Тестовый контроль
Выделить правильный ответ:
- Юридическая психология – это
1.1. раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии;
1.2. прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом.
1.3. раздел психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, присвоение личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, эффективной социализации личности.
- Криминальная психология– это
2.1. раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии;
2.2. раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, присвоение личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, эффективной социализации личности.
2.3. раздел юридической психологии, который изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также создания преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, преступной группы, а также пути воздействия на эту личность и группу
- Правовая психология – это
3.1. раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии;
3.2. прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом.
3.3. раздел психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, присвоение личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, эффективной социализации личности.
4. Перечислить методы, применяемые в юридической психологии
5.Дать письменные ответы на вопросы:
5.1.Дать определение понятия допроса.
5.2.Какие психологические приемы ведения допроса вы знаете.
5.3.Прочитайте приведенную ниже фонограмму допроса свидетеля и ответьте:
- чем сомнение и замысел следователя, проводившего допрос
- в чем заключались его психологические просчеты как в замысле, так и в тактике
Из фонограммы допроса свидетеля:
«Вопрос: Вы были свидетелем этого несчастного случая?
Ответ: Да.
Вопрос: Когда он произошел?
Ответ: 14 июля.
Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли?
Ответ: Да.
Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали?
Ответ: Да, именно так.
Вопрос: Когда это было, в какое время?
Ответ: Около 9 часов утра.
Вопрос: А теперь скажите, что произошло в 9 часов следующего дня?
Ответ: Этого я не помню.
Вопрос: Но тем не менее Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо.
Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».
- Прочитайте примеры приведенных ниже ловушек при допросах.
Определите для каждого из приведенных 3 случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка. Дать письменный ответ на каждый случай.
А) Начало допроса.
Следователь:
- Вы знали убитого Корытова?
У допрашиваемого затряслись руки:
- Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!
- Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства?Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы.
- Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой...
- В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов?
Б) - Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет?
- Какой пистолет?
-Отвечай!
-Не знаю...
-Да или нет?
-Нет...
- Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора!
- Этого не может быть!
- Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет».
В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое.
- Кто был с вами третьим?
- А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе. Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.
- Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?
Свидетель задумался.
- Нет, ничего такого у меня с ним не было.
- Вспомните получше... Лето, точнее, май.
Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха.
6. Прочитайте материалы дела. Какие особенности личности И. и обстоятельств можно использовать на различных стадиях его допроса? Какую оптимальную позицию общения целесообразно выбрать следователю на стадии установления психологического контакта с допрашиваемым? Ответ на вопросы дать письменно.
Материалы уголовного дела
И. задержан как соучастник организованной преступной группы, занимающейся разбойными нападениями на водителей автомашин. Детали задержания: сотрудник отдела уголовного розыска, представившись знакомым И., вызвал его через секретаря фирмы, где он работает, на улицу, после чего предложил сесть в автомобиль и доставил в орган внутренних дел.
По имеющейся оперативной информации известно, что среди членов преступной группы И. является новичком, авторитетом не пользуется, считается слюнтяем и в преступлениях играет второстепенную роль. Накануне задержания И. похоронил своих родителей, и У него на иждивении осталась несовершеннолетняя сестра. Кроме того, ранее И. серьезно увлекался рыбалкой и охотой, имеет высшее образование, не судим.
В преступную группу входят кроме И. двое ранее судимых за тяжкие преступления, которые задержаны и содержатся в ИВС, и организатор, местонахождение которого на данный момент не установлено.
7. Дать определение судебно- психологической экспертизы. В чем компетенция судебно-психологической экспертизы. Перечислить этапы.