Балет Стравинского «Петрушка» принес ему мировую славу».




ГУ ЛНР «ЛУВО «Академия детства»

Проект по музыке на тему:

В музыкальном театре.Балет"Петрушка"

­­ Выполнила:

Ученица 4-го класса

Самсонова Елизавета

Руководитель проекта:

Ищук Елена Николаевна,

ЛУВО «Академия детства»

Луганск 2021

Балет Стравинского «Петрушка» принес ему мировую славу».

Событием, определившим целый этап в жизни Игоря Стравинского, стало знакомство с Сергеем Дягилевым - человеком, посвятившим себя делу пропаганды русского искусства. Благодаря ему началось знакомство европейской публики с творчеством Игоря Стравинского.

Однажды у него возник замысел виртуозной фортепианной пьесы с сопровождением оркестра. Сочиняя её, композитор, по его словам, представлял себе игрушечного плясуна, который «своими движениями танца,выводит из терпения оркестр".Получается угнетающая схватка, которая, дойдя до высшей степени возбуждения, заканчивается скорбным и жалобным изнеможением бедного плясуна. Когда Стравинский сыграл это произведение Дягилеву, тот воскликнул: «Да ведь это же балет! Ведь это Петрушка!» Так возникла идея балетного спектакля.

С «Петрушкой» творчество Стравинского достигло полной зрелости. Действие балета происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья. В балете отразились любимейшие детские впечатления автора. В детстве Игоря Стравинского водили на масленой неделе на простонародные увеселения.

В центре событий находится любовная драма кукол - Петрушки, Арапа и Балерины. Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумлённой толпы.

Магия Фокусника вдохнула куклам чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделён ими Петрушка: он страдает больше, чем Балерина и Арап.

Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свой уродливый и смешной вид.

Утешения он ищет в любви Балерины и ему кажется, что он находит ответ в её сердце, однако на самом деле она только боится и избегает его.

Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей, наконец, удаётся, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.

Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окружённый толпой гуляк. Фокусник спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение.

Музыка "Петрушки" носит импровизационный характер, развитие построено на частой смене мотивов, темпов, тембров, фактуры, передавая мгновенные переходы от одного настроения к другому.

.Первые два танца звучат в высоком регистре у фортепиано хрупко, изломанно, нежно.

Совершенно иными - внешне красивыми, нарядными, но глупыми, примитивными - изображает Стравинский Арапа и Балерину. Танец Арапа с орехом представляет собой карикатуру на музыку восточного характера. Ещё более карикатурный облик приобретает музыка с появлением Балерины.

Она танцует в сопровождении военного барабана. Затем начинается традиционный для классического балета любовный дуэт. Но с какой беспощадной иронией и сарказмом изображает Стравинский эту «лирическую» сцену!

Внезапно в дверь просовывается голова Петрушки. Он растерян, он никак не может поверить, что Балерина любит не его, а глупого, злого Арапа. Возникает ссора. Арап в ярости хватает кривую саблю и преследует убегающего Петрушку. В музыке на темах Арапа и Петрушки звучит небольшая «батальная симфония».

От танца к танцу накапливается всё большая сила, мощь, удаль, достигая кульминации в танце ряженых. Всё закружилось в бешеном угарном плясе. И вдруг пронзительная фанфара останавливает танец: Арап гонится за Петрушкой по площади, настигает его и убивает. Смерть Петрушки - всего лишь несколько тактов музыки, но в них заключена целая драма жизни и смерти. Слышны «деловитые» шаги фагота. Фокусник поднимает Петрушку, показывая притихшей толпе, что это всего лишь кукла, а все происшедшее - часть театрального спектакля.

Музыка балета отличается исключительным богатством, изобретательностью, мастерством. Великолепен блестящий, красочный оркестр. Весь музыкальный материал - народно-жанровый, лирический, фантастический, пародийно-восточный, карикатурно-бытовой - облекается в симфоническую композицию. Не случайно музыка балета «Петрушка» часто включается в репертуар симфонических оркестров как концертное произведение.

Балет «Петрушка» считался шедевром Русских сезонов Дягилева до Первой мировой войны. Никто не мог и предположить, что кукла Петрушка со своими нелепыми позами и грустным лицом станет авангардом русского балета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: