Лекция 5 Методология и методы клинической психологии
План
1. Методологические принципы клинической психологии
2. Методы исследования в клинической психологии
Вопросы
Литература
1. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 736 с.
2. Лытаев С.А., Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики.– СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2008.–320 с.
3. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. – СПб.: речь, 2007. – 320 с.
4. Сакс Оливер «Человек, который принял жену за шляпу» и другие истории из врачебной практики. – СПб.: Science Press, 2005. – 301 с.
5. Ананьев В.А. Практикум по психологии эдоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
6. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2005. – 351 с.
7. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2003.
Методологические принципы клинической психологии
Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов. Она имеет различные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно.
Методология клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое понимание личности, поведения, психопатологии).
Клиническая психология опирается на методологию и методы общей психологии.
Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов).
1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах выступает не только объектом, но и средством психологического исследования.
2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических процессов.
3. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.
4. Цель психологического исследования должна заключаться в раскрытии специфических психологических закономерностей.
5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип).
6. и т.д.
Для медицинской (клинической) психологии наибольшее значение имеют принципы: детерминизма (закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов), единства сознания и деятельности, рефлекторный (от рецептора идут сигналы в сенсорный центр, из него в моторный центр, из него поступают эффекторные команды в мышцу; по такой схеме совершаются жестко запрограммированные, элементарные кратковременные акты), историзма, развития, структурности, личностного подхода, принцип защиты (стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие информацию, потенциально враждебную Я, узнаются хуже и подвергаются большему искажению.
Принцип развития может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) развитии. Специфическим является особая категория – патологическое развитие.
Принцип структурности. В философии под структурой понимают единство элементов, их связей и целостности. Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологических явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.
Принцип личностного подхода в кл. пс. означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. Следует различать личностный и индивидуальный подходы. Индивидуальный – это учет конкретных особенностей, присущих данному человеку в данных условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых индивидуально-психологических или соматических качеств.
Принцип активности – поведение человека в заданной ситуации определяется не только ее условиями, но и в значительной мере отношением человека к ситуации.
Принцип системности развитие всего многообразия психических свойств человека не может основываться на одном источнике(биологическом или социальном), системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил как психического развития, так и психических расстройств.