Развитие отечественной журналистики в период правления Николая 1. Система и типологические особенности печатных изданий.




С правлением Николая I связано тридцать лет русской истории (1825–1855 гг.). По уже устоявшейся традиции российских императоров свое правление Николай начал борьбой с крамолой, основным проводником которой в тот период считалась пресса и литература. В этой борьбе он опирался на полицию и цензуру. В цензуре новому государю не пришлось изобретать что-то: поначалу его вполне устраивала политика, которую проводило Министерство просвещения при Александре I. Но со временем знаменитый цензурный устав 1804 г. был признан несостоятельным. Основными недостатками его считались «недостаточность руководящих правил» и «отсутствие у цензуры довольного доступа и голоса к защите или одобрению хорошей и к остановке или обличению худой книги». Поэтому 10 июня 1826 г. был принят новый цензурный устав (Чугунный).(Организация официозной печати в целях укрепления самодержавного строя и борьбы со свободомыслием. "Северная пчела", тип и характер газеты, близость к III отделению ее издателей. Ф. Булгарин - журналист-приспособленец). Он был в пять(!) раз подробнее, чем первый. Смысл основных положений сводился к следующему:– цензура должна контролировать: 1) право и внутреннюю безопасность; 2) направление общественного мнения согласно с настоящими обстоятельствами; 3) науку и воспитание юношества; – в стране создавались Главный цензурный комитет в Петербурге, местные комитеты в Москве, Дерпте и Вильно. Право на цензуру оставалось и за духовным ведомством, академией и университетами, некоторыми административными, центральными и местными учреждениями. Устав определил должность цензора как самостоятельную профессию, «требующую постоянного внимания», «многотрудную и важную, поэтому она не могла быть соединена с другой должностью». Это ставило статус цензора в жесткие рамки: в случае проступка цензор отвечал за все сполна. Кроме того, в уставе очень строго определялось, что можно оставлять, а что нельзя. В этом уставе было много подробностей, не имеющих прямого отношения к цензурному процессу. Потому цензоры часто путались, а устав за его неудобный громоздкий текст и «множество дробных правил» получил от литераторов и журналистов прозвище – «чугунный». Поэтому, как только выдалась возможность, устав был отправлен на пересмотр по инициативе самого императора. 22 апреля 1828 г. Николаем I был утвержден третий цензурный устав. Он служил законным руководством для цензурного аппарата страны почти до 1860-х годов. Устав предписывал цензорам: – не придираться к словам; «исправлять слог или заменять ошибки автора в литературном отношении», а значит – не редактировать.

Положения ограничивали произвол цензоров в отношении представленных на рассмотрение текстов. В качестве основного контролирующего органа был учрежден Цензурный Комитет. Необходимо также упомянуть о еще одном административно-надзорном органе, а именно о III отделении собственной Е.И.В. Канцелярии. Согласно цензурному уставу 1828 г., на III отделение была возложена цензура драматических сочинений как на русском, так и на иностранных языках. Надо сказать, что Николай I принимал живейшее участие в решении цензурных вопросов (это даже можно считать особенностью данного периода истории цензуры). На протяжении всего царствования Ни-

колай бдительно следил за цензурным аппаратом, сам контролировал творчество ведущих литераторов и журналистов (чего стоит история с А.С. Пушкиным, когда император с 1826 по 1835 г. лично выступал цензором произведений поэта). Министерству народного просвещения приходилось считаться с бурной деятельностью императора. 28 октября 1830 г. в самом конце № 61 «Литературной газеты»

(издатель – барон Дельвиг) было напечатано стихотворения на французском языке.

За напечатание стихотворения Дельвига лишили права издавать «Литературную газету» и зачислили в число «истинно бешеных либералов». Легко заметить, что в годы николаевского правления власть старалась притормозить развитие журналистики, рассматривая ее чаще всего как оппозиционную силу. Министр просвещения граф С.С. Уваров хотел «умножить, где только можно, число умственных плотин против вторжения разрушительных европейских идей». Кроме того, он считал, что пресса рискует «простирать свои покушения к важнейшим предметам государственного управления и к

политическим понятиям, поколебавшим едва ли не все государства Европы». Еще ему не

нравилось, что печать иногда «переступает пределы благопристойности и вкуса»; поэтому цензура обязана строго контролировать литературное влияние периодической печати на публику, чтобы не развращать нравы. Он считал, что по одной статье нельзя судить о степени вредности издания, поэтому надо постоянно следить за номерами. Уваров не обошел вниманием и французскую литературу: ее читала почти вся элита, а переводные книги были доступны и более широкой аудитории. Видя в этих произведениях проявление ложной нравственности, бдительный чиновник уверял, что опасна сама поспешность, с которой они переводятся и печатаются. И, конечно же, предлагал

препятствовать распространению французских книг.

На практике дела шли еще «лучше». Был запрещен ряд авторитетных журналов, например, «Телескоп» – из-за публикации в № 15 «Философических писем» Чаадаева. Цензора, пропустившего статьи в печать, сняли с должности, а редактора журнала Н.И. Надеждина отправили «отдыхать» в Усть-Сысольск. От цензуры требовалось строго следить за тем, чтоб в периодических изданиях не возобновлялась литературная полемика. В 1836 г. было запрещено (правда, на время) открывать новые издания (с 1832 г.для открытия издания требовалось личное разрешение императора). Особого внимания – помимо журналистики – заслужила печатная продукция, обращенная к народу.

Уваров находил все больше возможностей для запретов сочинений и репрессий против журналистики. Представители цензурного ведомства следили за тем, чтобы в печать не пропускались упоминания о царях и представителях царских фамилий,не позволяли упоминать о революциях, республиках и т. п. Помимо официального цензурного аппарата, сформировалась другая цензура – негласная и неофициальная. Находилась она в руках тех учреждений, которые, будучи облечены самыми высокими полномочиями,

не стеснялись в своих действиях никакими рамками закона. В 1843 г. министру императорского двора было велено просматривать все статьи о театрах, после чего они уже подвергались действию обычной цензуры.

"Московский телеграф" Н. Полевого (1825-1834) - лучший прогрессивный журнал конца 20-х гг. Просветительский характер. Информация о последних достижениях науки и техники. Проблема народа и его роли в истории. Борьба Полевого против дворянских привилегий. " Попытки Пушкина издавать политическую газету "Дневник".
Организация журнала "Современник" (1836). Круг сотрудников. Пушкин - редактор и публицист "Современника". Полемика Белинского с охранительной прессой, с дворянской журналистикой, с аристократическими взглядами на искусство. "Философическое письмо" П. Чаадаева в "Телескопе". Пушкин, Герцен о письме Чаадаева. Закрытие "Телескопа".
Становление местной журналистики. Журналистика 1840-х годов
Кризисные явления в экономической жизни России. Активизация общественной мысли. Усиление оппозиционного движения. Крестьянские волнения начала 40-х гг.
Отражение в журналистике демократической и либеральной тенденций. Борьба "Отечественных записок" против крепостничества, теории официальной народности Уваров: самодержавие, православие, народность).
"Западническая" и "славянофильская" журналистика второй половины 1840-х гг. ("Отечественные записки" и "Москвитянин"). Деятельность петрашевцев как революционных просветителей.
Революция 1848 г. в Европе и ее влияние на общественную жизнь России.
Борьба правительства с демократическими идеями. Цензурно-политический террор конца 40-х - начала 50-х гг. и российская журналистика. "Современник" под руководством Некрасова как наиболее прогрессивный журнал этого времени. Борьба Некрасова за сохранение журнала.
Вольная русская пресса за границей
Герцен - создатель вольной русской прессы за рубежом. Вольная русская типография и ее издания. "Полярная звезда" (1855). Ее программа. Традиции декабризма. Взгляды Герцена на пути развития России. Создание "Колокола" (1857). А. Герцен и Н. Огарев - руководители и главные сотрудники издания. Горячая защита Герценом и Огаревым крестьянских интересов, требование безотлагательного проведения реформ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: