Солнечный и лунный каналы




 

Мы познакомились с разнообразием пран в теле, выяснив, что они уравновешивают друг друга, отвечая за противоположные действия, а одна из них выступает «равновесной». Когда мы рассматривали их местоположение в теле, было очевидно, что центры их активности расположены симметрично на вертикальной оси. Нетрудно было бы провести параллели со структурой семи чакр, до которых мы дойдем в разделе о медитации. Однако праны существуют на более «грубом» уровне, они «ближе к телу» и более «рассеяны» по нему. Напомним, что снизу вверх праны идут в следующем порядке: апана (низ живота), самана (желудок), вьяна (сердце), удана (горло), прана (голова). Таким образом, на более тонком уровне все они связаны общим током энергии по позвоночнику, в центральном канале которого – сушумне – и расположены семь чакр.

Собственно пранаяма предполагает уравновешенное состояние этой системы: каждая прана сбалансирована и все они гармонично взаимодействуют друг с другом. Когда ничто не выбивается из общего ритма, можно заниматься углублением сознания в тело. Тогда можно практиковать пранаямы, направленные на растягивание и наполнение дыхательного цикла, которые служат для подготовки к полному сосредоточению сознания (медитации). Пока дело не дошло до собственно пранаямы, мы имеем дело с неуравновешенной системой. «Крайности», в которые постоянно впадает наше тело и сознание, на праническом уровне представлены боковыми каналами, по которым проходит «солнечная» и «лунная» энергии. Это пингала и ида, расположенные соответственно справа и слева от сушумны.

Как пользоваться этим знанием для выполнения «вспомогательных» пранаям, которые позволяют активизировать заторможенные процессы и утихомиривать состояния перевозбуждения? Самый прямой путь – воздействие непосредственно на противоположный канал. Так, когда нам нужно переваривать пищу, мы закрываем левую ноздрю и дышим 10–15 минут только через правую (мы разбирали эту технику в разделе о поддержании желудка). При этом включается в работу пингала, активизируется солнечная энергия, и действие всей системы смещается в сторону большей активности процессов. И еще проще: когда мы ложимся спать, лучше укладываться на правый бок, чтобы открыть левую ноздрю и привести в действие иду. Тогда будет происходить общее замедление процессов, и мы хорошо выспимся…

Кроме того, существуют различные техники пранаямы, направленные специально на активизацию или релаксацию. Если вы используете пранаяму в качестве подготовки к практике асан или медитации, вы можете подобрать для себя нужные техники. Приступая к «обрамлению» пранаямами всего периода практики, следует продумать, какие из них вы собираетесь делать до и после занятий. Выбор во многом зависит от общего контекста существования, в который вы пытаетесь встроить поначалу «чужеродную» практику. Другими словами, вам нужно привести себя в саттвическое (уравновешенное) состояние исходя из раджасического (деятельного) или тамасического (инертного), которые преобладают в обычной жизни.

Если вы социально активны и постоянно «в разъездах», то начинать надо с успокаивающих пранаям, а заканчивать теми, которые помогут вернуться к нужному ритму бытия из относительной «заторможенности». Если у вас «сидячая» работа, то начинать надо с «тонизирующих» пранаям, а заканчивать успокаивающими, иначе вам будет трудно «усидеть на месте». Регулярная практика вообще может вызвать желание поменять работу, или вы научитесь выполнять прежние обязанности в саттвическом состоянии. Тогда необходимость использовать пранаямы в «обрамляющей» функции отпадет, что, разумеется, не касается практики пранаямы как таковой. В качестве пары «контрастных» пранаям вполне приемлемы Нади‑шодхана и Капалабхати, которые мы приведем в сопровождении списков «контрастных» трав.

Другим ориентиром должно выступать физиологическое состояние организма, поскольку практиковать хатха‑йогу не следует при переохлаждении или перегреве. Для того чтобы установить в теле оптимальный температурный режим, можно использовать перед практикой «разогревающие» и «охлаждающие» пранаямы, в которых редко возникает нужда после практики. Когда слишком жарко, нужно делать Ситали, а когда слишком холодно – Бхастрику – их описание можно найти почти в любом руководстве по йоге. В зависимости от климата можно применять после практики Ситали, если тело «перегрелось», и Бхастрику, если вы плохо утеплились перед расслаблением и попросту замерзли. Релаксация соотносится с «охлаждением», а активизация с «разогреванием».

 

Активизация

 

Как мы упоминали, простейшим способом активизировать течение процессов в теле и уме выступает Сурья‑бхедана‑пранаяма – дыхание через правую ноздрю. Часто рекомендуют для усиления эффекта выдыхать через правую ноздрю, а выдыхать через левую. Однако существуют более сильные методы, которые активизируют организм в считанные минуты, если не секунды. И среди них самый простой – капалабхати. Суть практики сводится к тому, что вы резко выдыхаете животом через нос, а потом отпускаете мышцы и позволяете произойти естественному вдоху. Выдохи повторяются в быстром темпе в течение периода, пока вы чувствуете себя комфортно. Затем делается пауза, после которой начинается новый период, и так несколько раз. Конечно, здесь есть свои тонкости, с которыми вы познакомитесь на занятиях йогой, либо найдете их в йогической литературе.

Ароматические растения также оказывают сильное воздействие, активизируя высшие мозговые центры, очищая каналы головы и пазухи носа, стимулируя течение праны. Конечно, вы можете применять тонизирующие растения, которые приводились для накопления физической силы, а также влияющие на деятельность сознания, о которых пойдет речь в главе о медитации. Однако ароматы лучше подходят именно для пранаямы, поэтому здесь желательно ориентироваться на воздействие запахов. Вы можете развести такие пахучие травы, как шалфей, использовать специи, вроде кардамона, либо обзавестись благовониями, например, сандалом. Как и вообще в ароматерапии, в выборе нужно прислушиваться прежде всего к собственным ощущениям.

 

Шалфей

 

Различные виды шалфея широко распространены в умеренных, тропических и субтропических областях Старого и Нового Света. Наибольшее количество эфирного масла содержит шалфей мускатный, происходящий из Средиземноморья. Предполагается, что шалфей перевезли через Альпы в Среднюю и Северную Европу римские легионеры и монахи‑бенедиктинцы. Шалфей быстро приспособился к более суровому климату, и сегодня его можно обнаружить в диком или культивируемом виде на всей европейской территории. В пищу пригодна надземная часть растения, собранная во время цветения.

Это дву– или многолетнее травянистое растение до 1 м высотой и выше. Листья шалфея мускатного крупные, на черешках, сверху морщинистые, опушенные, 10–30 см длиной и 5–20 см шириной. Стебли оканчиваются крупными эффектными соцветиями до 40 см длины. Цветки крупные, розовато‑фиолетовые, светло‑синие, реже белые, расположены в шести цветковых мутовках. Ценят и выращивают шалфей мускатный ради очень ароматного эфирного масла, которое получают из свежих цветков. Красивый и эффектный шалфей мускатный выращивают также как декоративное растение, причем обычно как двулетник.

Шалфей можно выращивать на садовом участке. Место должно быть обязательно солнечным и, по возможности, защищенным от ветра с севера и востока. Почвы нужны легкие, плодородные, богатые известью. Лучше растет при поливе. Шалфей можно размножать делением куста и семенами, которые сохраняют всхожесть в течение трех лет. Семена на рассаду высевают в марте‑апреле, а можно сеять сразу в грунт в мае или даже осенью под снег. Соцветия убирают при побурении семян в двух‑трех нижних мутовках центрального соцветия. Срезают их над верхней парой настоящих листьев. Соцветия можно использовать сразу, а для заготовки впрок их сушат и хранят в сухом проветриваемом помещении.

 

Кардамон

 

Кроме имбиря и куркумы среди пряностей к имбирным относится и кардамон настоящий. Дико он растет во влажных горных лесах Южной Индии. Выращивают его в основном в Индии, на о‑ве Шри‑Ланка, полуострове Индокитай и в Южном Китае. Это одна из старейших пряностей. Семена кардамона содержат эфирное масло, обладают сладким ароматом, их используют как приправу к пище и лекарство. Кардамон очень популярен на Шри‑Ланке, в Индии и Иране как составной элемент кофе по‑арабски. Кашмирцы любят зеленый чай с кардамоном, особенно в Шринагаре.

Найти растение кардамон для выращивания дома так же сложно, как куркуму и имбирь, с которыми он схож по внешнему виду. Культивируют его в домашних условиях подобно имбирю и куркуме, но сажают в более глубокий горшок, который весь заполняется его тонкими корневищами и корнями. Смолотые плоды теряют аромат достаточно быстро, поэтому хранят целые стручки. Перед употреблением их надо разломать, чтобы извлечь семена. Зеленые стручки дают лучший аромат, чем желтые или сероватые.

 

Сандал

 

Белый сандал – вечнозеленое дерево высотой до 40 м с коричнево‑серым стволом и большим количеством гладких и гибких ветвей. Листья кожистые, цветы мелкие, пурпурно‑розового цвета, собранные в метельчатое соцветие. Произрастает и культивируется в Индии, Индонезии и других тропических странах. Для получения ароматического масла используют сердцевину деревьев старше тридцати лет. Аромат сандала древесно‑бальзамический, туманно‑мускусный, изысканный.

Сандал относится к классу ароматических адаптогенов. Если в угнетенном состоянии духа и тела вы обратитесь к ароматерапевту, он, скорее всего, назначит вам курс массажа с маслом сандалового дерева. Эфирное масло сандалового дерево является универсальным, оно влияет на иммунную и нервную системы, улучшает кровообращение, нормализует гормональный фон. В конечном результате – повышается ваша активность на фоне внутреннего равновесия. Сандал незаменим, когда необходимо сосредоточиться. Он снимает головокружение и головную боль, успокаивает.

В наших условиях широко используются сандаловые ароматические палочки. Сандал очень благотворно влияет на очищение и укрепление слабого эфирного поля. Считается, что аромат сандала рассеивает негативные энергии. Сандал оказывает антидепрессивное, антисептическое, стимулирующее и тонизирующее действие, помогает при депрессии и бессоннице.

 

 

Релаксация

 

Для расслабления и замедления процессов в теле и уме, как мы уже упоминали, вы можете использовать дыхание только через левую ноздрю. Другой простой способ – сосредоточение на выдохе и растягивание именно выдоха, тогда как вдох остается естественным. Однако поначалу на вас подействует успокаивающе и такая равновесная техника, как Нади‑шодхана. Суть ее сводится к тому, что вы вдыхаете через одну ноздрю, а выдыхаете через другую, а затем наоборот. Для этого вы попеременно зажимаете ноздри пальцами, желательно сложенными в Вишну‑мудру (средний и указательный пальца подогнуты, а остальные выпрямлены и используются для зажима). Дышать следует как можно медленнее, постепенно растягивая дыхательный цикл, и обязательно сохранять равную длительность вдоха и выдоха с каждой стороны. Схема полного цикла выглядит так: вдох слева, выдох вправо, вдох справа, выдох влево.

Ароматические растения способствуют успокоению сознания, их можно употреблять в виде отваров, эфирных масел, ингаляций или благовоний. Цветочные ароматы хорошо успокаивают внешнее осознание, снимают эмоциональные и чувственные перегрузки, погружают на глубинные уровни чувств. Сладкими цветочными ароматами обладают жасмин, роза, шафран, ирис, лотос, жимолость. Иными словами, если вы вечно взвинчены, стоит на время превратить комнату в благоухающий сад, пока вы не научитесь успокаиваться с помощью самой пранаямы или даже одной установки сознания, т. е. своего рода «медитации в действии». А если вы слишком заняты, то наилучшим благовонием для релаксации будет, пожалуй, джатаманси.

 

Джатаманси

 

Почти каждому знакома валериана благодаря ее успокоительным и антиспазматическим свойствам. Однако на Ближнем Востоке традиционно используется другое растение из того же семейства – джатаманси (нард), которое обладает похожими свойствами. Нардостахис крупноцветковый (или нардостахис джатаманси) – нежное пряно‑ароматическое растение с разветвленной корневой системой, родом из Гималаев. Иногда его называют гангитис из‑за произрастания в предгорьях возле Ганги.

В Индии он используется при изготовлении разных видов массажных масел. Полагают, что он полезен при многих заболеваниях, особенно ценен как успокаивающее средство, для лечения пищеварительной и дыхательной систем. Эфирное масло получают паровой дистилляцией корней растения, запах тяжелый, приятный, древесный, напоминающий валериану, имбирь и кардамон. Джатаманси обладает охлаждающим воздействием, способствует уравновешиванию трех дош, проясняет сознание и укрепляет разум. Он хорошо сочетается с брахми, его можно принимать также с небольшим количеством камфоры или корицы.

 

Жасмин

 

Родом это растение с подножий Гималаев. Жасмин – это вьющийся вечнозеленый кустарник с супротивными листьями и белыми, желтыми или розовыми душистыми цветками, собранными в зонтиковидные соцветия. В Индии с незапамятных времен белые цветки жасмина применялись в церемониальных шествиях, запахом жасмина облагораживали воду при ритуальных омовениях. Все части жасмина используются в лечебных целях. Сырой корень облегчает головную боль, устраняет бессонницу. Эфирное масло жасмина – сильный антидепрессант: аромат жасмина бодрит сильнее, чем кофе, но при этом действует успокаивающе.

В комнатной культуре наиболее распространен жасмин многоцветковый – сильная лиана с перистыми листьями и появляющимися весной розовыми бутонами, которые превращаются в белые звездчатые цветки. Часто разводят и жасмин самбак (жасмин аравийский) с тонкими опушенными побегами, цельными яйцевидными листьями и белыми цветами, – его можно выращивать как лиану или формировать в виде куста. Особенно красива махровая форма с белыми цветочками‑розочками, краснеющими к концу цветения. Даже один цветок наполняет своим ароматом все помещение. Распускаются они один за другим, украшая квартиру почти круглый год, но с весны до осени цветут обильнее всего.

Жасмин размещают в светлом месте, лучше всего на подоконнике, лианам необходима опора. Поливают растение мягкой водой, не допуская пересыхания земляного кома, листья регулярно опрыскивают. Зимой жасмину нужна температура 16–18 °C и умеренный полив. Почвенную смесь готовят из торфа, лиственной и дерновой земли и песка в соотношении 1:1:3:1. Растение предпочитает слабокислую реакцию почвы, а в период интенсивного роста нуждается в подкормке органическим удобрением раз в две недели. Побеги хорошо переносят обрезку: ранней весной их укорачивают на треть, поскольку цветы располагаются на побегах текущего года. Размножается жасмин весной стеблевыми черенками.

 

Жимолость

 

Жимолость японская – полувечнозеленая лиана. Она очень быстро растет, образует много отводков. Цветет обильно и продолжительно в июне‑июле. Цветки у нее белые, с пурпурным оттенком, необыкновенно ароматные. В средней полосе России может расти лишь на солнечном месте и с защитой от морозов. Но даже при хорошем уходе будет цвести не каждый год. Зато при желании можно выращивать жимолость японскую в комнате или зимнем саду. У жимолости японской есть очень красивая форма Aureoreticulata с более нежными листьями в золотисто‑желтую сеточку. Эту редкую разновидность можно вырастить в комнате.

 

Динамическое равновесие

 

При выполнении пранаямы следует сидеть лицом на север или восток: первое положение способствует устойчивости ума, а второе – взращиванию познаний. В пранаямах, предполагающих задержку дыхания с помощью пальцев, используется Шанка‑мудра, которую называют также Вишну‑мудрой. Указательный и средний пальцы подгибаются к середине ладони, а три остальных остаются выпрямленными. Большим пальцем зажимается правая ноздря, а мизинцем, в ноготь которого упирается кончик безымянного пальца, создавая дополнительное давление, – левая ноздря. Любая пранаяма и даже отдельный цикл пранаямы начинается с «удаления нечистоты», для чего зажимается правая ноздря и делается продолжительный выдох через левую.

Подготовительная Вишая‑вритти‑пранаяма способствует установлению динамического равновесия. Начинать нужно со счета 12 секунд, поэтому первый цикл выглядит следующим образом. Открывается правая ноздря (а левая, соответственно, зажимается), и выполняются три вдоха‑выдоха, где выдох равен по продолжительности вдоху и составляет 12 секунд. Затем зажимается правая ноздря и делаются три вдоха‑выдоха через левую ноздрю, после чего руку можно опустить. Цикл завершен, а всего в течение одного периода практики нужно сделать 10 циклов. Поскольку пранаяма предполагает введение задержки дыхания, она добавляется на следующий день, так что пропорция дыхания в целом составляет 12:12:12. На следующий день длина вдохов и выдохов увеличивается до 18 секунд. Дальнейшее освоение данной пранаямы состоит в увеличении задержки, тогда как вдох и выдох неизменно составляют по 18 секунд. К задержке добавляются всякий раз по 6 секунд, и две последующие пропорции составляют 18:24:18 и 18:30:18.

Теперь мы подробнее рассмотрим вышеупомянутую технику Нади‑шодхана‑пранаямы, где состояние «динамического равновесия» углубляется. От предыдущей данная пранаяма отличается лишь тем, что дыхательные циклы не группируются по три с каждой стороны. Обе ноздри действуют попеременно: вдох справа, задержка, выдох слева. В пропорции среднее звено увеличивается точно так же: сначала 18:18:18, затем 18:24:18 и наконец 18:30:18. Однако чередование продолжается не сколь угодно долго (хотя в шивананда‑йоге эта пранаяма считается безопасной в смысле «передозировки»), а всего шесть раундов. После завершения шестого раунда выдохом вправо делается пауза, и следующий цикл начинается с удаления нечистоты через левую ноздрю. Всего за одно занятие выполняется 10 циклов.

И, наконец, в качестве последней техники приведем Шакти‑чадана‑пранаяму, предназначенную для реализации основной цели йоги – поднятия энергии кундалини. Выполнение данной техники приводит к пробуждению высших чакр и полному освобождению от обусловленного человеческого существования. Кундалини, или «змеиная сила», покоится в основании позвоночника, свернувшись тремя кольцами, символически представляющими три гуны, или качества проявленного мира, находящихся в непрерывном взаимодействии и относительном динамическом равновесии. При возрастании силы устанавливается и распространяется полный покой. Тем самым человек, обретя силу полностью очистить свое сознание, волен создавать и поддерживать динамическое равновесие в любых формах.

Шакти‑чадана очень похожа на Нади‑шодхану, но пропорция дыхания в ней асимметрична, вдохи и выдохи справа короче, чем вдохи и выдохи слева, что и способствует развитию силы. Пропорция дыхания составляет на начальном этапе 6:24:12 в одну сторону и 12:24:6 – в другую сторону. Это означает, что при чередовании ноздрей делается вдох справа продолжительностью 6 секунд, затем задержка на 24 секунды, а после выдох влево на 12 секунд. Далее в обратном направлении: вдох слева на 12 секунд, задержка на 24 секунды, выдох вправо на 6 секунд. Пропорция наращивается прибавлением к вдоху сначала по две секунды, а потом по одной. Таким образом, мы получаем следующие соотношения: 8:32:16 и 16:32:8; 10:40:20 и 20:40:10; 11:44:22 и 22:44:11; 12:48:24 и 24:48:12. Как правило, этого достаточно.

Полный курс называется мандалой пранаямы и строится в самостоятельной практике следующим образом. Всего предполагаются две мандалы по 48 дней. Каждое утро и каждый вечер выполняется Шакти‑чадана по 20 раз, причем именно в последней пропорции 12:48:24 и 24:48:12. Непосредственно перед ней должны выполняться подготовительные пранаямы – Вишама‑вритти и Нади‑шодхана, не более трех раз каждая. Вторая мандала также составляет 48 дней. При необходимости путешествовать – лучше отложить всю мандалу на более поздний срок.

Если вам вообще серьезные занятия пранаямой покажутся слишком сложными, вы можете ограничиться вариантом Нади‑шодхана‑пранаямы, приведенным в разделе для релаксации. Единственное дополнение – одинаковые задержки дыхания после вдоха и выдоха, длину которых нужно постепенно равномерно увеличивать. И, конечно, не помешает воспользоваться растениями, ароматы которых помогают поддерживать динамическое равновесие. Ароматические специи подходят для равномерного развития восприятия и внутреннего видения. Они развивают прана‑агни, т. е. наиболее тонкую составляющую энергии, что очень полезно для пранаямы. К ним относятся чайное дерево, эвкалипт, тимьян, шалфей, камфара, мята, корица, имбирь, тулси.

 

Чайное дерево

 

Видовое название растения, из которого получают «чайное масло» – мелалеука альтернифолиа. Масло имеет теплый, свежий камфарный и немного пряный аромат. Большая часть видов мелалеук произрастает в западной части Австралии, где эти растения образуют красивейшие цветущие заросли. Все они – кустраники, реже деревья высотой около 9 м, все обладают нежным ароматом. Кроны у мелалеук плотные, тенистые, листья могут быть продолговатыми, узколинейными или почти нитевидными. Красивые белые или розовато‑лиловые цветы с яркими тычинками собраны в плотные головчатые или ершиковидные соцветия. На месте опыленных цветов образуются плоды, которые со временем одревесневают и остаются на ветвях по несколько лет. Мелалеуки – растения редкие, но они уже не недоступны, их можно купить. Комнатные мелалеуки (миртовый вереск) славится великолепным цветением на поникающих ветвях.

Манука (лептоспермум прутьевидный) является национальным растением Новой Зеландии и традиционным лечебным средством племени маори. У себя на родине это небольшое вечнозеленое дерево, сильно разветвленное, с небольшими очередными листьями и располагающимися поодиночке в листовых пазухах белыми цветами, источающими нежный приятный запах. Основное время цветения – ранняя весна. В продаже встречается в виде горшечного растения с белыми, розовыми или карминно‑красными цветами, простыми или махровыми.

Всем этим растениям требуется яркое освещение (но без горячих солнечных лучей), свежий воздух. Полив должен быть регулярным, без пересушки почвы, что сразу приводит к сбрасыванию листвы, а иногда и к гибели растения. Поливают только мягкой водой (растения не выносят кальция), необходимо частое опрыскивание кроны. В тёплое время года полив обильный, в холодное – умеренный. Зимой рекомендуется прохладное содержание. Пересаживают растения весной, рекомендуемый субстрат: дерновая, листовая земля, торф, перегной, речной песок (3:1:1:1:1). Весной и летом требуется регулярное удобрение.

«Чайные деревья» легко переносит целенаправленную стрижку в течение года, которая позволяет сформировать красивую крону. Сеянцы можно стричь до пяти‑шестилетнего возраста без ограничений, потому что, только достигнув этого возраста, они зацветут. Взрослые цветущие растения весной и летом не обрезают – это помешает цветению. Размножают семенами или черенками в теплице, но это весьма проблематично: все миртовые укореняются с трудом.

 

Эвкалипт

 

Родина эвкалиптов – Австралия, где они чрезвычайно разнообразны: в основном это деревья, но есть и кустарники. Листья на молодых побегах супротивные, мягкие, покрыты толстым слоем воска, яйцевидные, сидячие. На более старых ветвях они располагаются очередно, на черешках, становятся кожистыми, серповидно изогнутыми. Цветы собраны по 10–12 штук, имеют невзрачный венчик, зато большое количество ярких тычинок. Эвкалипты – вечнозеленые растения, но вместо листьев могут менять верхний слой коры, которой превращается в лохмотья и опадает.

Эвкалипт можно выращивать в комнате, но только из семян, ибо взрослые растения в продаже почти не появляются. Семена эвкалипта очень мелкие, их высевают в плошки по поверхности увлажненной смеси легкой перегнойной земли с песком и слегка вдавливают. Первые 3–4 дня поливать семена не следует. На 5‑10 день появляются всходы. Молодые сеянцы эвкалипта требуют много света и чистого воздуха, не переносят чрезмерной влаги. Когда на всходах появится по 4 листочка, их осторожно, не повреждая корешки, пересаживают в горшки. После посадки поливают, потом не поливают 3–4 дня, а в дальнейшем полив нужен регулярный, чтобы земля была влажная (но не мокрая).

Через три‑четыре недели после посадки можно выставить растение на постоянное место. Эвкалипты нуждаются в прямом солнце, их выращивают на южных окнах. Эти растения – настоящие «насосы», они потребляют много воды, и нужно следить, чтобы почва не пересыхала. Однако зимой следует соблюдать осторожность в поливе, избегая переувлажнения. Пересаживают растения каждый год. Обычно продают семена относительно низкорослых видов эвкалипта, но вполне вероятно, что через 5–6 лет дерево упрется верхушкой в потолок, и придется заменить его новым сеянцем.

Для лечебных целей собирают старые серповидные листья в течение всего лета и осени. Листья сушат на открытом воздухе. Если вам не удалось вырастить эвкалипт, то его листья без труда можно купить в аптеке.

 

Тимьян

 

Разные виды тимьяна выращивали еще в Древнем Египте для ароматизации смол, используемых при бальзамировании. В лекарственных целях широко используются тимьян ползучий (чабрец) и тимьян обыкновенный. Тимьян ползучий распространен почти по всей территории России, а также в Тибете, Индии и Северной Америке. Маленький полукустарничек 10–15 см в высоту отличается стелющимся по земле стеблем, образует дерновинки. Листья мелкие, до 1 см длиной, на коротких черешках. Цветки розовато‑лиловые, собраны в головчатое соцветие. Все растение имеет сильный специфический запах. Цветет с июня (мая) до августа (сентября). Имеет садовые сорта с белыми, розовыми и карминовыми цветками, а также пестролистные формы.

Растение требует солнечного местоположения, но мирится с небольшим затенением. Почвы необходимы дренированные, без застоя воды, с щелочной или нейтральной реакцией. Хорошо развивается на бедных супесчаных и песчаных почвах. Тимьян неприхотлив и засухоустойчив. Посадку можно проводить в любое время, но не поздней осенью, так как растения должны хорошо укорениться до морозов. Если кустики тимьяна регулярно подрезать, они будут плотными и компактными. Делают это ранней весной или после цветения, укорачивают побеги примерно на две трети, до одревесневшей части. Наиболее просто размножение делением куста. Для деления куст выкапывают, разбирают корни и аккуратно разделяют растение на части.

Для лекарственных целей собирают цветущую траву, предпочтительно верхушки с соцветиями. Связанную в пучки или разложенную траву сушат в полутени на воздухе или в сушилках при температуре не выше 35 °C. Чаще всего делают чай, который пьют с медом.

 

Глава 4

Травы для медитации

 

Оздоровление и омоложение – дело хорошее, если вы за время пребывания в человеческом теле еще не забыли, зачем вы здесь находитесь. Конечная цель йоги должна выступать изначальным ориентиром, иначе неясно, чем мы вообще занимаемся. Цель хатха‑йоги (асаны и пранаямы) – подготовка к раджа‑йоге, то есть достижению самадхи. Полное сосредоточение сознания путем медитации приводит к освобождению от обусловленности человеческого существования. Парадоксально, но в современном мире хатха‑йогу пропагандируют с прямо противоположной целью – придать органам чувств и органам действия способность интенсивнее взаимодействовать с внешним миром, нещадно эксплуатируя повысившуюся чувствительность. Подлинная цель хатха‑йоги состоит в вырабатывании отрешенности от тела при всем умении владеть им в совершенстве, а не доходя до патологической фиксации на телесных функциях.

Если все‑таки мы намерены двигаться путем йоги к цели, однозначной в выбранном направлении или многомерной при осуществлении синтеза, то место хатха‑йоги определено достаточно ясно. Выполняя асаны и пранаямы, важно помнить следующее. Асанам предшествует правильная организация внешнего поведения в социуме. А за пранаямой следует правильная организация внутреннего духовного пространства. Другое дело, что самостоятельное осмысление пути приводит к проявлению новых аспектов самого пути, отсюда и большое число разных школ хатха‑йоги. Поэтому даже самадхи как конечная цель йоги тоже понимается по‑разному, и это следует учитывать. Поначалу мы лишь примерно понимаем, в чем состоит наша цель, и различаем ее весьма смутно – просто как ориентир.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: