РАЗДЕЛ III.Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ дисциплины




3.1УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(ОЧНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Номер раздела, темы, Название раздела, темы Количество аудиторных часов Количество часов СУРС Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия
               
  Сущность управленческого (административного) права   1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 2. АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВЫЕ НОРМЫИ ОТНОШЕНИЯ 4.ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СФЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 5. ФОРМЫИ МЕТОДЫАДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 6. ПРАВОВЫЕ АКТЫУПРАВЛЕНИЯ               Устный опрос по теме занятия; Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия; Дискуссионное обсуждение вопросов по теме; Проверка конспектов; Прослушивание рефератов и докладов по рассматриваемой теме.  
  Субъекты административного права: общие положения 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 2. ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИНОСТРАНЦЫ, ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. БЕЖЕНЦЫКАК СУБЪЕКТЫАДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 2. ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 3. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 4. ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА             Устный опрос по теме занятия; Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия;   Проверка конспектов; Прослушивание докладов по рассматриваемой теме.
  Государственная служба 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ 3. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ) 4. ПРОХОЖДЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 5. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 6. ПООЩРЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 7. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ           Индивидуальное собеседование;   Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия; Дискуссионное обсуждение вопросов по теме; Проверка конспектов.    
  Административные производства и процедуры            
  Административно-правовые режимы            
  Законность и дисциплина в государственном управлении 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫВ ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ           Устный опрос по теме занятия; Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия; Дискуссионное обсуждение вопросов по теме; Проверка конспектов.  
  Органы, осуществляющие государственное управление на республиканском уровне 1. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 2. СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПОДЧИНЕННЫХ СОВЕТУ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА 5. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА 6. СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 7. МЕЖОТРАСЛЕВАЯ СФЕРА           Индивидуальное собеседование; Устный опрос по теме занятия; Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия; Проверка конспектов. Дискуссионное обсуждение вопросов по теме; Прослушивание рефератов и докладов по рассматриваемой теме.
  Органы, осуществляющие государственное управление на местном уровне 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ(МЕСТНЫЕ АДМИНИСТРАЦИИ) 2. СТРУКТРУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ (МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ)           Устный опрос по теме занятия; Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия; Дискуссионное обсуждение вопросов по теме; Проверка конспектов; Прослушивание рефератов и докладов по рассматриваемой теме.
Итого            

 

3.2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(ЗАОЧНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Номер раздела, темы, Название раздела, темы Количество аудиторных часов Количество часов СУРС Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия
               
  Сущность управленческого (административного) права 1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (АДМИНИСТРАТИВНОЕ) ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (АДМИНИСТРАТИВНОЕ) ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 3. СФЕРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО (АДМИНИСТРАТИВНОГО) ПРАВА 4. ПРАВОВЫЕ АКТЫУПРАВЛЕНИЯ 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ 6. ДЕЙСТВИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 7. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ             Устный опрос по теме занятия; Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия; Дискуссионное обсуждение вопросов по теме.    
  Субъекты административного права: общие положения 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫСУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 2. ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 3. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 4. ОСНОВЫАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНЫХ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА            
  Государственная служба 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И АППАРАТАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ, СУДЕБНЫХ, ПРОКУРОРСКИХ ОРГАНОВ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ АППАРАТНАЯ СЛУЖБА) 4. ПООЩРЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АППАРАТНЫХ СЛУЖАЩИХ 5. ОСОБЕННОСТИ ИНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ 6. МИЛИТАРИЗОВАННАЯ СЛУЖБА             Устный опрос по теме занятия; Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия; Дискуссионное обсуждение вопросов по теме.    
  Общее государственное управление на республиканском уровне   1. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 2. СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ            
  Специальное государственное управление на республиканском уровне 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПОДЧИНЕННЫХ СОВЕТУ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА 3. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА 4. СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 5. МЕЖОТРАСЛЕВАЯ СФЕРА           Устный опрос по теме занятия; Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия; Дискуссионное обсуждение вопросов по теме;   Прослушивание рефератов и докладов по рассматриваемой теме.
  Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫВ ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ            
Итого            

3.3УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(ЗАОЧНАЯ СОКРАЩЕННАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 

Номер раздела, темы, Название раздела, темы Количество аудиторных часов Количество часов СУРС Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия
               
  Сущность управленческого (административного) права 1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (АДМИНИСТРАТИВНОЕ) ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ (АДМИНИСТРАТИВНОЕ) ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 3. СФЕРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО (АДМИНИСТРАТИВНОГО) ПРАВА 4. ПРАВОВЫЕ АКТЫУПРАВЛЕНИЯ 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ 6. ДЕЙСТВИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 7. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ            
  Субъекты административного права: общие положения 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫСУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 2. ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 3. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 4. ОСНОВЫАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНЫХ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА            
  Государственная служба 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И АППАРАТАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ, СУДЕБНЫХ, ПРОКУРОРСКИХ ОРГАНОВ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ АППАРАТНАЯ СЛУЖБА) 4. ПООЩРЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АППАРАТНЫХ СЛУЖАЩИХ 5. ОСОБЕННОСТИ ИНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ 6. МИЛИТАРИЗОВАННАЯ СЛУЖБА             Устный опрос по теме занятия; Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия; Дискуссионное обсуждение вопросов по теме;   Прослушивание рефератов и докладов по рассматриваемой теме.  
  Общее государственное управление на республиканском уровне 1. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 2. СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ            
  Специальное государственное управление на республиканском уровне 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПОДЧИНЕННЫХ СОВЕТУ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА 3. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА 4. СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 5. МЕЖОТРАСЛЕВАЯ СФЕРА           Устный опрос по теме занятия; Контроль знаний в ходе проведения семинарского занятия; Дискуссионное обсуждение вопросов по теме;   Прослушивание рефератов и докладов по рассматриваемой теме.
  Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫВ ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ            
Итого            

 

 


Конспект лекций

1. Теоретический раздел электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Административное право»:

Тема 1. Государственное управление и его соотношение с исполнительной властью и административным правом.[1]

1.Управление, государственное управление, исполнительная власть.

Общее понятие управления как определенного целенаправленного воздействия, целью которого является упорядочение системы, состоящей из элементов.

Управляющее воздействие реализуется в связях между элементами системы:

субъектом управления (формирует задачи и подчиняет им объект);

объектом управления (подчинение обеспечивается управленческими командами субъекта управления).

Управление обществом - управление людьми, их волей и сознанием – социальное управление, где «люди управляют людьми».

Субъект социального управления и используемые методы определяют вид социального управления (государственный, общественный).

Государственное управление – особый вид социального управления.

В доктрине (система воззрений ученых) административного права (далее по всему тексту электронного учебно-методического комплекса - АП) не существует единого подхода как к понятию государственного управления и его функциям, так и к его объему:

1. «Исполнительная власть не тождественна государственному управлению», а последнее есть «форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».

2. «Государственное управление» необходимо заменить термином «управление», «публичное администрирование».

3. Следует ограничить государственное управление пределами «государственно-аппаратной среды», постепенно исключив из юридического обихода.

Закрепленный в законодательстве Республики Беларусь термин «государственное управление» не является синонимом понятия «исполнительная власть».

С юридической точки зрения государственное управление «представляет собой сферу правоотношений, которые складываются между государством и обществом, органами государственной власти, их должностными лицами, государственными служащими и гражданами, их организациями при взаимодействии по поводу осуществления государственной власти и управления делами общества и государства».

Также государственное управление может пониматься в широком и узком смысле.

Функции государственного управления - основные направления деятельности органов исполнительной власти по обеспечению исполнения задач государственного управления.

внутренние - внешние;

общие – специфические.

Особенности субъектов государственного управления в зависимости от принципа разделения властей.

Право является наиболее приемлемым регулятором сферы государственного управления:

пределы правового регулирования и государственное управление;

способы осуществления правового регулирования государственного управления;

правовое обеспечение государственного управления.

2. АП как отрасль права.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» право - это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

Предмет отрасли права – это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. По предмету в основном проводится разграничение между различными отраслями права.

Подходы к определению содержания предмета АП. Сложности в определении общественных отношений, составляющих предмет АП.

Понятие предмета АП.

Метод правового регулирования – явление, присущее всем отраслям права.

Метод АП – императивно-правовое воздействие на участников общественных отношений с целью обеспечения их необходимого поведения.

Механизм метода АП.

Императивный характер метода АП: неравенство участников административно-правовых отношений.

Иные методы, применяемые органами исполнительной власти.

АП – это система норм, регулирующих общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

АП не имеет строгих границ, взаимодействуя с различными отраслями права:

конституционным;

финансовым;

трудовым;

гражданским;

уголовным и т.д.

АП можно рассматривать в нескольких аспектах в зависимости от его содержания:

как отрасль права;

как учебную дисциплину;

как правовую науку.

Существующие трудности с определением системы АП:

проблемные вопросы по составляющим системы АП как отрасли права;

существующие мнения по структуре учебной дисциплины;

по вопросу АП как науки см. ниже (вопрос 4 в данной теме).

3. Механизм административно-правового регулирования.

Механизм административно-правового регулирования - это система административно-правовых средств, которые воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами государственного управления.

Существующие подходы по содержанию механизма.

Как вариант, его можно рассматривать как совокупность следующих элементов:

нормы АП, регулирующие принципы и цели деятельности органов исполнительной власти;

акты толкования норм АП, издаваемые уполномоченными на то органами;

акты применения норм АП;

административно-правовые отношения.

Норма АП – это санкционированные государством правила поведения субъектов АП.

Особенности норм АП.

Структура: гипотеза, диспозиция, санкция.

Примеры классических и авторских классификаций административно-правовых норм.

Вопросы действия административно-правовых норм в общем виде в соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»:

начало действия и прекращение действия (действие во времени);

действие в зависимости от территории (действие в пространстве);

действие в зависимости от распространения устанавливаемых ими правил либо на всех субъектов, либо на их отдельные группы (действие по кругу лиц).

Теоретические аспекты действия административно-правовых норм, в том числе, в части прекращения действия «старой» нормы.

Реализация норм АП – это претворение на практике в жизнь государственной воли, содержащейся в административно-правовых нормах.

Основные способы реализации норм АП: исполнение и применение; их характеристика.

Соблюдение и использование как возможные способы реализации норм АП; их содержание.

Источник АП – внешняя форма выражения административно-правовых норм.

Существующие классификации источников АП.

Многочисленность административно-правовых норм порождает необходимость их упорядочения, которое осуществляется, в большинстве своем, посредством систематизации и кодификации.

Правовая суть данных понятий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами АП.

Особенности административно-правовых отношений.

Многообразие теоретических классификаций видов административно-правовых отношений.

Внешние административно правовые отношения - внутренние административно-правовые отношения;

Вертикальные административно-правовые отношения – горизонтальные административно – правовые отношения – диагональные административно-правовые отношения.

4. Наука АП. Предмет, задачи и система курса «АП».

Наука АП представлена в книгах, статьях, научных докладах, сообщениях и т.д.

Наука АП – это, по сути, доктрина АП.

Задачи науки АП.

Предмет науки АП составляют:

нормы и институты АП;

отношения, регулируемые этими нормами и институтами;

тенденции развития административно-правовой системы и вопросы взаимодействия АП и другими отраслями права.

Методы, применяемые в науке АП.

Цель изучения дисциплины «АП».

Предмет и система см. выше (вопрос 2 в данной теме).

 

Тема 2. Субъекты административного права.

1.Физические лица как субъекты административного права.

Субъект АП как носитель прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами.

Проблемы в определении понятия субъекта АП.

Правосубъектность лица и субъект АП.

Содержание правосубъектности.

Субъект АП и субъект административно-правовых отношений/ соотношение.

Индивидуальные и коллективные субъекты; содержание данных понятий.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь, характеристика его содержания и признаки.

Классификация прав и свобод гражданина в зависимости от:

оснований их возникновения;

возможности их реализации.

Общие и специальные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Административно-правовые гарантии – система административно-правовых норм, организационных мер и методов, с помощью которых органы исполнительной власти практически реализуют в жизнь права и свободы граждан в области государственного управления.

Политико-правовые, организационные, экономические, образовательные гарантии.

Судебные и внесудебные гарантии.

Конституция Республики Беларусь как основа административно-правовых гарантий прав и обязанностей граждан.

Реализация конституционного права на обращение в законодательстве Республики Беларусь. Правовое регулирование.

Институт обращений граждан в АП, его функции. Понятие и виды обращений, требования к их содержанию.

Порядок приема, регистрации и разрешения предложений, заявлений и жалоб:

права и обязанности заявителя;

порядок приема и рассмотрения обращения;

сроки подачи обращения;

особенности рассмотрения устных и письменных обращений;

оставление обращений без рассмотрения;

сроки рассмотрения обращений;

требования к письменным ответам на обращения;

порядок обжалования ответов на обращения или решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу;

особенности рассмотрения отдельных видов обращений;

ответственность за нарушение установленных требований.

Личный прием и особенности его проведения.

Возможность реализации права на обращение юридическими лицами.

Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» как основополагающий законодательный акт, регулирующий статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Объем правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению с гражданами Республики Беларусь. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административно-правовой статус беженца в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь».

Сравнительный анализ правового статуса иностранного гражданина, лица без гражданства и беженца.

2. Общественные объединения как субъекты АП.[2]

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Виды общественных объединений.

Регистрация общественного объединения как условие возникновения правосубъектности общественного объединения. Порядок ее осуществления.

Правовой статус общественных объединений.

Формы участия общественных объединений в государственном управлении.

Основы административно-правового статуса политических партий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О политических партиях». Контроль за деятельностью политических партий.

Понятие и виды религиозных организаций согласно Закону Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».

Административно-правовой статус религиозных организаций. Взаимоотношение религиозных организаций и государства.

3. Предприятия, учреждения и организации.

Содержание понятия «организация » как коллективного субъекта административной ответственности как организации или как юридического лица.

Предприятия и учреждения как разновидности организаций; предприятия и учреждения как виды юридического лица.

Понятие юридического лица в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК - ГК).

Коммерческие и некоммерческие организации; формы; цели создания.

Понятие и виды предприятий как формы коммерческой организации согласно ГК (государственные - республиканские унитарные предприятия/ коммунальные унитарные предприятия; частные унитарные предприятия). Казенное унитарное предприятие.

Учреждение как форма некоммерческой организации в соответствии с ГК.

Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, учреждений в соответствии с ГК, Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г.№1 (далее по всему тексту ЭУМК - Декрет №1), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2004 г. № 913.

Классификация норм, определяющих административно-правовой статус предприятий и учреждений.

Различия и особенности правосубъектности государственных и негосударственных предприятий и учреждений.

Административно-правовые гарантии самостоятельности деятельности предприятий, учреждений.

Конституция Республики Беларусь, ГК как основополагающие законодательные акты, гарантирующие независимость предприятий, учреждений.

Конституция Республики Беларусь, ГК, Декрет № 1 - центральные законодательные акты, регулирующие административно-правовые основы предпринимательской деятельности:

общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельностью;

государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности;

контроль за их деятельностью.

4. Органы исполнительной власти.

4.1.Законодательство не раскрывает понятие «орган исполнительной власти».

В доктрине АП понятие органа исполнительной власти выводится из понятия «государственный орган ».

Государственный орган - организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией и выполняющую публичные функции.

Государственно-властные полномочия как важнейший признак государственного органа; их содержание.

Соотношение понятий «полномочия» и «компетенция».

Основные признаки государственного органа.

Орган исполнительной власти всегда есть государственный орган, в то время как не всякий государственный орган является органом исполнительной власти.

Отличительные признаки органа исполнительной власти; понятие органа исполнительной власти.

Центральный орган государственного управления, осуществляющий исполнительную власть в Республике Беларусь, Правительство - Совет Министров Республики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК - Совет Министров).

Классификация органов исполнительной власти в зависимости от:

территориальных пределов деятельности;

организационно-правовой формы;

занимаемого положения и места в системе;

объема компетенции;

порядка разрешения подведомственных вопросов.

Все органы исполнительной власти образуют единую систему.

В доктрине АП система органов исполнительной власти понимается как совокупность взаимосвязанных звеньев аппарата государственного управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.

Принципы построения данной системы.

Правовой основой построения системы органов исполнительной власти являются: Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» (далее по всему тексту ЭУМК – Закон о Совете Министров), «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее по всему тексту ЭУМК – Закон о местном управлении), Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 (далее по всему тексту ЭУМК - Указ № 289).

Можно выделить следующие звенья в рассматриваемой системе:

ü Совет Министров;

ü республиканские органы государственного управления:

министерства;

государственные комитеты;

ü объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК - Правительство);

ü органы местного управления (местные исполнительные и распорядительные органы).

4.2.Согласно статье 2 Закона «О Президенте Республики Беларусь» для реализации своих полномочий ПрезидентРеспублики Беларусь (далее по всему тексту ЭУМК – Президент) наделяется правами и исполняет возложенные на него высокие обязанности перед народом Республики Беларусь в формах и пределах, определенных Конституцией, Законом Республике Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», другими законами Республики Беларусь и решениями республиканских референдумов. Президент несет ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей.

Исключительная компетенция Президента в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в сфере исполнительной власти.

Президент как координатор исполнительной ветви власти.

Нормативные правовые акты Президента.

Администрация Президента, ее статус, задачи и функции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97.

4.3.Правовой основой деятельности Совета Министров являются: Конституция, Закон о Совете Министров, Указ № 289, Регламент Совета Министров Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193.

Структура Правительства в соответствии с Указом №289.

Состав Правительства.

Срок действия Правительства.

Статус Премьер-министра Республики Беларусь; его функции.

Специальные полномочия и функции Совета Министров в соответствии с Законом о Совете Министров.

Организация работы Совета Министров.

Решения Совета Министров.

Перечень вопросов, которые могут быть урегулированы лишь на уровне Правительства.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, действующий на основании Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 192:

его статус;

статус руководителя Аппарата Совета Министров;

задачи и функции Аппарата Совета Министров.

В систему подчиненных Совету Министров республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, определенной Президентом, входят:

министерства,

государственные комитеты,

объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров, по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту.

Механизмы, с помощью которых Совет Министров осуществляет руководство подчиненными ему:

республиканскими органами государственного управления

государственными организациями.

Механизмы, посредством которых Совет Министров руководит местными исполнительными и распорядительными органами (по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров).

Взаимодействие Совета Министров с Парламентом Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

4.4.Министерства Республики Беларусь: порядок образования, правовой статус, виды. Правовой статус Министра Республики Беларусь.

Министерства, государственные комитеты образуются Президентом, государственные организации, подчиненные Правительству, - Советом Министров с согласия Президента.

Положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном пограничном комитете, Государственном таможенном комитете, Государственном военно-промышленном комитете утверждаются Президентом, положения об иных министерствах, государственных комитетах - Советом Министров.

Понятие «министерство», «государственный комитет» имеют двоякое значение.

Различия между правовым статусом министерства и государственного комитета, их понятия.

Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в состав Совета Министров. Он несет за выполнение возложенных на министерство задач и функций, за состояние дел в руководимой им сфере государственного управления. Правовой статус министра определен Президентом в Положении о Министре Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. № 692.

Требования, предъявляемые к министру; его функции. Особенности дисциплинарного взыскания, применяемого к министру.

Правовые формы деятельности министерств.

Совещательный орган министерства.

Нормативные правовые акты министерств.

4.5.Государственные комитеты: порядок образования, правовой статус, виды.

Председатели государственных комитетов по статусу являются министрами.

Межотраслевое управление и линейное руководство как две группы задач, выполняемые государственными комитетами.

Коллегия государственного комитета. Формы реализации решений коллегии.

Государственные организации, подчиненные Правительству. За исключением Белкоопсоюза и Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, в данном случае речь следует вести о концернах – государственных объединениях, статус которых урегулирован §6 Главы 4 ГК.

4.6.Местные органы управления, их правовой статус, виды.

Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

Принципы местного управления в соответствии с Законом о местном управлении.

Понятие органа местного управления; система органов местного управления.

Общая компетенция всех исполнительных и распорядительных комитетов, независимо от территориального уровня.

Особенности компетенции исполкомов различных уровней.

Компетенция местной администрации.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности председателя исполкома, главы местной администрации согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 66.

Компетенция председателя исполкома, главы местной администрации. Особенности компетенции председателей исполкомов различных уровней.

Форма работы органов местного управления. Нормативные правовые акты органов местного управления.

Типовая структура местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 631:

общие положения органов местного управления;

виды структурных подразделений органов местного управления;

формы работы и организация работы структурных подразделений органов местного управления.

4.7.Организационная структура и штат органа государственного управления (исполнительной власти).

Каждый орган исполнительной власти как целостная система управления и как любая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: