М003 – Подготовка педагогов без предметной специализации




Спецификация ТЕСТА

По дисциплине «Педагогика» (для начальной школы)

Комплексного тестирования в магистратуру

(вступает в силу с 2020 года)

 

1. Цель разработки: Определение способности продолжать обучение в организациях реализующих программы послевузовского образования Республики Казахстан.

2. Задачи: Определение уровня знаний поступающего по следующим группам образовательных программ:

М003 – Подготовка педагогов без предметной специализации

3. Содержание и план теста: Тест включает учебный материал на основе типового учебного плана дисциплины «Педагогика» в следующим порядке. Задачи предоставляются на языке обучения (русский).

 

Содержание темы Количество заданий Уровень трудности
  Приоритетная роль образования в современных условиях. Три смысла понятия «образования». Парадигма современного образования: ориентация на личность и результат. Образование как стратегический приоритет 21 века. Основные направления развития мировой системы образования. Понятие системы образования. Законодательство Республики Казахстан о системе образования. Государственная образовательная политика в РК. Принципы образовательной политики. Структура системы образования РК. Типы образовательных учреждений по осуществлению среднего образования. Малокомплектные школы в РК. Развитие системы инклюзивного образования в РК. Модель обновленного содержания образования. Профессиональное развитие учителей в процессе достижения образовательных целей.   1(А) 1(В) 1 (С)
  Общая характеристика педагогической профессии и деятельности. Возникновение и становление педагогической профессии. Своеобразие педагогической профессии, её гуманистический характер. Квалификационная характеристика педагогического работника по уровням образования. Профессиональный стандарт педагогической деятельности как система минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога. Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности и её особенности. Сущность, структура и содержание профессионально педагогической деятельности. Особенности деятельности педагога-учителя и воспитателя. Функции педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности учителя.   1 (А) 1 (В) 1 (С)
  Личность педагога и его профессиональная компетентность Личность как научная категория. Психолого-педагогическая характеристика личности, компоненты личности. Личность как объект и субъект деятельности. Современные социокультурные условия и их влияние на личность. Концепция личностно ориентированного образования. Педагогическое призвание и педагогические способности как психологические основы формирования профессионально значимых качеств личности педагога. Педагогические способности и авторитет педагога. Проблемы личностных отношений в целостном педагогическом процессе. Педагогическая этика и такт учителя как основа взаимоотношений с субъектами педагогического процесса. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь. Понятие педагогическое образование. Сущность модернизации педагогического образования на основе компетентностного подхода. Сущность понятий «компетентность», «компетенция», «профессионально-педагогическая компетентность учителя». Современные требования к личности учителя. Успешное преподавание и успешный учитель. Модель учителя XXI века. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Профессиональная рефлексия и профессиональное самопознание как факторы успешной деятельности учителя.   1 (А) 1 (В) 1 (С)
  Факторы непрерывного профессионального роста педагога. Сущность понятия «непрерывное образование». Непрерывное образование личности как условие устойчивого развития общества. Педагогическое общение как основа взаимодействия субъектов педагогического процесса. Стили педагогического общения. Коммуникативная компетентность учителя в современных условиях. Культура речи педагога - условие успешности профессиональной деятельности. Этические требования к речи учителя. Педагогическая рефлексия как основа самовоспитания. Роль педагогического коллектива в самовоспитании личности педагога. Самообразование как норма, как вид профессиональной деятельности учителя в современных условиях и средство саморазвития личности учителя.   1 (А) 1 (В) 1 (С)
  Педагогика в системе наук о человеке. Становление и развитие педагогической науки. Педагогика как область современного человекознания. Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики. Задачи педагогической науки на современном этапе развития общества. Основные категории педагогики (воспитание, обучение, образование, педагогический процесс), их взаимосвязь. Специфика использования педагогической наукой междисциплинарных понятий (личность, деятельность, общение, развитие, социализация, формирование). Система педагогических наук. Формы взаимосвязи педагогики с философией, психологией, социологией, физиологией и другими науками.   1 (А) 1 (В) 1 (С)
  Методологические основы и методы педагогического исследования.Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога. Уровни методологии педагогики. законы, закономерности педагогики. Законы диалектики, их всеобщий характер. Системный подход как отражение всеобщей связи явлений. Мотивационные и аффективные теории учения. Социально-культурные теории обучения. Теория деятельности. Теория ценностей. Теория управления. Теория социализации. Диалектика взаимодействия педагогической теории и практики. Сущность и содержание научно-педагогического исследования. Организация педагогического исследования. Методы педагогической науки. Технология научно-педагогического исследования. Методы исследовательской деятельности учителя. Методологические основы педагогического исследования. Методика организации и проведения конкретного педагогического исследования   2 (В) 1 (С)
  Личность как объект, субъект воспитания и факторы ее развития и формирования.Методологическая основа педагогического понимания личности, факторов ее развития, формирования и воспитания. Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность» и их соотношение. Личность как субъект деятельности и саморазвития. Характеристика понятий «развитие», «воспитание», «формирование», «социализация» личности и их соотношение. Факторы, влияющие на развитие и формирование, воспитание, социализацию личности (внешние и внутренние, биологические и социальные). Личность как объект и субъект воспитания, собственного развития. Движущие силы и основные закономерности развития и формирования личности.. Понятие о возрастных особенностях развития личности, ее природный потенциал. Развитие потенциала талантливых и одаренных детей. Возрастные этапы в развитии личности обучающегося, характеристика возрастной периодизации. Теория разума в контексте возрастынх различий. Педагогическая поддержка развития, обучения, саморазвития, самовоспитания обучающихся.   1 (А) 1 (В) 1 (С)
  Сущность и структура целостного педагогического процесса (ЦПП). Понятия «объект деятельности учителя» и «педагогический процесс» (П.Ф.Каптерев, Н.Д.Хмель, В.А.Сластенин и др.). Педагогический процесс как социальная система. Признаки и свойства педагогического процесса. Взаимодействие учителя и учащихся как субъектов деятельности (субъект-субъектные отношения) Сущностная характеристика педагогического процесса. Целостность педагогического процесса. Структура и характеристика компонентов ЦПП. Функции целостного педагогического процесса (обучающая, воспитывающая, развивающая). Противоречия - движущая сила педагогического процесса. Двигательный механизм педагогического процесса (средства, формы, методы и приемы). Воспитательные механизмы педагогического процесса как система отношений между педагогами и учащимися, отношений внутри коллектива. Знание теории целостного педагогического процесса как основа профессиональной компетентности учителя.   1 (А) 1 (В) 1 (С)
  Сущность и содержание воспитания в целостном педагогическом процессеСущность понятия «воспитание». Воспитание как часть целостного педагогического процесса. Типы воспитания в мировой истории. Cовременные концепции, типы и модели воспитания. Идеология воспитания личности правового демократического государства. Виды воспитания и их характеристика. Традиционные виды воспитания. Социально-экономическая обусловленность содержания воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Взаимосвязь видов воспитания в ЦПП. Воспитание в контексте социализации. Основные ступени социализации школьника: идентификация, индивидуализация, персонализация. Общенациональная идея "Мәңгілік ел" и главные ценности. Понятие о средствах, формах, методах воспитания как двигательном механизме. Классификация методов воспитания и критерии их разработки. Основы семейного воспитания. Семья как фактор и активный субъект социализации личности ребенка. Нормативно-правовые основы семейного воспитания.   1 (А) 1 (В) 1 (С)
  Дидактика как теория обучения и образования. Педагогическая теория Я.А.Коменского. Основные категории современной дидактики. Сущность процесса обучения. Бихеовиористический, когнитивный, компетентностный подход в обучении. Особенности обучения в обновленном содержаний образования. Управление и лидерство в обучении. Сущность профильного обучения и особенности его организации. Обучение критическому мышлению. Таксономия Блума. Диалоговое обучение. Интерактивные методы обучения. Общее понятие о методе. Методы и методические приемы обучения. Оценивания для обучения и оценивания обучения. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Формативное и суммативное оценивание. Обратная связь. Рефлексия. Портфолио учащегося. Участие и взаимодействие учащихся в оценочном процессе: взаимооценка, самооценка, оценочное суждение. Технологии обучения в профессиональной деятельности учителя. Информационно-коммуникационная технология в преподавании и обучении. Понятие о педагогической технологии. Соотношение понятий «методика», «технология», «технология обучения», «педагогическая технология». Критерии технологичности педагогических разработок. Основные характеристики педагогических технологий.   1 (А) 1 (В) 1 (С)
Количество заданий одного варианта теста  

4. Описание содержания заданий:

Поступающий должен показать сформированные представления о педагогике как науке и практике; о тенденциях развития методологии педагогики, о процессе глобализации в образовании, о нормативных документах в области образования в Республике Казахстан, о современных подходах к образованию, особенностях обновленного содержания образования, проблемах малокомплектной школы в Республике Казахстан.

Должен знать: приоритетную роль образования в современных условиях; личность педагога и его профессиональную компетентность; факторы непрерывного профессионального роста педагога; педагогику в системе наук о человеке; методологические основы и методы педагогического исследования; личность как объект, субъект воспитания и факторы ее развития и формирования; сущность и структуру целостного педагогического процесса (ЦПП); сущность и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе; дидактику как теорию обучения и образования.

5. Среднее время выполнение задания:

Продолжительность выполнения одного задания - 2 минуты.

Общее время теста составляет 60 минут

6. Количество заданий в одной версии теста:

В одном варианте теста - 30 заданий.

Распределение тестовых заданий по уровню сложности:

- легкий (A) - 9 заданий (30%);

- средний (B) - 12 заданий (40%);

- сложный (C) - 9 заданий (30%).

7. Форма задания:

Тестовые задания представлены в закрытой форме, что требует выбора одного правильного ответа из пяти предложенных.

8. Оценка выполнения задания:

При выборе правильного ответа претенденту присуждается 1 (один) балл, в остальных случаях – 0 (ноль) баллов.

9. Список рекомендуемых литератур:

1. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студентов пед.специальностей /Хан Н.Н., Калиева С.И., Колумбаева Ш.Ж. и др. -Алматы, 2010 - 243 с.

2. Педагогика: Учебник. -Алматы: Print-S, 2005. -364 с.

3. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т.: учебник для академического бакалавриата. /И. П. Подласый. -М.: Издательство Юрайт, 2015.

4. Ахметова Г.К. и др. Педагогика: учебник. -Алматы: Қазақ университеті, 2006. -217с.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. -М:.КНОРУС, 2010. -744с.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -М. 2011. Эл. ресурс: https://www.pedlib.ru/Books/1/0075

7. Загвязинский В.И. Общая педагогика. Гриф УМО МО РФ: Учебное пособие. -Изд. Высшая школа, 2008. -391с.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. -2003, №5, С.34-42.

9. Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студентов вузов. - М., 2011.

10. Мынбаева А.К, Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения или Как интересно переподавать. Алматы, 2009. -С.341

11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. -М.: Изд.центр «Академия», 2002. - 272 с.

12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 1-х т. -М.: НИИ школьных технологий, 2006 -816с.

13. Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса: учебное пособие. - Алматы, КазНПУ им.Абая, 2008. -176 с.

14. Таубаева Ш.Т. Методология и методика педагогического исследования. В помощь начинающему исследователю. – Астана: РНПЦ «Дарын», 2009. 244с. Устемиров К., Шаметов Н.Р. и др. Профессиональная педагогика -Алматы, 2005. - 432с.

15. Хан Н.Н. Научно-практические основы сотрудничества и его реализация в педагогическом процессе школы – Алматы, 2000. -96 с.

16. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие -М.: Академия, 2010. -254 с.

17. Хуторский А. Ключевые компентенции как компонент личностно – ориентированного образование //Народное образования 2003, №2, с.58-64.

18. Школьная педагогика: Учебник /Под ред. Г.Т. Хайруллина. -Алматы: изд. «МИР», 2012. -640с.

19. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана, НАО, 2013. – 80 с.

20. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2014.- 292с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: