Материалы к уроку по теме «Введение» в 10 классе




Введение. Особенности познания общественной жизни. Развитие взглядов на общество. Сферы общественной жизни. Основные институты общества.

1.Развитие взглядов на общество. Древнегреческие философы Платон и Аристотель стремились разобраться в сущности общественной жизни и определить лучшие формы государственного правления. С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился по XVIII век (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Жан Мелье). Его представители развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей. В XVII веке происходит переворот во взглядах на общество. Гуго Гроций, обосновывает необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости. В XVII – XVIII веках Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо создают концепцию общественного договора. Они попытались объяснить возникновение государства и современных форм человеческого состояния. Все они обосновывали договорной характер государства. В конце XVIII века начинается новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей, представителями которого были Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Причиной появления этих идей стали несовершенство и противоречия капиталистического общества, вызванные противоречиями между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (при всеобщей занятости большая часть прибыли достается собственникам). Нищета основной массы населения и тяжелые условия труда привели к возникновению и развитию забастовочного движения, В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.

В XX в. материалистическая теория общественной жизни была дополнена. Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества (Р. Арон) описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу. В 70-е гг. данная теория получила дальнейшее развитие во взглядах американских социологов и политологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффлера. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии:

1-я стадия – доиндустриальная (аграрная);

2-я стадия – индустриальная;

3-я стадия – постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3.Бжезинский).

2. Особенности познания общественной жизни. Для того, чтобы быть сознательным гражданином своей страны, надо знать общество, в котором ты живёшь. Напомним, что общество — это исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность отношений между людьми, характеризующих их совместную жизнедеятельность. Познание общественной жизни имеет существенные особенности, отличающие его от познания природы.

Законы природы, например, закон всемирного тяготения, действуют с непреложной силой. Их невозможно проигнорировать, они действуют совершенно независимо от того, нравятся они кому-либо или нет. Люди, однако, обладают сознанием. Они способны обдумывать и оценивать происходящее в их жизни и в жизни общества в целом. Поэтому в одной и той же ситуации разные люди могут вести себя неодинаково. Законы общественной жизни являются законами человеческой деятельности.

Многие законы общественной жизни имеют статистический характер, т. е. выражают общее правило, которому подчиняется большое количество однотипных явлений (рождаемость, смертность, браки, разводы, перемена места жительства и т. д.). Общественную жизнь характеризуют главным образом тенденции, выражающие направленность происходящих в ней изменений. Если эти тенденции устойчивые, то мы называем их закономерными. Закон же – это общая, устойчивая связь явлений, выражающая их сущность, самое главное в них.

Человек — это мыслящее и ощущающее существо. Он испытывает голод или боль, может радоваться и печалиться. Он намечает планы и корректирует их, выстраивая свою жизнь. Общество не испытывает никаких ощущений; нет у него и какого-то особого органа мысли, сознания. В отличие от отдельного человека общество существует как коллективная реальность.

Отдельные люди рождаются, взрослеют и рано или поздно уходят из жизни. Общество, в котором они живут, воспроизводится благодаря тому, что на место одних людей, выполняющих определённые функции, приходят другие.

Общество само по себе, помимо входящих в него людей, не существует. Его составляет множество людей, выполняющих разные функции и взаимодействующих друг с другом, вступающих в определённые отношения. Общество — это не просто сумма составляющих его людей, а целостная система, имеющая очень сложное строение. Общество как система характеризуется определенной организацией, упорядоченностью совместной жизни людей и оказывает влияние на каждого из них. Упорядоченность явлений позволяет предвидеть их ход. Человек, вступая в самостоятельную жизнь, сразу же сталкивается с этой организованностью, упорядоченностью и включается в неё, учитывая требования общества. Живя в обществе, люди влияют на него, изменяют его. Каждое новое поколение встречается с несколько иной организацией общественной жизни, нежели предыдущее, и от него во многом зависит, какой будет жизнь последующих поколений.

3. Сферы общественной жизни. Для того, чтобы конструктивно участвовать в общественной жизни, каждый из нас должен разобраться в её организации. Нужно, прежде всего, уяснить, какие подсистемы входят в состав общества и как они связаны между собой.

Подсистемы общественной жизни обычно называют ее основными сферами. Главная составляющая каждой из таких сфер – это люди, занятые определёнными видами деятельности, значимой для общества в целом. Итак, сферы жизни общества определяются тем, какую деятельность выполняют в них люди, в какие общественные отношения они вступают, какими знаниями и ценностными установками при этом руководствуются.

Выделяют четыре основные сферы общественной жизни. Это социальная жизнь, духовная жизнь, политико-правовая жизнь и экономическая жизнь (экономика). Каждую из них в дальнейшем мы рассмотрим более детально. Пока же отметим, что данные сферы не имеют жёстких границ. Наоборот, они реально проникают друг в друга.

Так, каждый человек, чем бы он ни занимался, принадлежит к определённым социальным общностям и включён в социальные отношения — классовые, национальные и т. д. Некоторые люди специально занимаются социальной работой. Это работники социального обеспечения, профсоюзные активисты и др.

Каждый человек также включён в экономическую жизнь общества. Даже если он не занят в сфере материального производства, он всё же является собственником каких-либо материальных благ, имеет определённый доход, участвует в потреблении продуктов и т. д.

В обществе есть люди, профессионально занимающиеся политической деятельностью или работающие в органах правосудия. Но и другие люди так или иначе вовлечены в политическую жизнь общества и включены в существующие в этом обществе правовые отношения.

Духовная жизнь общества во многом определяется деятельностью профессионалов — педагогов, учёных, работников искусства, священнослужителей и др. Вместе с тем она охватывает обыденное сознание людей, накапливающийся у них духовный опыт.

Один и тот же человек обычно одновременно участвует в функционировании всех четырёх основных сфер жизни общества, хотя роль его в каждой из них может быть неодинаковой. Например, видный учёный является авторитетной фигурой прежде всего в своей отрасли науки, наука же относится к духовной сфере жизни общества. Вместе с тем его научные разработки могут получить практическое применение, и тогда он вправе рассчитывать на соответствующее материальное вознаграждение. В этом проявляется его вовлечённость в экономику. Учёный может также участвовать в обсуждении политических проблем жизни страны. При избрании в парламент он будет активно влиять на законотворческую деятельность. И всё же главной для него останется роль учёного, творца нового знания, которое является неоспоримой духовной ценностью.

Чёткие границы между основными сферами общества можно провести лишь теоретически, путём рассуждений, используя специальные научные понятия. Для правильного понимания того, как построено современное общество и какие процессы в нём протекают, важно знать соответствующие понятия и связи между ними, уметь применять эти понятия при анализе реальных явлений и процессов жизни общества.

4. Основные институты общества. Слово «институт» происходит от латинского institutum — установление, учреждение. Из этого следует, что институты не возникают сами собой. Их создают и совершенствуют сами люди, руководствуясь более или менее ясной целью. Такой целью является удовлетворение совместных, или общественных потребностей.

Исходя из того, что в современной общественной жизни выделяют четыре основные сферы — социальную, экономическую, политико-правовую, духовную, целесообразно разделить общественные институты в соответствии с их принадлежностью к той или иной сфере.

В социальной сфере действуют институты семьи, медицины, социального обеспечения и др. Они решают вопросы, связанные с воспроизводством человеческого рода, сохранением здоровья людей, помощью больным и престарелым людям и т. д.

С институтами социальной сферы тесно связаны институты духовной сферы общественной жизни — образование, наука, театры и кино, церковь. Эти институты обеспечивают создание, хранение и передачу новым поколениям ценностей духовной культуры, социализацию подрастающих поколений.

В экономической сфере жизни общества действуют институты собственности, финансовые институты, институты производства и т. д. Их назначение — обеспечить условия, благоприятствующие производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ.

Политико-правовая сфера общественной жизни связана с функционированием институтов государства и права: законодательных и административных органов, армии, правоохранительных, контролирующих органов, политических партий и т. д. Общая задача этих институтов — поддержание порядка, осуществление власти, упрочение целостности общества.

Общественный институт — это определенная система связей между людьми и социальных норм, правил взаимоотношений и деятельности людей. Данная система выражает утвердившееся в обществе понимание ценностей. Она также закрепляет процедуры, ведущие к удовлетворению соответствующих потребностей общества. Конкретные процедуры бывают очень разными. Например, процедура получения паспорта мало напоминает процедуру выпускных экзаменов в школе. Без чётко фиксированных правил, процедур и распределения ролей или функций, выполняемых разными людьми, нет и общественных институтов, а значит, и общественного порядка.

Успешное функционирование общественных институтов упрощает и рационализирует жизнь людей, подчиняя её понятным и общепринятым правилам. С изменением общественной жизни преобразуются и упорядочиваются её институты. Давно отошла в прошлое общественная роль племенного вождя; на место ростовщиков и менял пришли современные банки, решающие среди множества других и задачи выдачи кредитов, обмена валют. В современном обществе неуклонно возрастает роль образования, которое становится необходимым условием успешной адаптации к новым условиям жизни.

Функции социальных институтов: интеграционная, регулятивная, коммуникативная, функция социализации, воспроизводства, контрольная и защитная функции, а также функция формирования и закрепления общественных отношений и др. Функции социальных институтов могут меняться во времени.

Все социальные институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Виды социальных институтов и их состав весьма разнообразны. Вместе с уже названными выше социальными институтами можно выделить также коммуникационные социальные институты, институты социального контроля и другие. Крупные кризисные явления и потрясения в обществе (революции, войны, кризисы) могут привести к нарушениям деятельности социальных институтов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: