Продуктивные задания на уроках литературного чтения




Черепахина Анна Валентиновна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских»

 

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Кроме этого, в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. В связи с этим, учитель сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, а системная, плановая работа с текстом ведётся на уроках литературного чтения.

Использование продуктивных заданий возможно на любом из этапов урока в зависимости от задумки учителя, логики его урока. Для реализации продуктивной задачи лучше всего использовать групповую форму работы, которая создаёт условия для развития коммуникативных УУД, и личностных, ребёнок позиционирует себя, актуализирует личный опыт. Учителю при этом нужно быть организатором групп, потому что удачно сформированная группа - это залог успеха в создании «продукта». Следовательно, процесс формирования группы, сознательный акт, направленный на улучшение качества работы. В связи с этим, можно выделить ряд способов формирования групп: по межличностным отношениям, по интеллектуальным запросам (в научной работе), психологический принцип (в одной группе должны оказаться психологически совместимые учащиеся), гомогенный принцип (дифференциация учащихся на сильные и слабые группы с целью решения творческих задач разного уровня), гетерогенный принцип (подбор в одну группу учащихся, имеющих разный уровень интеллектуального и нравственного развития), по отношению к заданию: выдвигается проблема, высказываются точки зрения и по отношению к ним формируются группы, которые должны защитить свою позицию, свой выбор. Распределение ролей в группе может осуществляться следующим образом: естественный выбор (произвольное, самостоятельное распределение ролей), указка сверху (с целью разностороннего развития личности назначение, например, тихого, неприметного ученика лидером группы, то есть замена обычных ролевых масок на несвойственные).

Продуктивные задания должны соответствовать целям и задачам урока, использоваться системно. Продуктивные задания должны быть разнообразными по форме и методам, разумно сочетать творческую работу с другими формами и методами обучения. Продуктивные задания можно применять на разных типах и этапах урока. Для отслеживания результатов нужно использовать как формирующее так и констатирующее оценивание.

Задания, представленные ниже, были апробированы в 4 классе, такие и подобные задания можно применять не только с учащимися 4 класса, а также и с учащимися других возрастов.

Ø составление таблиц

Например, такой:

- Как сведения об авторе помогают понять смысл текста?

В одну часть таблицы мы выписали факты из жизни писателя, а в другую часть ученики в групповой работе вписывали возможные варианты отражения жизни писателя на содержание его произведений.

 

Факты из жизни писателя Авторская позиция в произведениях  
родился 26 августа 1870г. в уездном городе Наровчат; Описывал в своих произведениях Наровчат. - Картины природы, скромные люди.
странствовал по России;   В произведениях описывал разные места России.
множество профессий;   Писал произведения с разных точек зрения. - Герои произведений разных профессий. И др.

Такая работа способствует развитию прогностических умений учеников.

Работа с таблицей на этом не заканчивается, прочитав произведения, мы возвращались к таблице и проверяли свои предположения.

- Сравнительные таблицы.

Сравнительные характеристики Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица»

 

Сравнительные характеристики Народная сказка Литературная сказка

 

Название произведения Жанр произведения Авторская мысль Новое об авторе
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»      
Л. Толстой «Как ходят деревья»      

Во время работы с таблицей ученики получают возможность работать с несколькими источниками информации, сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.Делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Ø сочинение синквейнов

Творческая форма рефлексии – Синквейн.

Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Мы использовали синквейн и в качестве средства творческого самовыражения.

Яснополянская школа.

Бесплатная, крестьянская.

Учатся, слушают, познают.

Мы одобряем эту интересную школу.

Знания.

(Голдобина Аня, Лежанина Полина)

Ø составление вопросов

Эту работу я организовывала с помощью такого приёма как «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Сначала ученики формулируют вопросы. Затем бросают кубик и зачитывают вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

– Назови город, в который хотели поехать мальчики.

- Назови героев рассказа.

Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

- Почему путешествие не удалось?

-Почему бабушка не дала посмотреть кораблик?

Отвечая на вопрос Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

- Объясни желание Бори – поймать человечков.

- Объясни решение героев.

Задания “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика.

- Предложи свой конец истории.

- Поделись своим мнением: одобряешь ли поступок мальчиков.

- Придумай новое событие рассказа.

- Придумай способ ловли человечков.

- Составление вопросов для викторины.

1) вопросы на воспроизведение знаний (на 1 балл).

Откуда Толстой брал сюжеты для своих басен?

Узнай произведение по отрывку.

2) Вопросы рассуждения (на 3 балла).

Хотел бы ты учиться в Яснополянской школе? Объясни почему?

Каким педагогом был Л. Н. Толстой?

3) творческие задания (на 6 баллов).

Сочини басню подражание по Толстому с точно такой же моралью как в басне…

- Составление кроссвордов.

Во время составления вопросов ученики учатся находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде и неявном виде, вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, выделять существенные признаки.

Ø выделение особенностей произведений и статей

Например: Чтобы ответить на вопрос - Как надо писать для детей? На уроке мы выделили особенности рассказов Александры Иосифовны Ишимовой и ребята выдвинули следующие критерии:

- понятно

- литературным языком

- интересно (смешно, захватывающе, увлекательно)

- кратко

Например, из статьи «Басня и её особенности» выделили особенности басен Толстого, чтобы стать исследователями басен Толстого.

Ø сочинения в разных жанрах: эссе, рассуждение и др.

Ø творческие задания

Сочини пословицу.

Сочини свой конец истории.

Сочини сказочку.

Составь рекламу книге или автору.

Придумай новую обложку для книги.

При выполнении продуктивных заданий, происходит развитие личностных, познавательных универсальных учебных действий:

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувствовать красоту художественного слова и др.

Происходит овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Продукт подкреплялся как формирующим так и констатирующим оцениванием, в основе того и другого лежит принцип продуктивности.

Урок заканчивается формирующим оцениванием: дано объяснение, заполнена таблица, выделены особенности и т.д.

Тема заканчивается констатирующим продуктивным заданием: написать сочинение, рассказ, составить викторину и т.д.

В результате этой работы ученики владеют литературоведческими понятиями, адекватно оценивают правильность выполнения своих действия (самооценка), адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей (взаимооценка).

С помощью продуктивных заданий создаются благоприятные условия для формирования у учащихся смыслового чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Продуктивные задания на уроках литературного чтения - необходимое условие формирования смыслового чтения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: