Тема: Деление клетки. Митоз и мейоз




Изучить предложенный конспект занятия

2 Составить ответы в тетради на поставленные вопросы по ходу изучения материала

3.Составить таблицу по сходству и различию митоза и мейоза.

4. Фотографии ответов выложить в Вк на странице преподавателя.

5. Срок выполнения работы: к следующему по расписанию занятию.э

Тема: Деление клетки. Митоз и мейоз

Организационная информация
Общая тема Процессы жизнедеятельности клетки
Тема урока Деление клетки. Митоз и мейоз
Предмет биология

 

· Цель: создать условия для ознакомления с типами деления клеток живых организмов "митоз» и "мейоз».

· Задачи:

- образовательные: способствовать изучению типов деления клеток, продолжить работу по формированию биологических терминов.

- развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков сравнивать, анализировать и выделять характерные признаки, использовать теоретические знания в жизни; самостоятельной деятельности на уроке.

- воспитательные: способствовать формированию умений работать в группе, толерантности, здорового образа жизни.

сформировать представление о размножении как одном из важнейших свойств живого; создать условия для ознакомления с разными типами деления клеток живых организмов, формирования понятий "митоз", "мейоз" и их отличительных особенностях.

 

Планируемые образовательные результаты

  • Личностные: уметь формулировать понятия "митоз", "мейоз", "фазы деления", сравнивать процессы митоза и мейоза, доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы, знать правила отношения к живой природе.
  • Метапредметные: умение работать с текстом учебника, развитие у учащихся навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами; умение организовать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и коррекцию, оценивать результаты работы; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.
  • Предметные: сравнивать типы деления клеток, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Педагогические технологии: Элементы информационно сформировать представление о размножении как одном из важнейших свойств живого; создать условия для ознакомления с разными типами деления клеток живых организмов, формирования понятий "митоз", "мейоз" и их отличительных особенностях.урока, его образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Этапы урока Вопрос Ответ студента Формирование УУД
I. Актуализация знаний Цель: выявить систему опорных знаний и усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала 1. Вспомните, какими характерными свойствами обладают живые организмы? К числу свойств клетки как живой системы относится способность к делению. Об этом наш сегодняшний урок.     Познавательные Коммуникативные Регулятивные
II. Определение темы урока Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новых учебных задач. 2. Ответить на вопрос: за счет чего растет организм - вырастают его клетки или возрастает их количество?   Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
- Откуда же берутся новые клетки на смену старым?  
- Таким образом, какой же можно сделать вывод?  
I11. Изучение нового материала Основные типы деления клеток. Митоз. Цель: решение учебных задач. 3. - Все ли клетки делятся одинаково? Какие вы знаете типы деления клеток?   Познавательные Коммуникативные Регулятивные
- Оба эти названия процессов деления в основе своей имеют греческое происхождение. - Выпишите в тетрадь определения этих терминов.   Познавательные
- Поскольку на этом занятии мы будем изучать названные типы деления клеток, то наиболее рациональным станет изучение их в сравнении, а для этого составим в тетрадях сравнительную таблицу и по ходу изучения темы станем ее заполнять.     Познавательные Коммуникативные Регулятивные
1V. Изучение нового материала Интерфаза. Основные фазы митоза. Цель: решение учебных задач. 4. - Что происходит с дочерней клеткой сразу же после деления? - Она растет. Готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды. Познавательные Коммуникативные Личностные
- А зачем это необходимо? - Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними.
- Этот процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным) циклом. Одну часть этого цикла и составляет интерфаза, которая может продолжаться до 20 часов. Записать определение интерфазы и клеточного цикла в тетради.
5. - А теперь перейдем непосредственно к фазам митоза. Как мы выяснили, их 4. Названия каждой также греческого происхождения. Запишем их в тетрадь. Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
VI. Изучение нового материала Мейоз Цель: решение учебных задач. - Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально.   Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
- Чем отличаются этапы мейоза друг от друга? - Перед 1 -м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит.
- Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в 1-м делении? - Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются.
- Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки? - Они выстраиваются попарно.
- Как расходятся хромосомы к полюсам? - Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из 2-х хроматид. Расхождение происходит независимо от хромосом других пар.
       
VIII. Первичное закрепление знаний Цель: привлечь внимание к новым сведениям, выя-вить осознан-ное понимание нового материала. - Составив сравнительную таблицу 2-х делений мейоза, закрепим изученный материал.     Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные

 

  7. - Зачем нужен такой сложный процесс? - В чем его биологическое значение? - Мейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений, животных. Познавательные Регулятивные Личностные
- Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток? - Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2n).
- А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в 1-м делении мейоза? - Они обменивались между собой участками.
- Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую? - Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной.
- Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни.   Познавательные
Выполните тест Отвечают на тесты, используя собственные знания, материалы учебника, рисунки, схемы, таблицы. (взаимопроверка) Познавательные Коммуникативные Регулятивные

 

Сравнительная характеристика

Название фазы Мейоз-1 Мейоз-П
Профаза Гомологичные хромосомы образуют пары и обмениваются участка­ми Хромосомы видны, состоят из двух хроматид
Метафаза Пары гомологичных хромосом выстраиваются на экваторе Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки.
Анафаза К полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух сест­ринских хроматид. Именно это приводит к уменьшению числа хромосом в 2 раза К полюсам расходятся хроматиды хромосом.
Телофаза Образуются две дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хро­мосом. Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом.

 

Задание Составить таблицу по сходству и различию митоза и мейоза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: