?
Если оказался недостаточно развит показатель Г (творческий подход), ответьте на следующие вопросы:
· Ценю ли я творческий подход в других людях?
· Готов ли я к неопределенности?
· Верю ли я в свои творческие способности?
· Могу ли я порвать с традициями?
· Испытываю ли я потребность в переменах?
Если у Вас трудности с влиянием на окружающих (показатель Д), учитесь устанавливать конструктивные отношения с людьми:
· Вглядитесь в другого человека.
· Увяжите для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
· «Наведите мосты» между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.
· Выразите заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.
· Раскройте свои мысли и чувства.
Будьте готовы подбодрить другого человека.
Если Вы обнаружили, что у Вас не хватает знания особенностей организаторской деятельности (показатель Е), обратитесь к правилам организаторской работы.
Занятие 4. Правила организаторской работы.
1.Выясните условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
· выделите в задаче главное и второстепенное;
· выясните время выполнения задачи;
· уточните свои права и обязанности, то, кому Вы подчиняетесь и кто подчиняется Вам; определите место выполнения задач и то, какие материальные средства для этого необходимы; повторите задание.
2. Подготовьтесь к выполнению задания:
· изучите опыт других, посоветуйтесь;
· наметьте предварительную расстановку людей;
· исходя из реальных возможностей, составьте план.
3. Подготовьте товарищей к выполнению задания:
· обсудите план со всеми, кто будет выполнять задачу;
· учтите поправки и замечания, высказанные товарищами, примите коллективное решение о том, как действовать.
4. Расставьте людей, учитывая их возможности:
· распределите работу между товарищами с учетом их способностей;
· организуйте дело так, чтобы каждый знал свои права и обязанности и чтобы за
каждый участок работы отвечал один человек.
5. Согласовывайте свои действия:
· постоянно получайте информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников — младших организаторов;
· поддерживайте связь с теми, кому подчиняетесь, получайте от них информацию обо всех изменениях в задании;
· интересуйтесь опытом выполняющих подобные задания, используйте этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.
6. Обучайте и инструктируйте своих помощников:
· подробно объясняйте им их задачу на определенный период работы;
· указывайте своим помощникам на их ошибки, оказывайте помощь в преодолении трудностей, но не подменяйте их;
· подготавливайте своих товарищей к выполнению роли организатора.
7. Учитывайте и контролируйте работу и расход материальных средств:
· привлекайте к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
· осуществляйте учет времени, отведенного на выполнение каждой части работы;
· давайте оценку работы исполнителей только на основе достоверных данных;
· старайтесь выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуйте от своих помощников их экономного расходования.
8. Будьте внимательны в период завершения работы:
· требуйте отчета о работе от своих помощников;
· при возникающих затруднениях на отдельных участках организуйте помощь;
· организуйте сдачу неиспользованных материальных средств.
9. Экономно расходуйте свое время и силы:
· осуществляйте руководство выполнением задания через своих помощников;
· решайте самые главные вопросы, не отвлекаясь на мелочи (ими займутся помощники);
· оказывайте помощь в работе на самом трудном участке.
10. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем:
· анализируйте работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя
положительный опыт, промахи и ошибки;
· давайте оценку работы на основе конкретных результатов;
· старайтесь поощрить, отметить работу своих помощников.
Если у Вас недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), постарайтесь их развить, пробуя себя в организации различных дел. Учтите при этом несколько советов:
· Поставив себя на место другого человека, уясните, как он или она смотрит
на мир, что значит быть в его положении.
· Поразмыслите над тем, что интересует другого человека, подумайте, во что он или она с удовольствием вложили бы свои силы, о чем они любят говорить.
· Установите, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
· Попытайтесь определить стиль общения с конкретным человеком.
· Работайте над созданием открытых доверительных отношений, располагайте к себе людей.
Советы тем, кто хочет успешно управлять деятельностью других:
· изучите интересы, увлечения, способности — свои и других людей;
· при распределении организаторских заданий опирайтесь не только на способности помощников, но и на их задатки, которые стоит развивать;
· чаще обращайтесь за помощью к знатокам и умельцам: от этого и делу польза, и всем приятно — их способности замечены;
· имейте в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому человеку индивидуально и с учетом этого строй те свои требования к нему.
У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.
Занятие 5. Стили организаторской деятельности (А. Н.Лутошкин):
· Ранящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эффективен в группе начинающих.
· Возвращающийся бумеранг. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
· Снующий челнок. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен
в зависимости от ситуации.
• Плывущий плот. Соглашающийся, уступчивый, невмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.
Занятие
Задание: прочтите перечисленные ниже правила ведущего за собой; подумайте, с какими из них Вы согласны, какие вызывают сомнение; сравните эти правила с теми, что Вы составили, выполняя задания второго практикума; дополните данные нами правила своими.
1. Установите ясные цели. Умные коллективы часто сами находят путь, если
знают, к чему надо прийти.
2. Начинайте с малого, «большой дуб вырастает из маленького желудя». Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
3. Прежде чем действовать, добейтесь согласия. Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
4. Составьте реальный график работы. «Москва не сразу строилась». Научиться —
означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
5. Советуйтесь часто и искренне. Люди могут сказать много ценного. Когда Вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться — это не форма, а содержание. Манипулирование людьми подрывает возможность создать группу единомышленников.
6. Свяжите создание коллектива с организационной работой. Люди с готовностью пойдут на эксперимент, если это не потребует большого объема дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.
7. Смело встречайте проблемы. Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если Вы будете играть в деятельность, то дискредитируете свои усилия.
8. Поощряйте открытость и искренность. С глубоко укоренившимися предрассудками легче справиться, а устоявшиеся взгляды изменить, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссий.
9. Не вызывайте ложных надежд. Обещать легче всего. Невыполненные обещания компрометируют Вас.
10. Если нужно, перестройте свою работу. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объем работы.
11. Помните, что неизвестное пугает больше, чем известное. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете мы сами отвечаем за свое развитие.
12. Помните, что Вы «можете загнать лошадь в воду, но не можете заставить ее пить». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
13. Не забывайте о тех, кто вне игры. Зависть может помогать развитию. Люди любят быть участниками каких-либо свершений.
14. Помните, что создание коллектива может вызвать новые проблемы. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут
перерасти свои нынешние функции.
10. При объединении людей используйте возможности каждого. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают творчество. Делегируйте
(передавайте) полномочия.
11. Принимайте помощь извне, если это необходимо. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия.
10. Люди со стороны не участвовали в организационной работе, поэтому человек извне скорее окажется беспристрастным.
11. Учитесь на ошибках. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь — это самое ценное.
12. Делайте то, о чем говорите. Дела говорят сами за себя.
Пусть Вас не покидает удача, спутница увлеченных и деятельных людей.
Занятие 6. Можете ли вы добиться успеха?
Можно ли предсказать, кто из людей «обречен» на успех? Или успех в равной мере доступен любому? Психологи все больше склоняются к мнению, что фортуна вовсе не слепа и дарить свои милости предпочитает тем, кто обладает определенным набором черт характера, и прежде всего способностью приспосабливаться к различным ситуациям. Можно сказать, что основная характеристика преуспевающих людей — их умение, почти магическое, оказываться в нужном месте в нужный момент. Это попадание в ногу с судьбой не случайность, а проявление личных качеств. Можно попытаться даже сказать, что именно в характере человека помогает ему добиться успеха. Это прежде всего:
· Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих и идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.
· Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности — умение понять психологически