Использование выразительных качеств хора и хоровых партий.




Московский областной музыкально - педагогический колледж

АННОТАЦИЯ

к Государственному экзамену

По хоровому дирижированию

На американскую песню

«Маленький Джо»

Русский текст и обработка В.С. Локтева

Студентки 41 группы

Бычковой Анастасии

Класс преподавателя: Шониа Л.А.

Г.Егорьевск

2011 - 2012

Историко – стилистический анализ.

Американская песня «Маленький Джо» написана в стиле сентиментальной лирической песни из «менестрел – шоу».

Русский текст и обработка песни Владимира Локтева. Владимир Сергеевич Локтев (2.05.1911 – 28. 11.1968 г.), советский хоровой дирижёр, композитор и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954г.). В 1942 году окончил Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования.

С 1941 года художественный руководитель созданного им ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Под его руководством ансамбль стал известным исполнительским коллективом, (школой эстетического воспитания детей).

Владимир Сергеевич с ансамблем выступил во многих городах СССР и за рубежом. По его образу был создан ряд пионерских музыкальных коллективов. После смерти В.С.Локтева ансамблю присвоено его имя.

Владимир Сергеевич Локтев автор более 50 песен, в том числе: «Ты лети, ветерок», «Песня дружбы», «День счастливый», У костра» и другие.

В. Локтеву принадлежат свыше 100 хоровых обработок песен, в том числе американская песня «Маленький Джо».

С 1948 года В.С.Локтев преподавал в музыкально – педагогическом институте имени Гнесиных хоровое дирижирование. С1967 года профессор кафедры хорового дирижирования. Награждён премией Ленинского комсомола.

Типичными чертами хорового письма Локтева – композитора являются конкретность, живое поэтическое и интонационное содержание, простота, четкость формы, доступность исполнения детскими хоровыми коллективами.

Поэтический текст в русской версии В.С.Локтева.

Пример №1

1. Ночь спустилась в степи, кругом так хорошо,

Ветерок, играя, по траве бежит легко.

Светит месяц ярко, ярко, разливая серебро.

У костра сидит, любуясь ночью, Джо.

2. В небе звёзд так много, их трудно сосчитать,

Но при звездах так легко мечтать и напевать.

Джо мечтает стать отважным, чтобы все могли сказать:

«Никогда наш Джо не будет унывать ».

Текст песни рисует чудесную картину живописной ночи, где у костра сидит маленький Джо, пастушок – ковбой и мечтает стать отважным, чтобы все могли оценить его отвагу и с гордостью сказать: «Никогда наш Джо не будет унывать».

Идея поэтического текста - отобразить взаимоотношение природы и человека.

Стихотворный размер – двухсложный хорей. Использование хорея связано с чередованием ударного и безударного слога: ««Ночь спустилась в степи».

Предельно сжатыми словами нарисована большая, объёмная картина природы и маленького мальчика, который сидит у костра и мечтает стать отважным. Проанализировав текст произведения, можно сказать, что каждое слово песни очень важное.

Смысловыми акцентами выделяются слова (см. пример № 1).

Музыкально – теоретический анализ.

Жанровый анализ.

Американская песня «Маленький Джо» написана в жанре хоровой миниатюры в джазовом стиле. Жанр джаза подчёркивается острым ритмом, скачкообразной мелодией, использованием звуков и высокого и низкого регистра, применением в двухголосии в альтах хроматических ходов. Размер стихотворного текста - хорей, с точным чередованием ударного и безударного слога - придает этой музыки джазовую танцевальность.

Пример №2

Форма произведения.

1)Фортепианное вступление + А + В

1 предложение + 1 предложение + 1 предложение

4 такта + 4 такта + 4 такта

2) Куплет написан в форме замкнутого периода квадратного строения (4+ 4) с четырехтактовым фортепианным вступлением. Вступление и третье предложение интонационно одинаковы. (см. пример № 2).

Каденция 1- го предложения серединная: () F – dur.

Пример № 3

Каденция 2- го предложения заключительная, полная, автентическая, совершенная: () F – dur.

Пример №4

3. Ладотональный план.

Песня «Маленький Джо» написана в тональности F – dur, отклонение в В –dur в 9 – 10 такте, которое повторяет вступление 1 -2 такт. Смена тональности связана с раскрытием жанра песни. Она придает мелодии остроту, джазовость, контрастность, интонационную незавершённость. Лад этих тональностей мажорный, что связано с содержанием: образ юного ковбоя и картина летнего, ласкового вечера раскрывается в мажорном ладу.

Пример № 5

Характеристика мелодии.

Главным средством музыкальной выразительности в песне является мелодия, которая помогает раскрыть идею и содержание песни. По характеру песня «Маленький Джо» - лирическая, задушевная, светлая, мечтательная, именно это определяет строение мелодии. Она напевная, плавная с поступенным движением, с волнообразными подъемами и спадами.

Пример № 6

Скачки в мелодии: в 12 такте у альта на ч.4,

Пример №7

на ч.4 в седьмом такте у сопрано.

Пример №8

Эти скачки не нарушают мелодической линии, а придают ей широту, распевноть, полётность, оживление.

Размер песни 4|4

Ритм песни разнообразный, джазовый:

Пример № 9

Пунктирный:

Пример №10

Ровный:

Встречается движение половинными нотами у альтов:

Пример № 11

Встречается синкопированный ритм в 5,9 такте:

Пример №12

Есть залигованные ноты:

Пример № 13

5. Гармония

Гармонический язык на первый взгляд не трудный. Встречаются аккорды сложной гармонии:

Аккорды DD вносят в колорит песни неустойчивость, создают напряжённость и определённую, сочную краску мелодии. Использование септаккордов насыщает палитру этой песни яркой краской и мелодия становится очень выразительной.

Пример№14

Фактура.

Фактура хорового изложения гомофонно – гармоническая и полифоническая. Употребление разного вида фактур способствует более выпуклому развитию мелодической линии и усложняет музыкальный язык, придает ему большую колоритность: 1) гомофонно- гармоническая (см. пример № 4)

2) Полифоническая(подголосочная полифония):

Пример №15

7.Тембр.

Тембр в этой песне светлый, теплый, мягкий, глубокий, сочный. Тембр в этой песне зависит от содержания и распределения музыкально- тематического материала. Звучание в унисон требует светлого, мягкого тембра. Пение подголосков у альтов требует сочного, глубокого тембра.

Динамика.

Динамика песни: гибкая, подвижная, контрастная mf,p.

В каждой фразе необходимо выделить логическое смысловое ударение(см. пример № 1).

Картина ночного пейзажа, образ одиноко сидящего у костра храброго отважного маленького Джо требует разнообразия в исполнении динамических оттенков.

1 предложение – рисует ночь в степи: тишина, легкий ветерок колышет траву. Динамика в этой фразе mp, крещендо к словам в 1 фразе – «кругом»;

Во второй фразе – «траве».

2 предложение – используется контрастная динамика

1 фраза – f, 2 фраза – mp.

крещендо к словам в 1 фразе – «ярко»;

Во второй фразе – «любуясь».

mp Ночь спустилась в степи, кругом так хорошо,

mp Ветерок играя по траве бежит легко

f Светит солнце ярко, ярко, разливая серебро,

mp У костра сидит, любуясь ночью Джо.

Кульминация каждого куплета совпадает с мелодическими и ритмическими развитиями текста.

Кульминация 1- го куплета приходится на слова:

Пример №16

Общая кульминация приходится на слова 2 – го куплета:

Пример№17

Музыкальная фразировка песни полностью соотносится с фразами текста.

Значительную роль в создании характера и художественного образа играет аккомпанемент, имитирующий струнный инструмент банджо, очень распространённый среди менестрелей Америки.

Аккомпанемент простой аккордовый, подчёркивающий четырёхдольный метр, джазовый «бум- чин»

Пример№18

В аккомпанементе используется в основном ритмическая фигурация: бас- аккорд, что подчёркивает танцевальный характер этой музыки (джаз), она воплощает в своём звучании элементы звуковой изобразительности (топот конских копыт).

Для выявления особенностей развития этого произведения и точного воспроизведения характера звучания такая фигурация играет существенную роль.

Четкий ритм аккомпанемента позволяет сохранять единство темпа при разнообразии ритмического рисунка в мелодии.

Вступление, повторяющее мелодию 2 –го предложения, настраивает хористов на темп и характер исполнения произведения (см. пример №2).

Тональный план.

Основная тональность F – dur. Она соответствует характеру произведения, создавая светлое, игривое настроение.

Есть отклонение в тональность B – dur в 9 такте. Мелодия развивается, становится более гибкой, взволнованной, гармония более насыщенной, поэтому появление B – dur не случайно. Появление B –dur связано с жанром произведения, джазовый характер которого предполагает отклонения в разные тональности.

9.Темп - умеренно.

③Вокально – хоровой анализ.

Тип и вид хора.

Американская песня «Маленький Джо» написана для двухголосного детского или женского хора с сопровождением.

Диапазон хора и партий.

Диапазон хора:

Диапазон сопрано:

Диапазон альтов:

Тесситурные условия-

удобные, хоровой ансамбль естественный.

Использование выразительных качеств хора и хоровых партий.

В хоре используются выразительные средства:

сопоставление хоровых групп-

Пример№19

подголосочная имитация в партии А,

где на фоне красивой ритмической мелодии у сопрано, альты поют нисходящий поступенный ход половинными нотами-

Пример№20

В первом предложении звуковедение non legato и legato, в зависимости от содержания.

Во втором предложении у сопрано и альтов различные способы звуковедения: у сопрано кантиленное звуковедение, у альтов каждую половинную ноту надо слегка «уколоть» и уйти на диминуэндо.

Хоровой ансамбль.

Интонационная структура мелодии.

Пример№ 21

F – dur,

7 Вокально – хоровые трудности.

Учитывая особенности мелодического и гармонического строя песни, необходимо знать пути преодоления интонационных трудностей.

Вначале дирижёр работает над мелодическим строем каждой партии.

а)встречаются повторяющиеся звуки, где каждый последующий надо петь осветлённее.

Пример № 22

б)хроматические ходы на малую секунду надо петь осторожно, остро, добиваясь чистоты интонирования,эти ходы надо петь отдельно от текста, вне ритма:

Пример№23

в) хроматические ходы во втором предложении у альтов. Над этими половинными, необходимо работать очень много, от дирижёра требуется очень хороший звуковысотный показ жестом.

г) над гармоническим строем в этом произведении дирижёру приходится внимательно работать, соединяя партии альтов и сопрано на слоги, закрытым ртом, сольмизируя текст.

(см. пример№ 20)

д)в7 такте после унисона надо выстроить б 6, где в это время у сопрано скачок на восходящую кварту.

Пример№ 24

Это место предоставляет достаточную сложность, работать над ним нужно отдельно, вне ритма, выстроить интервал гармонически и мелодически по руке дирижёра. Можно пропевать сексту на отдельные cлоги, с закрытым ртом и т.д.

е) второе предложение очень трудное в гармоническом отношении из –за нисходящих секунд- половинок у альтов. В этом предложении сконцентрированы все трудности: интонационные, гармонические, ритмические, дикционные. Поэтому это место требует большой работы и времени о дирижёра:

Пример № 25

В песне «Маленький Джо» очень много ритмических трудностей, так как это произведение джазовое с характерным ритмом. Здесь и ровный и пунктирный и синкопированный ритм. Дирижёр должен не только показывать жестом, но и работать над пунктиром вне интонирования, отдельно прохлопывая ритм с детьми, прослушивая ритм каждого отдельно.

Пример № 26

Точно также работать над синкопами. Особенно трудная синкопа во втором такте. От дирижёра требуется точный, уверенный жест.

Пример № 27

Дикционных трудностей в этой песне очень много. Дикция должна быть чёткая и ясная, но вместе с тем мягкая подача слов, так как характер песни песенно – танцевальный.

Работать над сочетанием согласных звуков надо:

Согласная «р» в словах должна быть чёткой, но не глубокой, что соответствует характеру произведения.

Кр угом так хо р ошо, вете р ок иг р ая, по т р аве бежит легко.

Окончание слов не «проглатывать», произносить чётко, всем вместе снимать точно, по руке.

Уныва ть, /отважн ым, /сосчит ать.

Одним из приемов работы над ритмом является переход на схему боле мелкую, чем 4х-дольная, т. е. один такт показывается по 8- дольной схеме.

Дыхание спокойное, неторопливое, берётся через 2 такта.

Только в 5 -6 такте дыхание по партиям.

Пример № 28

④Исполнительский план.

Данное произведение может исполнять детский хор среднего состава, детьми 4 -6 классов, имеющие вокально- хоровой навык.

Песня в обработке В.С. Локтева «Маленький Джо», представляет собой поэтическую картину. Основной задачей исполнителя является создание образа.

Слушатель должен проникнуться всеми чувствами, которые вложил композитор в это произведение.

Дирижёру необходимо сделать эту песню целостным и глубоким по содержанию произведением, чтобы при хорошей звучности не пострадала ясность текста и художественного впечатления, дирижёру надо особое внимание обратить на интонацию, дикцию. Добиться четкого произношения слов.

Заключение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: