Классификации методов воспитания




Классификация методов - это построенная (составлена) по определенному признаку система методов.

Классификация позволяет указать в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое, способствуя их осознанному выбору, наиболее эффективному использованию Используя классификацию ю, педагог не только четко представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

Любая классификация начинается с определения общих основ и выделения признаков для группировки объектов, являющихся предметом классификации.

В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.

Т.А. Ильина и И.Т. Огородников представляют обобщенную систему методов - методы убеждения, методы организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации И.С. Марьенко выделены по принципу воздействия на воспитанников следующие группы методов:

· -объяснительно-репродуктивные (рассказ, лекция, разъяснение, положительный пример и т.д.);

· -проблемно-ситуативные (ситуация выбора деятельности и поведения, дискуссия, диспут и т.д.);

· -методы приучения и упражнения;

· -стимулирования (соревнование, поощрение, требование и т.д.);

· -торможения (наказание, требование);

· -руководства и самовоспитания.

В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:

· 1. Воспитание словом.

· 2. Воспитание делом.

· 3. Воспитание ситуацией.

· 4. Воспитание игрой.

· 5. Воспитание общением.

· 6. Воспитание отношениями.

В классификации С.А. Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:

· - методы формирования социального опыта детей;

· - методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;

· - методы самоопределения личности ребенка;

· - методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (В.А. Сластенин, Г.И. Щукина). Соответственно выделяются следующие группы методов воспитания:

· - методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);

· - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

· - методы стимулирования поведения и деятельности;

· - методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Структуру данной классификации методов можно представить в следующей схеме:

Классификация методов воспитания В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной:

· - методы формирования сознания (Все методы убеждения: Рассказ. Объяснение и разъяснение. Лекция. Этическая беседа. Увещевание. Внушение. Инструктаж. Диспут Дискуссия. Полемика. Доклад. Положительный пример.);

· - методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности (Упражнение. Приучение. Педагогическое требование. Общественное мнение. Поручение. Воспитывающая ситуация. Переключение в деятельности);

· - методы стимулирования деятельности (Соревнование. Поощрение. Наказание. Сюжетно-ролевые игры);

· - методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (Педагогическое наблюдение. Беседы с целью выявления уровней воспитанности и воспитуемости. Опросы, устные и анкетные. Тесты. Анализ результатов общественно- полезной деятельности, работы органов самоуправления. Создание ситуаций для изучения поведения воспитанников).

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, «уединенных» средств и приемов, а гармонично организованная их система. На каком-то этапе воспитания тот или иной метод может применяться в достаточно изолированном виде, но без взаимодействия с другими методами воспитания он утрачивает свое назначение, замедляет движение педагогического процесса к намеченной цели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: