Понятия и объекты авторского права




Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Энергетический факультет

Кафедра "Экономика и право"

 

Реферат

По предмету «Основы управления интеллектуальной собственностью»

Тема: «Субъекты и объекты авторского и смежных прав.»

 

Исполнитель:

студент гр. 30604114 Каковка В.Э.

 

Руководитель:

к.э.н., доцент

Дроздович Людмила Ивановна

 

 

Минск 2020


Содержание

Введение 3

1. Авторские и смежные права 4

 

2. Понятие и объекты авторского права 4

 

3. Понятие и объекты смежного права 12

 

4. Правовое регулирование 21

 

5. Патентные исследования 23

 

Заключение 27

Список литературы 28


 

Введение

Реферат направлен на освещение вопроса субъектов и объектов авторского и смежных прав, а также раскрытие вопроса правового регулирования, целей и задач проведения патентных исследований.

В данной работе изложена краткая информация по описанным выше вопросам.


Авторское право и смежные права

Авторское право и смежные права ‑ это права на творческие произведения, охраняемые на основе Закона Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах. Авторское право распростра­няется на произведения литературы, науки и искусства, компьютер­ные программы; смежные права имеют своей целью защиту прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания от несанкционированного использования ре­зультатов их интеллектуального труда.

Понятия и объекты авторского права

Авторское право не только заслужено играет ведущую роль в охране культурного наследия отдельно взятой страны, но и способ­ствует обогащению мирового культурного достояния человечества. Появлению авторского права мы обязаны Древней Греции, где авто­ру гарантировалось, что его произведение дойдет по публики в неизменном виде. Практика выплаты гонорара за произведения ли­тературы, науки и искусства появилась в Древнем Риме. Однако вплоть до изобретения книгопечатания в Европе авторское право практически не развивалось. Лишь после появления первых «поли­графических предприятий» и зарождения «пиратства» в этой сфере была осознана необходимость законодательного закрепления прав авторов на их произведения. Первый национальный закон в области защиты авторского права появился в Англии в 1709 году. Им стал Статут Анны, который ввел принцип копирайта, означающего моно­польное право автора публиковать свое произведение в течение определенного периода времени. Впоследствии подобные законы были приняты во Франции, США и других странах. Законодатели разрабатывали нормативные акты, закрепляющие и расширяющие права авторов на произведения литературы, науки и искусства, объ­являя права на результаты творческой деятельности священными. На территории Российской империи правовое регулирование ав­торского права началось в 1828 году в связи с принятием Цензурно­го устава, который также закреплял исключительное право автора на пользование и продажу своего произведения. В настоящее время авторские права на территории нашего государства охраняются в со­ответствие с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который в значительной степени воспринял уже имеющийся международный опыт, а также обязательства Беларуси, принятые в соответствие международными договорами.

Авторское право охраняет произведения, то есть выражение мыс­лей, а не сами мысли, которые не могут быть восприняты другими людьми, а, следовательно, не могут быть объектами правовой охра­ны. Для получения защиты со стороны государства результаты твор­ческой деятельности должны быть выражены в какой-либо объек­тивной форме: письменной, устной, в виде звукозаписи, видеозапи­си, изображения, объемно-пространственной и другой форме. Причем любое произведение науки, литературы и искусства подле­жит охране независимо от его качества. Тем не менее, существует требование, которому должны соответствовать все такие произведе­ния: оригинальность. Достаточно сложно определить точное право­вое значение данного термина. В странах общей системы права произведение не должно быть копией другого произведения, автор должен продемонстрировать минимальный уровень мастерства, профессионализма и самостоятельности суждений. В странах континентальной системы права требования более строгие: произве­дение должно нести отпечаток индивидуальности автора, творче­ский уровень должен превышать обычное мастерство, должен быть продемонстрирован профессионализм или самостоятельность мыш­ления.

К объектам авторского права законодательство относит следую­щие: литературные произведения (романы, поэмы, рассказы, драма­тургические произведения, переводы; в некоторых странах к литературным произведения относят частные письма, руководства по расторжению брака, экзаменационные материалы и так далее); научные произведения, в том числе статьи, диссертации, произведе­ния научного характера и другие; драматические, музыкально-дра­матические, сценарные произведения; хореографические произведе­ния и пантомима, музыкальные произведения; аудиовизуальные произведения (автором аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения); произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства, которые отража­ют реальность в зрительно воспринимаемых образах; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; компьютерные программы, базы данных, и так далее.

Не являются объектами авторского праваофициальные доку­менты (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официаль­ные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творче­ства, авторы которых не известны. Авторское право также не рас­пространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирова­ния, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковую, даже если они выражены, отображены, объяснены или во­площены в произведении.

Субъекты авторского права

Субъектами личных неимущественных прав являются авторы.

Субъектами исключительного права на произведение могут являться:

  • автор произведения (соавторы);
  • наследники автора;
  • наниматель (в отношении служебного произведения);
  • производитель аудиовизуального произведения;
  • лицо, выпускающее в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания;
  • лицо, к которому исключительное право на произведение перешло в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица – правообладателя;
  • лицо, к которому исключительное право на произведение передано по договору уступки исключительного права.

Личные неимущественные права автора

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право авторства, то есть право признаваться автором произведения;
  • право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);
  • право на неприкосновенность произведения, то есть право, обозначающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений;
  • право на обнародование, то есть право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании;
  • право на отзыв, то есть право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании. Право на отзыв может быть реализовано только при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он должен изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права на произведение к другому лицу.

Личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Любые соглашения, направленные на отказ от личных неимущественных прав автора, ничтожны.

Имущественные права автора

Автору в отношении его произведения или иному правообладателю принадлежат исключительное право на произведение, а также иные имущественные права, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Исключительное право на произведение означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение.

Использованием произведения признаются:

  • воспроизведение произведения;
  • распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности;
  • прокат оригинала или экземпляров произведения, за исключением оригинала или экземпляров компьютерной программы, если только сама компьютерная программа не является основным объектом проката;
  • импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного правообладателя;
  • публичный показ оригинала или экземпляров произведения;
  • публичное исполнение произведения;
  • передача произведения в эфир;
  • передача произведения по кабелю;
  • иное сообщение произведения для всеобщего сведения;
  • перевод произведения на другой язык;
  • переработка произведения для создания производного произведения;
  • иные возможные способы использования произведения.

Автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и (или) договором. Размер авторского вознаграждения, выплачиваемого автору (наследникам автора) за использование произведения, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

Автор или иной правообладатель для оповещения о принадлежащем им исключительном праве на произведение вправе по своему усмотрению использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:

  • латинской буквы "C" в окружности;
  • имени (наименования) правообладателя;
  • года первого опубликования произведения.

Использование знака охраны авторского права не является основанием для возникновения, изменения или прекращения каких-либо прав на произведение, в отношении которого применяется этот знак.

Право следования представляет собой имущественное право автора или его наследников. Его суть в том, что в каждом случае публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, оригиналов рукописей произведений писателей, композиторов и ученых (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и др.) автор и его наследники имеют право на получение от продавца отчислений в размере 5 процентов от цены перепродажи (право следования).

Порядок выплаты указанных отчислений определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Право следования является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора на срок действия исключительного права.

Авторское право на произведение созданное в соавторстве

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно, если иное не предусмотрено договором между ними.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено договором между ними.

Доходы от совместного использования произведения распределяются между всеми соавторами поровну, если иное не предусмотрено договором между ними.

Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить другим соавторам использование произведения.

Не признаются соавторами лица, способствовавшие созданию произведения путем оказания помощи технического, административного или финансового характера.

Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Авторское право на служебное произведение

Авторское право на служебное произведение принадлежит его автору с учетом особенностей, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Служебным произведением является произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором.

В случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором, если исключительное право на служебное произведение принадлежит нанимателю, автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за использование этого произведения.

Если наниматель в течение пяти лет со дня, когда к нему перешло исключительное право на служебное произведение, не начнет использование этого произведения или не передаст исключительное право на это произведение другому лицу, исключительное право на служебное произведение переходит к автору, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором.

После ликвидации юридического лица – нанимателя, а также в случае смерти физического лица – нанимателя при отсутствии у него наследников исключительное право на служебное произведение автоматически переходит к его автору, в случае смерти автора – к его наследникам в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем, а также реализовать принадлежащее ему право на отзыв.

Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать их указания.

Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации.

Срок действия авторского права

Личные неимущественные права на произведения науки, литературы и искусства охраняются бессрочно.

Исключительное право на произведение действует, по общему правилу, в течение жизни автора и пятидесяти лет после его смерти.

Исключительное право на анонимное произведение или произведение, используемое под псевдонимом, действует в течение пятидесяти лет с момента первого правомерного обнародования такого произведения или пятидесяти лет с момента его создания, если в течение пятидесяти лет с момента его создания оно не было правомерно обнародовано с согласия автора.

При определении срока действия исключительного права на анонимное произведение или произведение, используемое под псевдонимом, в отношении которых, автор раскрыл свое подлинное имя или его имя перестало оставлять сомнения, исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и пятидесяти лет после его смерти.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение жизни и пятидесяти лет после смерти автора, пережившего других соавторов.

Исчисление сроков, указанных выше, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения соответствующего срока.

Истечение срока действия исключительного права на произведение означает переход этого произведения в общественное достояние.

Произведения, которым на территории Республики Беларусь охрана никогда не предоставлялась, также считаются перешедшими в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права авторов.

Переход исключительного права по наследству или в порядке иного правопреемства. Охрана личных неимущественных прав авторов после их смерти

Исключительное право на объект авторского права, по общему правилу, переходит по наследству или в порядке иного правопреемства.

Охрана личных неимущественных прав авторов после их смерти осуществляется без ограничения срока их наследниками или исполнителями завещания, а при их отсутствии – уполномоченным республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.

 

Законодательство выделяет два вида прав авторов на произве­дения литературы, науки и искусства: личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование, право на отзыв), а также имущественные права, которые позволяют автору получить экономическую выгоду от результатов его творческой деятельности: право на воспроизведе­ние произведения, право на распространение, право на прокат ори­гиналов или экземпляров, публичный показ оригинала или экзем­пляров произведения, право на публичное исполнение произведе­ния, право на импорт, право на передачу в эфир, право на сообще­ние для всеобщего сведения, право на переделку или иную перера­ботку, право на вознаграждение. Личные неимущественные права принадлежат автору, не переходят по наследству, сохраняются после передачи имущественных прав. Имущественные права принадлежат автору или нанимателю, переходят по наследству или в порядке пра­вопреемства, передаются по договору. За каждый вид использования произведения науки, литературы и искусства автор имеет право по­лучать вознаграждение. Возможность свободно передавать или от­чуждать имущественные права на основе гражданско-правовых до­говоров, по сути, превратила такие права в объект хозяйственной деятельности.

Законодательством отдельно урегулирован вопрос об исполь­зовании авторского права на служебные произведения. Так, личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке вы­полнения служебного задания или служебных обязанностей (слу­жебное произведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если догово­ром между ним и автором не предусмотрено иное. Автор служебно­го произведения не вправе препятствовать его обнародованию нани­мателем.

Законодательство Республики Беларусь включает не только охрану прав авторов на произведения литературы, науки и искус­ства, но и предоставляет защиту таких прав в случае их нарушения со стороны третьих лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: