Область педагогики, которая изучает закономерности обучения и рассматривает общетеоретические положения образования (принципы, методы, средства, формы и его содержание), принято называть греческим словом дидактика (от греч. didaktike — обучающий). «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского положила начало отрасли педагогической науки, сущность которой автор определил в 1632 г. как «всеобщее искусство всех учить всему». Сущность процесса обучения обусловлена его функциями. Она проявляется в структуре познавательной и совместной учебной деятельности педагога и учащихся.
В процессе практического преподавания дидактика как относительно самостоятельный раздел педагогики обеспечивает более эффективную реализацию развивающей, воспитывающей, образовательной и обучающей функции при ведущей роли последней. Теоретическое осмысление закономерностей и тенденций обучения осуществляется двумя путями: от общего к частному и наоборот. Принципы обучения получают отражение в преподавании всех учебных дисциплин. В свою очередь опыт преподавания многочисленных учебных дисциплин, каждая из которых имеет свою специфику, накапливается в частных методиках, обогащая теорию дидактики. К основным дидактическим понятиям (категориям) относятся: «человеческое учение», «обучение», «содержание образования», «знание», «умение», «навык», «методы обучения и формы его организации».
Учение понимается как вид человеческой деятельности и процесс овладения знаниями, умениями и навыками, требующий интеллектуальных, эмоционально-волевых и физических усилий человека. Учение выступает в качестве фактора, стимулирующего развитие личности. Субъект под влиянием внешних условий и в зависимости от результатов собственного поведения стремится изменить его так, чтобы новыми знаниями понизить степень своей неуверенности и найти адекватное правило разрешения практических задач. В процессе учения у человека возникают различные состояния: ожидания, активности, изменчивости, повторения, упорядоченности, ограничения разнообразия ситуаций, обратной информации. Вносятся коррективы в результате собственной деятельности.
Психолого-педагогические данные научных исследований последних лет позволяют представить объективно существующую структуру видов человеческого учения (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Схема основных видов человеческого учения
Ассоциативная смежность — простейший вид учения, при котором у человека на основе мнемонической (от греч. тпето — память) и замыкательной функции мозга формируются связи между случайными раздражителями. Например, связь между двумя и более раздражителями или между раздражителем и реакцией.
Инструментальное обусловливание — простой вид учения, при котором человек учится двигательным реакциям, операциям, акциям под влиянием подкрепления. Подкрепленные двигательные структуры становятся более вероятными для практического их применения индивидом и являются средствами достижения цели.
Вышеперечисленные виды учения относятся к простым потому, что имеют характер проб и ошибок. Они присущи человеку и животным. Вместе с тем у человека и в этих видах осуществляются избирательные критерии: мотивация, достижение успеха, что нельзя не учитывать.
Познавательное учение — сложный вид учения, когда человек учится без подкрепления. Осваиваются различные формы умственных операций и познавательных структур. Познаются свойства, отношения между стимулами и знаками, приобретается опыт. Все это происходит без какого-либо поощрения или наказания. Источником активации в данном случае выступают специфические познавательные конфликты самого человека: хочу — не хочу.
Вербальное учение (от лат. verbalis — устное, словесное) — более сложный вид учения, при котором на основе символики раздражители связываются с их наименованиями. Происходит выработка знаково-сложных структур, что дает возможность решать проблемы на уровне символических процессов. Этот вид учения присущ лишь человеку. Он позволяет получать решения, распределенные неслучайно, т.е. не методом проб и ошибок, а методом общих стратегий.
Проблемное учение — сложнейший вид учения человека с помощью его творческих мыслительных абстракций. Человек комбинирует представления и вырабатывает стратегии. Он усваивает правила поведения, приводит их к комбинациям систем, из которых выбирает релевантные (от фр. relais — чувствительный) и нетривиальные для решения какой-либо одной или даже целого класса изоморфных проблем. Сложность данного вида учения заключена в разной степени способности человека осуществлять селективные критерии, т.е. из многообразия вариаций безошибочно выбирать привилегированную.
Социальное учение — это обобщение выделенных видов учения человека, оно реализуется под влиянием социальных факторов. В этом виде учения можно усмотреть некоторые специфические особенности: подражание в ситуациях общения, усвоение социальных норм в ситуациях соревнования, формирование конформности (от лат. conformist — сообразный, согласованный) к социальным образцам.
Деление человеческого учения на указанные виды условно. В жизнедеятельности человека все виды учения представляют структурно-функциональное единство. Однако соотношение и вес их неодинаковы. Это зависит в первую очередь от того, чему мы учимся, в каком возрасте, какова наша внутренняя «установка». При определенных условиях (в том числе и в спорте) учение становится целью само по себе: человек учится в связи с ситуацией, ожидающей его в будущем. Внешние условия при этом трансформируются, интери- оризируясь в человеке, что проявляется в сложной когнитивной (от лат. cognitio — знание, познание) форме, т.е. в развитии эстетической чувствительности, мировоззрения.
Обучение представляет собой организованный процесс познания под руководством педагога по овладению учащимися определенным содержанием учебного материала. Педагог передает знания, умения и навыки, а обучаемые овладевают ими. Процесс характеризуется двусторонностью, целенаправленностью, специальной организацией, контролируемостью и управляемостью. Обучение не тождественно воспитанию, развитию и учению человека. Оно отличается более целенаправленно-результативными и содержательно-конкретными характеристиками. Процесс обучения динамичен, мотивирован и противоречив. В качестве противоречий выступают: быстрый рост научной информации и ограниченность сроков обучения; индивидуальные способности обучаемых и стандартные учебные программы; уровень знаний и новые требования практики. Разрешение этих и многих других противоречий задает динамику обучения, характер и темпы освоения учебного материала обучаемыми. Мотивы учебной деятельности, среди которых наиболее важным является познавательный интерес учащихся, являются одним из главнейших факторов преодоления противоречий, возникающих в процессе обучения. Человек познает окружающий мир и самого себя через природу, труд, искусство, науку, спорт, через социальные коммуникации и общение.
Обучение представляет собой особый вид познания, который специально организован обществом и осуществляется под руководством педагогов. Обучаемые усваивают содержание учебных дисциплин, развивают индивидуальные познавательные возможности, расширяют знания, формируют определенные навыки и умения.
Обучение — явление социальное. Оно направлено на совершенствование взаимодействия человека с обществом. Являясь формой и средством передачи социального опыта, обучение включает в себя ряд взаимосвязанных структурных элементов (рис. 4.2).
Две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны обучения — преподавание (деятельность педагога) и учение (деятельность обучаемых) — называются учебной деятельностью. Деятельность обучаемых представляет собой определенную систему познавательных действий, направленную на решение учебно-воспитательных задач. Усвоение учебного материала учащимся человеком можно представить в виде типичной структуры, состоящей из четырех частей (звеньев):
- ? восприятие учебного материала;
- ? его осмысление и понимание;
- ? его обобщение и закрепление;
- ? применение его на практике.
Вышеперечисленные элементы усвоения материала учебных программ представляют диалектическое единство. Они взаимосвя-
Рис. 4.2. Структурные элементы процесса обучения
заны и предполагают осознанный выбор наиболее рационального варианта организации деятельности учащихся в обучении. Последовательность и мера участия элементов в практике зависит от задач обучения, содержания учебного материала, способностей обучаемых и таланта педагога. Эффективность учебной деятельности и процесс развития общеучебных умений (чтения, письма, речи, счета, творчества, физического состояния) во многом зависит от врожденных способностей к определенному виду деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы и мотивации обучаемых.
Виды человеческого учения и виды обучения различаются. Если виды человеческого учения представляют собой объективно существующие психофизиологические механизмы переработки информации через отражательный аппарат конкретных субъектов, то выделение основных видов обучения людей зависит от организации преподавания и усвоения, специфики построения содержания учебного материала, применяемых методов и средств обучения. Если мыслительная деятельность обучаемых организована на репродуктивном или поисковом уровнях, то это соответствует иллюстративно-объяснительной или проблемной разновидностям усвоения материала. Различают также традиционные или программированные виды обучения. Это связано с различием способов раскрытия содержания и контроля процесса обучения. В зависимости от применения электронно-обучающих машин и тренажеров вид обучения приобретает наименование безмашинного или машинного обучения. В физическом воспитании и спорте принципиальное различие существует между двумя разновидностями обучения: вербальным (устным, словесным) и моторным (двигательным).
Стремление повысить эффективность процесса обучения предполагает учет его основных компонентов и групп педагогических условий (рис. 4.3). Дидактика в качестве основных компонентов процесса обучения выделяет следующие пять: содержательно-целевой, организационно-деятельный, стимулирующе-мотивационный, контрольно-регулировочный, аналитико-результативный. К группам педагогических условий организации процесса обучения относятся: материально-техническое обеспечение, учебно-гигиенические, морально-психологические и эстетические условия.
Рис. 4.3. Основные компоненты и группы условий процесса обучения
Содержание образования в качестве основного положения дидактики включает в себя систему учебного материала, отобранного в процессе исторического развития общества в интересах целенаправленной передачи новому поколению определенных знаний, умений и навыков, а также интеллектуального развития обучаемых, формирования у них познавательных интересов и нравственных идеалов.
Составными частями содержания образования являются: общее образование (овладение основами фундаментальных знаний), политехническое образование (вооружение системой представлений об основах современного производства), профессиональное образование (подготовка к определенной трудовой практической деятельности). К нормативным документам, которые отражают официальные требования к содержанию образования, относят учебный план, учебную программу и тематический план учебного заведения. Документы подвергаются дидактической организации в текстах лекций и конспектах учебных занятий, а также в методических разработках, учебных пособиях и учебниках. Качество разработки этих материалов целиком и полностью зависит от способностей, мастерства, опыта и квалификации педагогов. Образование различается по уровням: начальное, неполное среднее, среднее и высшее. Разным уровням соответствуют различные объемы знаний, умений и навыков.
Знания — важнейший элемент процесса обучения и образования. Учебные знания представляют собой дидактически переработанную систему определенного общественно-исторического опыта и научных воззрений. Способность человека к осуществлению сознательно определенных и практически целесообразных действий принято называть умением, а способ привычного действия человека называется навыком.
Перед дидактикой возникает множество текущих и долговременных задач. Из всего многообразия можно выделить ряд наиболее существенных и непреходящих. К таким задачам относятся:
- ? усиление развивающей и воспитывающей функций в обучении;
- ? развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемых;
- ? воспитание творческой личности в процессе обучения;
- ? повышение эффективности и качества обучения;
- ? совершенствование оценки результатов педагогического труда.
Передавать знания, учить, наставлять — это основная, но не самая важная работа преподавателя. Выбрать профессию педагога означает сознательно выбрать определенный и многотрудный образ жизни. Педагог — это одухотворенный носитель богатства и разнообразных оттенков человеческой культуры. Его копируют ученики, воспринимая мировоззрение, стиль поведения, его жизнь, его подход к каждому явлению. Это происходит не явным, но существенным образом. Талантливый тренер невольно повторяет себя в учениках: наследуются его идейные взгляды, положительные характерологические качества, способы общения, эрудиция и многое, многое другое. Излишняя сухость и педантичность в обучении, равно как и пространные рассуждения или нравоучительные повествования, препятствуют реализации принципа воспитывающего обучения.