Аварии на коммунально-энергетических сетях




Практическое занятие № 4 ЧС техногенного характера

Чрезвычайные ситуации при авариях на гидротехнических сооружениях

Гидротехнические сооружения (ГТС) классифицируются:

1) по месту расположения:

а) наземные (прудовые, речные, озерные, морские);

б) подземные (трубопроводы, туннели);

 

2) по характеру и цели использования:

а) водно-энергетические;

б) для водоснабжения;

в) мелиоративные;

г) канализационные;

д) водно-транспортные;

е) декоративные;

ж) лесосплавные;

з) спортивные;

и) рыбохозяйственные;

 

3) по функциональному назначению:

а) водопроводные сооружения, создающие напор или разность уровней воды перед ГТС и за ним – плотины, дамбы;

б) водопроводящие сооружения (водоводы), служащие для переброски воды в необходимые заданные пункты – каналы, туннели, лотки, трубопроводы, шлюзы, акведуки, водосбросы;

в) регуляционные (выправительные) ГТС, предназначенные для улучшения условий протекания водотоков и защиты русел и берегов рек – щиты, дамбы, полузапруды, берегоукрепительные, льдонаправляющие ГТС;

г) водосбросные ГТС, служащие для пропуска излишков воды из водохранилищ, каналов и напорных бассейнов.

 

В особую группу выделяют специальные ГТС:

1) для использования водной энергии – здания ГЭС, напорные бассейны;

2) для водного транспорта – судоходные шлюзы, бревноспуски;

3) мелиоративные – магистральные и распределительные каналы, шлюзы-регуляторы;

4) рыбо-хозяйственные – рыбоходы, рыболовные пруды.

Комплексные ГТС, объединенные общей целью эксплуатации, в которых сочетаются и плотины, и каналы, и шлюзы, и энергоустановки (генераторы), называют гидроузлами.

 

В зависимости от масштабов и последствий затопления в результате разрушения ГТС различают:

1) катастрофическое затопление;

2) прорывной паводок;

3) затопление, повлекшее смыв плодородных почв или отложение нано-

сов на обширных территориях.

 

Последствиями гидродинамических аварий на ГТС являются:

1) повреждение и разрушение ГТС и гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;

2) поражение людей и разрушение разного рода сооружений волной прорыва ГТС;

3) затопление обширных территорий с возникновением чрезвычайных ситуаций и развертыванием подразделений РСЧС, оснащенных спецтехникой.

 

Меры по защите населения от неблагоприятных последствий аварий на ГТС:

1) уменьшение максимального расхода воды путем перераспределения стока воды во времени;

2) регулирование паводковых стоков с помощью водохранилищ;

3) укрепление и своевременный ремонт ГТС, ограждающих дамб (валов);

4) проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ с помощью земснарядов, подсыпка низких мест.

 

2. Аварии на транспорте:

Транспортная авария – Авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

 

Железнодорожная авария – Авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время.

 

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

 

Аварии на коммунально-энергетических сетях

 

Водоснабжение. Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, напорных башнях. Водозаборы, очистные сооружения, резервуары с чистой водой повреждаются реже.

Устойчивость работы системы водоснабжения заключается в том, чтобы в любых условиях обеспечить подачу необходимого количества воды.

Канализация. Чаще всего аварии происходят на коллекторах, канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды попадают в водопровод, что приводит к различным инфекционным и другим заболеваниям.

Газоснабжение. Особую опасность на сегодня представляют разрушения и разрывы на газопроводах, в разводящих сетях жилых домов и промышленных предприятиях. Из-за старения и ветхости, деформации почвы разрывы на трубопроводах стали почти обычным явлением

Электроснабжение. Почти при всех стихийных бедствиях – землетрясениях, наводнениях, оползнях, селях, снежных лавинах, ураганах, бурях, смерчах – страдают воздушные линии электропередач, реже здания и сооружения трансформаторных станции и распределительных пунктов. При обрыве проводов почти всегда происходят короткие замыкания, а они, в свою очередь, приводят к пожарам.

 

Отсутствие электроснабжения создает массу неприятностей:

останавливаются лифты, прекращается подача воды и тепла, нарушается работа предприятии, городского электротранспорта, ломается весь установившийся ритм жизнедеятельности.

 

Основными причинами возникновения аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения в настоящее время являются:

- постоянный дефицит топлива, а также отключение организации ЖКХ от энергоснабжения вследствие неудовлетворительного финансового состояния этих организации;

- недостаточная квалификация персонала на объектах теплоэнергетики и водоснабжения;

- предельная (более 60 %) изношенность основных фондов ЖКХ;

- негативное влияние климатических условий на эксплуатацию объектов ЖКХ;

- неудовлетворительная работа по локализации обрывов электропроводов организациями электроснабжения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: