Сведения об авторе поэтического текста




Аннотация на хоровое произведение «Лунная ночь»

 

 

 

 

Выполнил студент Фмихи

группы 29Б-18:

Золотухин Геннадий Геннадьевич

Проверил: Чолий Ярослав Михайлович

Улан-Удэ 2018


Сведения о композиторе

Анатолий Андреевич Андреев вошел в историю национальной музыкальной культуры Бурятии как автор талантливых музыкальных произведений различных жанров, как автор музыки Государственного Гимна Республики Бурятия, как педагог и музыкальный организатор.

А.А. Андреев родился в 1941 г. в Улан-Удэ. В 1963 г. окончил теоретико-композиторское отделение Улан-Удэнского музыкального училища, где учился у ведущих бурятских композиторов Д.Д. Аюшеева, ЖА. Батуева и Б.Б. Ямпилова. В 1970 г. окончил композиторский факультет Уральской консерватории им. М. Мусоргского (выпускник класса профессора Б.Д. Гибалина). Дипломной работой его был первый акт оперы «Волшебная кукушка» (на собственное либретто по бурятской народной сказке). По окончании учебы возвращается в Улан-Удэ, преподает в музыкальном училище, активно сочиняет музыку, в 1971 г. становится членом Союза композиторов СССР. Авторитет молодого музыканта рос, и в 1974 г. его пригласили возглавить художественное руководство Бурятской филармонии, где он работал до 1977 г., а затем в 1985-1990 гг. По семейным обстоятельствам в 1981-1983 гг. жил в Кяхте, преподавал в местном музучилище. С 1991 г. — на творческой работе, а в 2002 г. был избран председателем правления Союза композиторов РБ. Его творческая, педагогическая и организаторская работа не раз отмечалась — он был удостоен почетных званий Заслуженного деятеля искусств Бурятии (1983) и России (1989), удостоен Премии комсомола Бурятии (1982) и Государственной премии Бурятии (1984).

На протяжении своей творческой деятельности Андреев создал более ста произведений во многих жанрах музыки — опера, балет, симфоническая поэма, оратория, музыка к драматическим спектаклям, фортепианные пьесы, романсы, хоры и песни. К окончанию консерватории Андреев был автором еще и крупного симфонического произведения — поэмы «Гэсэр» (1969), программой которой стали эпизоды из знакомого композитору с детства бурятского народного эпоса.

Из консерваторских сочинений Андреева интерес представляет «Музыка для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано» (1967). В этом одночастном квинтете проявилась способность молодого композитора, тогда еще студента, не только глубоко чувствовать, но и логично мыслить в музыке. Недаром на III съезде композиторов РСФСР (1972) ЕВ. Свиридов назвал это сочинение в числе удачных творческих опытов композиторов национальных республик, а в 1976 г. партитура квинтета была издана в Москве.

С 1970 г., когда в Улан-Удэ регулярно выступал восстановленный в 1967 г. оркестр бурятских народных инструментов, Андреев включился в работу по пополнению репертуара этого коллектива. В сюитах и отдельных пьесах для ОБНИ композитор проявил чутье к особенностям оркестра, нашел удачные соединения и сопоставления групп, добился красочных звучностей.

В начале 1984 г. хореографический репертуар Бурятского театра оперы и балета пополнился балетом «Песнь поэта» Андреева на либретто М. Заславского и Л. Линховоина.

Музыкальная драматургия «Песни поэта» традиционна: две сферы интонаций — положительная (Поэт, Песня, народ) и отрицательная (захватчики). Первая из сфер близка к ритмо-интонационности бурятской народной песни и танца, вторая — национально-нейтральна, построена на неустойчивых резких оборотах, жестких диссонансах, механических ритмах. Развитие сфер происходит в их столкновениях, с постепенным усилением положительной, а в итоге — уход отрицательной сферы.

Хоровое творчество Андреева обширно — это отдельные хоры и хоровые циклы (все на стихи бурятских поэтов). Возможности хорового жанра композитор использовал широко и разнообразно — широкое кантиленное пение, различные формы речитатива, эпизоды, где хор выступает словно бы в инструментальном качестве. Составы в его хоровых сочинениях различны. По высказываниям специалистов-хормейстеров, Андреев глубоко проникся спецификой хорового жанра, всегда добивался уравновешенного склада, удобного для хористов изложения. Хоры Андреева постоянно звучат в выступлениях профессиональных и любительских хоровых коллективов.

 

Сведения об авторе поэтического текста

Николай Дамдинов

Николай Гармаевич Дамдинов (1932—1999) — бурятский поэт, автор нескольких поэтических сборников. Перевел на бурятский язык «Маленькие трагедии» Пушкина. Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького.

В 2002 году распоряжением правительства Бурятия была учреждена премия имени Николая Дамдинова для поддержки молодых поэтов.

Поэт Андрей Румянцев вспоминал: как-то в конце пятидесятых годов он увидел группу молодых людей, вышедших из редакции журнала «Байкал». Впереди, увлекая своих спутников, размашисто шагал высокий человек в плаще с развевающимися полами. Он то и дело оборачивался к товарищам и что-то энергично говорил.

Румянцев не видел до тех пор поэта Николая Дамдинова, но почему-то сразу решил: этот высокий — он. Читателям, возможно, покажется стертой фраза о том, что поэт всегда похож на свои стихи, но в данном случае это было именно так. Небольшая поэма Николая Дамдинова «Песнь степей», опубликованная к тому времени в журнале «Новый мир», другие стихи, появившиеся на русском языке, представляли автора человеком порывистым, полным энергии, стремительно шагающим по земле.

Этот образ поэта и позднее, когда книги его широко издаются, а имя прочно вошло в бурятскую литературу, не изменился в сознании Румянцева, разве что юношеская энергия поэтического жеста в стихах Дамдинова сегодня соседствует с неторопливой интонацией умудренного жизнью человека. Но в глубине его строк по-прежнему, как огонь под пеплом, живут молодая страсть, жажда познать истину. Вот строки тех, пятидесятых, годов:

Как степью широкой,

по жизни хочу пройти.

И чего это, собственно, так спешу

прошагать дорогой земною?

Я бы мог присесть на камень,

задержаться бы мог в пути —

И она бы

не уменьшалась передо мною.

Может, верно все это,

Но спешу я, пока не стар,

К солнцу, к солнцу,

на месте одном не стоящему.

Не хочу обманывать жизнь —

самый бесценный дар!

Пусть она честно пройдет

И завершится по-настоящему.

А вот стихи последних лет:

Пусть на висках не видно серебра,

Но жизнь уже на странном перевале, —

Ты, прежний, познаешь иные дали,

Когда приходит зрелости пора.

Когда приходит зрелости пора,

Ты — как батыр на родовом совете:

Всевидящ взгляд, и мысль твоя мудра,

И за земные судьбы ты в ответе!

Кажется, у Николая Дамдинова не было поры ученичества. Первые же книги стихов на русском языке «Гудящие сосны» (1959), «Имя отца» (1962) и «Битва Нжйще» (1963), вышедшие в Москве, объединили соединили самобытные и зрелые. Они и сегодня, рядом с поздними произведениями, составляют лучшие строки местах избранных стихов Н. Дамдинова. Это маленькие поэмы «Песнь степей», «Сосна», «Ночь тридцатой весны», «Поющие сосны», стихотворения «Родословная», «Табунщик Дугар», «В гостях у Маяковского», «Девушка с Волги» и другие.

Может быть, объяснение тут простое: восприняв завет Маяковского («Поэзия — та добыча радия, в грамм — добыча, в год — труды»), Дамдинов с первых же шагов в литературе относится к своему творчеству с предельной строгостью, подвижнической самоотдачей. Об этом свидетельствуют стихи разных лет:

Очень трудно писать,

Но поэзия — мужество.

Мой читатель, прошу —

Беспокой, торопи меня.

1958 год

Удача мчится дальней колеей.

А ты трудись

Без устали и лени.

Трудись — она придет.

А на коленях

Негоже нам выпрашивать ее.

1971 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: