Пионерка музыкального дела




Но все это время музыка оставалась для нее главным, и Вера Сипягина решила заниматься музыкальным просвещением в городе и уезде. "Стану насаждать музыку",- решила она, лелея планы "широкого музыкального развития в городе и уезде". 20 декабря 1918 года Вера Уаровна ездила в Петроград для того, чтобы, используя былую известность и связи с некоторыми друзьями, начавшими сотрудничать с "Советами", заручиться поддержкой своих начинаний "по музыкальному развитию в глубинке". Через два месяца она вернулась в Устюжну, полная радужных надежд. Ее деятельность была одобрена в музыкальном отделе Петроградского "Севпроса". Более того, Вере Уаровне удалось настолько заинтересовать специалистов своими планами, что ей выдали бумагу, подтверждающую обещание музотдела в материальной поддержке "музыкальных начинаний" устюжан. "Я буду отныне пионеркой музыкального дела в уезде,- писала она,- во всем уезде стану насаждать музыку". Но заручиться поддержкой местных властей ей не удалось. Еще накануне революции ею был приобретен небольшой дом в Устюжне – здесь она и стала давать свои первые бесплатные уроки игры на фортепиано для всех желающих. Сама она называла эти уроки «ассамблеями». Можно сказать, что в течение почти года, вплоть до открытия в Устюжне Пролетарского клуба 8 ноября 1918 года, дом Сипягиной был единственным культурным центром города. Он соединял в себе концертный зал, дом культуры, музыкальную школу, лекторий. Вера Уаровна мечтала также открыть в Устюжне музыкальную школу и приложила к этому делу все свои усилия. Летом 1920 года ее мечта, казалось, начала осуществляться. Приехавший в это время в Устюжну представитель губернского отдела народного образования т. Чащин поразился, узнав, что здесь проживает "артистка Сипягина-Лилиенфельд". Все попытки "перетащить" известную пианистку в Череповец ни к чему не привели. Он махнул рукой и санкционировал просьбу Сипягиной об организации в Устюжне музыкальной студии. Вера Уаровна совместно с бывшей начальницей устюженской женской гимназии М. А. Никольской энергично взялась за дело. Для студии выделили помещение (Карла Маркса, 3), приобрели два рояля, в октябре провели вступительные экзамены, выявившие более сотни желающих обучаться фортепианному искусству. Наконец, в январе 1921 года начались первые концерты-лекции. "Значение ""студии",- писала Сипягина в этот период,-...не в том, чтобы действительно обучить всех музыке, но чтобы, предоставляя широкую возможность обучения всех слоев общества, глубже копнуть того "пласта", в котором скрываются золотые "песчинки" и "самородки". Иными словами, Вера Уаровна видела значение студии в том, чтобы не дать погибнуть молодым талантам в глухой провинции, а выявить их и помочь на первых порах становления мастерства. Сколько сил и нервов она отдала организации этой студии, которая просуществовала два с небольшим месяца. В марте 1921 года музыкальную студию выдворили из занимаемого ею помещения, которое срочно понадобилось типографии. Педагогам отказали в зарплате даже за проведенные ранее уроки.

Оставалась возможность сольных концертов, и в 1921 году уже 60-летняя пианистка дала 75 концертов! Она собрала агитбригаду, которая разъезжала с выступлениями по деревням Устюженского уезда. Выступления проходили, как правило, в сельских школах или в старых усадебных домах, где сохранились рояли. Первые выезды Вера Уаровна и ее коллеги совершили самостоятельно, без мандатов и указов уездного начальства, что иногда пугало волостные исполкомы, опасавшиеся "нелегальных собраний". Концертная аудитория была самая разнообразная: крестьяне, сельские учителя, работники волостных исполкомов, рабочие только что созданных совхозов, бывшие владельцы усадеб, не успевшие или не пожелавшие уехать из родных мест. Шуклино, Хрипелево, Хвастово, Загорье, Веницы, Даниловское, Свистуны - это только один из маршрутов поездок Сипягиной по Устюженскому уезду в тот период. Избираемый ею репертуар был выдержан в традициях музыкальных салонов дореволюционного Петербурга. Одна из программ, например, была составлена так:

Ф. Шопен «Прелюдия ля-мажор»
П.И.Чайковский Фрагмент из балета "Спящая красавица"
Ф.Мендельсон «Песнь волны»
А. Рубинштейн «Звездная ночь»
Алькан «Ветер»

Избранный Сипягиной репертуар был довольно сложным для неподготовленной аудитории, но на этот счет у нее существовали свои принципы. Вера Уаровна полагала, что настоящий артист никогда не будет пытаться "опуститься" до уровня понимания непрофессиональных слушателей, а наоборот, постарается "поднять" их уровень до своего. В этом же году, в бывшей усадьбе Батюшковых, прошел концерт памяти Ф.Д.Батюшкова, организованный В.У.Сипягиной-Лилиенфельд. Несмотря ни на какие бытовые трудности, артисты дарили зрителям праздник музыки. Но инициативную, неугомонную Веру Уаровну сломила болезнь. В январе 1923 года ее не стало.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: