Материалы уголовного дела




Тестовый контроль

Выделить правильный ответ:

 

  1. Юридическая психология – это

1.1. раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии;

1.2. прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом.

1.3. раздел психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, присвоение личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, эффективной социализации личности.

 

 

  1. Криминальная психология– это

2.1. раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии;

2.2. раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, присвоение личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, эффективной социализации личности.

2.3. раздел юридической психологии, который изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также создания преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, преступной группы, а также пути воздействия на эту личность и группу

 

  1. Правовая психология – это

3.1. раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии;

3.2. прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом.

3.3. раздел психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, присвоение личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, эффективной социализации личности.

 

4. Перечислить методы, применяемые в юридической психологии

 

 

5.Дать письменные ответы на вопросы:

5.1.Дать определение понятия допроса.

5.2.Какие психологические приемы ведения допроса вы знаете.

5.3.Прочитайте приведенную ниже фонограмму допроса свидетеля и ответьте:

- чем сомнение и замысел следователя, проводившего допрос

- в чем заключались его психологические просчеты как в замысле, так и в тактике

Из фонограммы допроса свидетеля:

«Вопрос: Вы были свидетелем этого несчастного случая?

Ответ: Да.

Вопрос: Когда он произошел?

Ответ: 14 июля.

Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли?

Ответ: Да.

Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали?

Ответ: Да, именно так.

Вопрос: Когда это было, в какое время?

Ответ: Около 9 часов утра.

Вопрос: А теперь скажите, что произошло в 9 часов следующего дня?

Ответ: Этого я не помню.

Вопрос: Но тем не менее Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо.

Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».

 

  1. Прочитайте примеры приведенных ниже ловушек при допросах.

 

Определите для каждого из приведенных 3 случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка. Дать письменный ответ на каждый случай.

 

А) Начало допроса.

Следователь:

- Вы знали убитого Корытова?

У допрашиваемого затряслись руки:

- Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!

- Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства?Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы.

- Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой...

- В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов?

 

Б) - Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет?

- Какой пистолет?

-Отвечай!

-Не знаю...

-Да или нет?

-Нет...

- Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора!

- Этого не может быть!

- Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет».

 

В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое.

- Кто был с вами третьим?

- А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе. Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.

- Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?

Свидетель задумался.

- Нет, ничего такого у меня с ним не было.

- Вспомните получше... Лето, точнее, май.

Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха.

 

 

6. Прочитайте материалы дела. Какие особенности личности И. и обстоятельств можно использовать на различных стадиях его допроса? Какую оптимальную позицию общения целесообразно выбрать следователю на стадии установления психологического контакта с допрашиваемым? Ответ на вопросы дать письменно.

Материалы уголовного дела

И. задержан как соучастник организованной преступной группы, занимающейся разбойными нападениями на водителей автомашин. Детали задержания: сотрудник отдела уголовного розыска, представившись знакомым И., вызвал его через секретаря фирмы, где он работает, на улицу, после чего предложил сесть в автомобиль и доставил в орган внутренних дел.

По имеющейся оперативной информации известно, что среди членов преступной группы И. является новичком, авторитетом не пользуется, считается слюнтяем и в преступлениях играет второстепенную роль. Накануне задержания И. похоронил своих родителей, и У него на иждивении осталась несовершеннолетняя сестра. Кроме того, ранее И. серьезно увлекался рыбалкой и охотой, имеет высшее образование, не судим.

В преступную группу входят кроме И. двое ранее судимых за тяжкие преступления, которые задержаны и содержатся в ИВС, и организатор, местонахождение которого на данный момент не установлено.

 

 

7. Дать определение судебно- психологической экспертизы. В чем компетенция судебно-психологической экспертизы. Перечислить этапы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: