Тема 3.3. Субъекты административного права




1. Субъекты административного права. Признаки субъектов административного права. Система субъектов административного права.

2. Правовой статус субъектов административного права.

 

Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание (порядок осуществления управленческой деятельности).

Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными нормами могут выступать участниками административных правоотношений. Круг субъектов административного права многообразен.

В административные отношения вправе вступать любые лица, наделенные административной правосубъектностью.

Правосубъектность складывается из двух составляющих.

Правоспособность – установленная и охраняемая законом возможность субъекта вступать в административные отношения, приобретать права и обязанности в сфере государственного управления.

Возникает административная правоспособность с момента рождения. Однако с момента рождения она не полная. Так, право избираться на пост Президента РФ имеет гражданин, достигший 35 лет.

Дееспособность – способность субъекта своими действия приобретать права, создавать юридические обязанности и нести ответственность за свои действия, т.е. возможность реализовывать свою административную правоспособность. Административная дееспособность несет в себе способность реализации принадлежащих субъекту прав и свобод.

Административная дееспособность с возрастом может развиваться и изменяться. В полном объеме она возникает в 18 лет. Частично административная дееспособность возможна и с более раннего возраста.

С 16 лет наступает административная деликтоспособность, т.е. способность гражданина в силу норм права нести административную ответственность за совершение административного правонарушения.

Для административно-правового регулирования характерно, что у ряда субъектов право- и дееспособность совпадают и возникают одновременно. Так, с момента создания государственного органа и закрепления за ним определенных полномочий он одновременно наделяется право- и дееспособностью. В их компетенции получает выражение административная правоспособность этих органов, а в закрепленных за ними полномочия проявляется их административная дееспособность.

Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента их создания.

Иногда административная право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан.

По сложившейся многолетней традиции в учебниках административного права субъектами административного права принято считать физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством РФ нормами участвуют в осуществлении публичного управления и в реализации функций исполнительной власти.

Административное право характеризуется множеством субъектов, наделенных разнообразным правовым статусом.

Административное право различает следующие виды субъектов:

- индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);

- коллективный субъект (юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);

- специальный субъект.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российское государство, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В такой роли они являются носителями административной правоспособности. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления, в отличие от граждан, сочетающих в себе оба эти юридические качества.

Это означает, что субъектом административно-правовых отношений является, например, не республика, не край или область, не завод, не партия и т. п., а их органы управления. Характерные для гражданско-правового регулирования обязанности и права предоставляются в соответствии с действующим законодательством предприятию (в его разновидностях) как юридическому лицу. Соответственно администрация предприятия субъектом гражданской правоспособности не является. Однако именно она реализует его гражданско-правовую дееспособность.

Такое специфическое соотношение административной и гражданской право- и дееспособности объясняется, прежде всего, тем, что предприятие не является государственным органом, тем более — органом государственного управления. Потому оно и не наделено управленческой компетенцией, составляющей основу административно-правового статуса. Оно и не может в силу этого быть непосредственным участником административно-правовых отношений, хотя является субъектом административного права.

 

Статус в переводе с латинского языка – состояние, положение. Говоря о правовом статусе, следует определять его как правовое положение гражданина, установленное нормами права. Также следует отметить, что термин «правовой статус» заменяется порой такими терминами, как «правовое положение», «правовое состояние». Как правило, под «правовым состоянием» понимается совокупность закрепленных за субъектом права полномочий, запретов и обязанностей. По общему смыслу «правовой статус гражданина» – это его (гражданина) юридически закрепленное правовое положение.

Административно-правовой статус личности следует рассматривать через призму нескольких составляющих. Во-первых, это правовой статус гражданина РФ. «Человек, его основные права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав человека – обязанность государства», – гласит статья 2 Конституции РФ. Приведенная цитата Конституции РФ является главной гарантией государства его гражданину.

Следующая составляющая административно-правового статуса – социальность. Социальность определяется социальным значением человека в обществе. Реализуя свое право свободно распоряжаться своими способностями к труду, гражданин может заниматься различной трудовой деятельностью: работать в организации, служить в вооруженных силах и т.д. Занимая ту или иную социальную позицию в обществе, гражданин через предоставленные ему законом права и установленные законом обязанности реализует часть административно-правового статуса. При этом социальный статус гражданина следует делить на «общий» и «особенный».

Общий статус – это статус, присущий всем гражданам РФ. со всеми их правами и обязанностями, «особенный» же принадлежит определенным группам лиц. Ярким примером может служить военнослужащий. Обладая общим статусом гражданина РФ, он имеет право на отдых, при этом вправе выбирать место отдыха по своему усмотрению. Но как лицо, обладающее «особенным» статусом военнослужащего, он органичен в выборе места отдыха, а именно имеет ограничение в выезде за пределы РФ.

В-третьих, это индивидуальный статус, который включает в себя некие права и обязанности, которые граждане самостоятельно приобретают по своему усмотрению и для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Одним из примеров этому может служить автолюбитель, охотник. Каждый из них индивидуально должен получить разрешительный документ (водительские права, охотничий билет), позволяющий заниматься избранным делом. Следует отметить, что, приобретая права на то или иное индивидуальное занятие, гражданин приобретает и ряд обязанностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: