Фрагмент урока. Виртуальная экскурсия по музеям города.




Донбасс в силу исторических условий стал регионом межэтнического взаимодействия представителей многих этносов – носителей различных культур, традиций, религий. В истории региона отражены целые периоды их сложных взаимоотношений. В новое время Донбасс являлся российско-украинским пограничьем. Речь Посполита, в состав которой входили украинские земли, не решала проблемы защиты этого региона от внешней агрессии. Российское государство проявило заинтересованность в продвижении своих юго-западных границ далее на юг, к Азовскому морю. Так Донецкий регион приобрёл значение геополитического региона. В начале XVIII века для работы на соляных промыслах сюда стали направлять выходцев из Правобережной Украины, а также крестьян из Воронежской и Белгородской губерний. В 1753 году Сенат выделил для поселения выведенных в Россию сербов и хорватов территорию между Луганью и Бахмутом, получившую название Славяносербия. Но низкий приток сербов и хорватов, для которых и создавался регион, побудил правительство разрешить принимать в Славяносербию украинцев, молдаван и других переселенцев, исповедовавших православие. К числу компактно размещенных в пределах Донбасса в конце ХVІІІ века поселенцев, следует отнести выведенных из Крыма греков, армян, молдаван и грузин, переехавших в пределы Азовской губернии.

Донбасс – это удивительный край, где живут замечательные люди. На территории области проживают более 100 национальностей. Наверное, трудно найти в мире государство, многонациональное по своей структуре. И в этом не слабость, а сила. Донецкая Народная Республика, как бы ни казалась кому-то она мала на карте мира – многонациональное государство. И гордится этим!

Русские, украинцы, белорусы, греки, татары, а еще армяне, евреи, азербайджанцы, молдаване, грузины, болгары… Кто-то в своё время приходил на эту землю, чтобы её завоевать, кто-то – чтобы сделать ещё краше и богаче. Да тут и остались. В разноцветье народов и их обычаев черпает этот край свои богатство и силу!

Процветали известные в далеком прошлом художественные промыслы: ручное ткачество, вышивка, изготовление кукол из текстиля. В развитии народных промыслов нашей области ощутимо влияние географического положения и природных ресурсов нашего края. Повсеместно использовались изделия из дерева, которые щедро украшались росписью либо резьбой.

Особой прочностью отличались кованые изделия.

Донецкие мастера кузнечного дела сегодня.

 

 

Донбасс может по праву гордиться своими мастерами кузнечного декоративно – прикладного искусства. Донецкие кузнецы деали и продолжают делать произведения, которые известны далеко за пределами нашей республики.

Одним из самых известных символов, конечно же является Пальма Мерцалова. Пальма Мерцалова - самый старый и в то же время самый молодой символ города. Стальная пальма была выкована в конце 1895 года кузнецом металлургического завода «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств» Алексеем Ивановичем.

 

Также одной из достопримечательностей Донецка является Парк кованых фигур. Он открыт в 2001 году. Здесь ежегодно проводится международный фестиваль кузнечного мастерства. Лучшие работы остаются в парке как подарок городу. Этот уникальный ансамбль кованых произведений искусства не имеет аналогов в Европе. Парк кованых фигур – любимое место отдыха горожан и гостей города. Евгений Ясенов, кузнечных дел мастер ДПИ Донецка, бывший инженер наладчик: «Сейчас в Донецк как в кузнечный центр приезжают люди со всего мира. Такие мастера, как Анатолий Биловол и Александр Литвинов, учились художественной ковке профессионально в Ленинграде, работали в Донецком художественном фонде, который находился на Соловках, были известны по всей Украине и не только, состояли в Союзе кузнецов Советского Союза.Виктор Петрович Михалев (г. Донецк) - Мастер современного декоративно - прикладного искусства, член Гильдии кузнецов Донбасса, председатель детско-юношеской творческой организации "Надежда".
Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта человека. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения и сувениры. Вот и Донецкие мастера, порой, обыкновенные люди, самоучки, дарят нам всем свое видение мира, свой талант и понимание роли ДПИ, как составляющую художественной культуры родного края в виде использования нестандартного материала для своей работы. Ведь наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево…) или по технике выполнения ( резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей.

Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т. к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно - пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.Стремление раскрыть творческий потенциал народа растет и растет: с одной стороны, авторы ощущают инновационные тенденции мировой художественной культуры, с другой - изучают аутентичные истоки народного искусства. Эти формы духовного освоения мира позволяют мастерам ДПИ достойно представлять Донбасс в мире художественной культуры.

Мир и человек стремительно меняются, но память о прошлом живет с нами и в нас. Задача музея – воскресить в памяти исконные образы прошлого, сохранить историческую память о своей Родине, а также развивать и укреплять связь человека с предыдущими поколениями. Музей – это такое место, в котором чувствуешь себя как в другом, параллельном мире. Смотришь на старинные вещи и становишься невольным свидетелем событий давно минувших лет.Музею присуща стабильность, тишина, умиротворение, словом, полная противоположность нашему бурно развивающемуся миру.

В 1996 году в ДОШ № 103 был создан этнографический кабинет «Светлица». В 2003 году кабинету был присвоен статус музея. Здесь собраны коллекции старинных вещей, которыми когда-то пользовались наши предки. Чаще всего такие предметы были найдены ребятами в домах своих бабушек и соседей. Игрушки и кухонная утварь, домотканые рушники и вышитые скатерти, эти и другие предметы XVIII – XX вв. можно увидеть в музеи.

Этнографический музей «Берегиня» МОУ «Школа №91»

 

 

Музей истории Донецкого металлургического завода

Музей истории Донецкого металлургического завода создан в 1955 году. Идея создания принадлежит директору ДМЗ Павлу Васильевичу Андрееву. Фонд музея составляет более 3000 экспонатов. Музей расположен на территории Донецкого металлургического завода поблизости с детской площадкой «Городок улыбок» и зоопарком ДМЗ. Находится: город, Донецк,улица И.Ткаченко,122

 

 

 

Музей истории и развития Донецкой железной дороги

Был открыт: 4 августа 2000 года. Более 2000 экспонатов представлены документами, наградами, формами одежды, железнодорожным инструментом и оборудованием, старыми фотографиями и другим коллекционным материалом. В коллекции музея хранятся: издание 1909 г., посвященное 25-летию Екатерининской железной дороги, форменная одежда 1936 г., телефонные аппараты Морзе, железный аппарат, знак об окончании школы среднего начсостава имени Рудзутака. Всего в музее-25 единиц раритетного подвижного состава. Старейший из них салон-вагон генерала Ворошилова 1898 года. В музее хранится паровоз «Ь-2062» 1929 года, единственный сохранившийся экспонат в СНГ.

 

 

Музей электротранспорта в Донецке

Открылся в начале января 2010 года. Работники донецкого ТТУ к 70-летнему юбилею троллейбусного движения открыли новый стационарный музей и музей на колесах-троллейбус-музей, который курсирует по маршруту №8 от «Изумруда» до «Автомагазина». По выходным и праздникам его можно будет увидеть и на центральном маршруте по улице Артема. Этот троллейбус был списан, но работники депо №2 решили восстановить и сделать из него действующий музейный экспонат. Находится: город, Донецк, на территории троллейбусного депо №2. Музей работает: будние дни с 8.00 до 15.00. Вход свободный.

 

 

 

Музей телефонной связи в Донецке

9 июня 2006 года в Донецком филиале центра технической эксплуатации местной телефонной связи ОАО «Укртелеком» открылся музей телефонной связи-это первый и единственный музей такого рода на Украине. Музей посвящен развитию телефонной связи в городе Донецке. Организован он по инициативе начальника ЦТЭ МТС Владимира Пителя и силами коллектива ЦТЭ МТС. Находится: город, Донецк, Комсомольский проспект,22, в здании АТС-92

 

 

 

 

Так, на уроках технологии, для обеспечения качества практических работ предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений. Посещение музеев народной культуры края, экскурсий. Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образов культуры, а также активным включением в доступную художественно - прикладную деятельность на уроках. Знакомимся с профессиями мастеров, разнообразием предметов рукотворного мира. Говорим о ремёслах и ремесленниках, о названиях профессий ремесленников, о современном состоянии ремёсел. О ремесленных профессиях, распространённых в месте проживания детей. Технологии выполнения работ. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта, декоративно - прикладного искусства). Знакомимся с технологией ручной обработки материалов. Отделка изделия и её вариантами (крестиком, росписью и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени.

Введение элементов краеведения в структуру уроков в школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, когда знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того, чтобы приобщить детей к глубокому традиционному наследию, на уроках использую краеведческий материал. Кроме чисто познавательного, это имеет важное воспитательное значение. Так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного пути любого народа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: