Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики




Практическое занятие 1

Тема. Психодиагностика как наука.
1. Внешние диагностические признаки и их роль в
формулировании психологических диагнозов.
2. Внутренние диагностические признаки и их роль в
формулировании психологических диагнозов.
3. Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики

Внешние диагностические признаки и их роль в формулировании психологических диагнозов.

Диагностические признаки - это отдельные внешневыраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории. Признаки можно непосредственно наблюдать (например: определенные поведенческие проявления, коммуникативные привычки и т.п.).

Можно сказать внешние признаки диагностики, имеют отношение к симптоматическому (эмпирическому) уровню диагностики, который ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы, исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности.

Л. С. Выготский отмечает, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

Таким образом, внешние диагностические признаки не играют важную роль в формулировании психологических диагнозов, так как невозможно определить причину возникновения и вероятные последствия этой причины по симптомам.

2. Внутренние диагностические признаки и их роль в
формулировании психологических диагнозов.

Категории скрыты от непосредственного наблюдения, это внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определенное поведение человека. Поэтому в социальных науках диагностические категории принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы».

К внутренним диагностическим характеристикам функционирования психической системы относится характеристика скрытых от непосредственного наблюдения отдельных психологических структур (например, личностных, индивидных нейропсихологических качеств) этиологический диагноз, учитывающий психологические причины озникновения симптомов. Его установление связано с выявлением детерминант изучаемого явления, что дает возможность построить прогностическое суждение в каждом конкретном случае, выбрать адекватную организационную и содержательную форму психологической помощи.

В то же время не следует забывать, что в силу многозначности причинно-следственных отношений между параметрами психической системы и их внешними проявлениями, а также обусловленности поведения и деятельности человека многими факторами, точность этиологического психологического диагноза может быть недостаточно высокой, а его валидность подтверждена только результатами коррекционно-развивающих воздействий. Это лишь одно из ограничений этиологического диагноза.

Другое связано с тем, что большинство известных науке психологических явлений и проблем являются поликаузальными, то есть существуют при одновременном действии нескольких психологических причин. В то же время это не означает, что широта причинно-следственной схемы является залогом эффективного решения конкретной проблемы.

Таким образом можно сказать, что внутренние диагностические признаки при построении этого диагноза учитывают не только определенные особенности (симптомы), но и их причины возникновения, а значит играют не последнюю роль в формулировании психологических диагнозов, так как отсутствует целостная картина структуры личности.

Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики

Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики представлены в виде следующих принципов.

1.Принцип соблюдения тайны психолого-педагогической диагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это самого респондента.

Этот принцип касается, прежде всего, совершеннолетних людей. По отношению к несовершеннолетним, например детям достаршего школьного возраста, разглашение результатов производится обязательно при наличии согласия родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность.

Исключение составляют те случаи, когда психолого-педагогическая диагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования. В этом случае именам респондентов присваивается специальный код.

2.Принцип научной обоснованности методики психолого-педагогической диагностики. Методика должна быть как минимум валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.

3.Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психолого-педагогической диагностики нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию.

4.Принцип объективности выводов из полученных результатов требует, чтобы они были научно обоснованными, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок того, кто проводит исследование или пользуется его итогами.

5.Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что таковые обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Например, запрещается предлагать человеку такие практические рекомендации, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

Каждая методика психолого-педагогической диагностики появляется и развивается на базе определенной психологической и педагогической теорий, того объекта и предмета, для диагностики которых она предназначается. Например, тесты интеллекта опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях.

Таким образом, каждая методика обогащена и, одновременно ограничена той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, можно в ее рамках делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что диагностируется.

Например, если согласно некоторой теории личности одна ее черта связана с другой, то, осуществив психодиагностику одной из этих черт, можно достоверно судить о степени развитости другой.

Опыт применения методик психолого-педагогической диагностики должен быть непрерывным, так как длительные перерывы в использовании методики ведут к утрате необходимых знаний, умений, навыков; снижению качества работы с ней.

При проведении психолого-педагогической диагностики необходимо соблюдение следующих морально-этических норм:

1. Нельзя подвергать человека обследованию против его воли или обманным путем, за исключением случаев, связанных с судебной или медицинской практикой, оговоренных законом.

2. Перед проведением исследования необходимо предупреждать человека о том, что в процессе он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает (например, проективные тесты).

3. Любой человек имеет право знать результаты своей психологической диагностики, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

4. Результаты диагностики предоставляются респонденту в доступной для правильного понимания форме.

5. Основная ответственность за правильное применение на практике методик психолого-педагогической диагностики лежит на специалистах и организациях, пользующихся ими.

6. Специалисты, занимающиеся психолого-педагогической диагностикой должны иметь диплом о высшем психологическом, психолого-педагогическом образовании или ученую степень не ниже кандидата наук. Другие лица, причастные к подобной практике должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: