Классификация методов - это построенная (составлена) по определенному признаку система методов.
Классификация позволяет указать в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое, способствуя их осознанному выбору, наиболее эффективному использованию Используя классификацию ю, педагог не только четко представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
Любая классификация начинается с определения общих основ и выделения признаков для группировки объектов, являющихся предметом классификации.
В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.
Т.А. Ильина и И.Т. Огородников представляют обобщенную систему методов - методы убеждения, методы организации деятельности, стимулирования поведения школьников.
В классификации И.С. Марьенко выделены по принципу воздействия на воспитанников следующие группы методов:
· -объяснительно-репродуктивные (рассказ, лекция, разъяснение, положительный пример и т.д.);
· -проблемно-ситуативные (ситуация выбора деятельности и поведения, дискуссия, диспут и т.д.);
· -методы приучения и упражнения;
· -стимулирования (соревнование, поощрение, требование и т.д.);
· -торможения (наказание, требование);
· -руководства и самовоспитания.
В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:
· 1. Воспитание словом.
· 2. Воспитание делом.
· 3. Воспитание ситуацией.
· 4. Воспитание игрой.
· 5. Воспитание общением.
· 6. Воспитание отношениями.
В классификации С.А. Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:
· - методы формирования социального опыта детей;
· - методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
· - методы самоопределения личности ребенка;
· - методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.
В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (В.А. Сластенин, Г.И. Щукина). Соответственно выделяются следующие группы методов воспитания:
· - методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);
· - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
· - методы стимулирования поведения и деятельности;
· - методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Структуру данной классификации методов можно представить в следующей схеме:
Классификация методов воспитания В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной:
· - методы формирования сознания (Все методы убеждения: Рассказ. Объяснение и разъяснение. Лекция. Этическая беседа. Увещевание. Внушение. Инструктаж. Диспут Дискуссия. Полемика. Доклад. Положительный пример.);
· - методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности (Упражнение. Приучение. Педагогическое требование. Общественное мнение. Поручение. Воспитывающая ситуация. Переключение в деятельности);
· - методы стимулирования деятельности (Соревнование. Поощрение. Наказание. Сюжетно-ролевые игры);
· - методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (Педагогическое наблюдение. Беседы с целью выявления уровней воспитанности и воспитуемости. Опросы, устные и анкетные. Тесты. Анализ результатов общественно- полезной деятельности, работы органов самоуправления. Создание ситуаций для изучения поведения воспитанников).
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, «уединенных» средств и приемов, а гармонично организованная их система. На каком-то этапе воспитания тот или иной метод может применяться в достаточно изолированном виде, но без взаимодействия с другими методами воспитания он утрачивает свое назначение, замедляет движение педагогического процесса к намеченной цели.