Проблема. Гипотеза. Теория.




В чем специфика проблемы как формы знания?

Почему проблема выступает формой знания о незнании?

Как связаны между собой проблема и вопрос?

Какова структура вопроса?

Перечислите виды вопросов.

Сформулируйте логические требования к вопросу.

Определите понятие ответа.

Перечислите и охарактеризуйте виды ответов.

Каковы логические требования к ответу?

Как связаны проблема и гипотеза?

Охарактеризуйте гипотезу как форму теоретического знания.

Как строится гипотеза?

Какие виды гипотез вам известны?

Что представляет собой судебно-правовая версия?

Основные этапы построения гипотезы, версии: исходная формулировка гипотезы, конкретизация гипотетического объяснения проблемы, подтверждение, доказательство или опровержение гипотетического предположения.

Каковы виды версий?

Каковы способы подтверждения и опровержения гипотезы?

Теория как проверенная и доказанная гипотеза.

Теория как логико-методологическая форма систематизации научного знания.

Концепция как интеллектуальная форма выражения позиции в юридическом или социокультурном диалоге.

Логическая структура научной теории, концепции: язык теории, категориальный аппарат теории, система законов теории, логика теории.

Исходные и производные понятия теории.

Что такое принципы, постулаты в теории как системе знания?

Что представляет собой теоретический закон?

Исходные постулаты и законы теории.

 

 

Владеть: навыками аргументированного доказательства и опровержения гипотез.

Задания ФОС по компетенции для проверки владения:

Домашнее задание № 5

Домашняя работа №5

Задание 1. Найдите тезис, аргументы, укажите способ доказательства:

- "Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают вам возможности исследовать его всесторонне" (К.Гельвеций);

- "Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем" (Эпикур);

- "Воздержанность и труд - вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им" (Ж.-Ж.Руссо);

- «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, а уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний» (Ж.Лабрюйер).

Задание 2. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования (запишите схему):

- некоторые формы общественного сознания не научны;

--- представитель немецкой классической философия Л.Фейербах - материалист;

-- заключение "Он курит", следующее из посылок условно-категоричесного силлогизма "Курить - здоровью вредить", "Он вредит, здоровью", не является достоверным.

Задание 3. К приведенным тезисам найдите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования (запишите схему):

- Россия X1Х в. дала миру многих выдающихся ученых, писателей, художников, композиторов;

- некоторые формы общественного сознания не научны;

--- любой вид сложных суждений строится на основе соединения нескольких простых суждений логическими связками.

Задание 4. Сформулируйте два-три тезиса, докажите их, используя: а) дедукцию; б) индукцию.

Задание 5. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса (дайте их схемы):

- большинство московских театров находится в центре города;

--- народные массы являются решающей силой общественного прогресса.

Задание 6. Сформулируйте два-три тезиса, докажите их, используя прямой и косвенный способы доказательства.

Задание 7. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса (дайте схему):

- земля - центр Вселенной;

- выдающийся представитель классической немецкой философии Гегель принадлежит к течению материализма;

- все преступления являются умышленными.

Задание 8. Установите несостоятельность аргументов (запишите схему):

- кура летают, так как куры - птицы, а все птицы летают;

- генерал де Голль был веселым, остроумным человеком, так как он был французом, а вое французы веселы и остроумны;

- Иванов - истинный интеллигент, он закончил институт, а каждый человек, имеющий высшее образование, интеллигент.

Задание 9. Установите несостоятельность демонстрации (запишите схему):

- студенты нашей группы X. и У. плохо подготовились к экзамену по философии и не сдали его; совершенно очевидно, что они не сдадут и зачет по логике;

- около тридцати студентов МГИДА достигли успехов в коммерции». Этот факт убедительно говорит о том, что большинство студентов МГИДА занимаются коммерцией и бизнесом;

- если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он способен на преступление. Из того факта, что X, совершил преступление, со всей очевидностью вытекает, что он имеет неустойчивую нервную систему.

Задание 10. Постройте два-три доказательства с несостоятельной демонстрацией.

Задание 11. В приведенных текстах определите логические ошибки:

- все сочинения Шекспира нельзя прочитать в один день.

"Гамлет" г сочинение Шекспира. "Гамлета" нельзя прочитать за

один день;

- невозмутимое спокойствие есть счастье. Смерть - «есть невозмутимое спокойствие» Следовательно, смерть есть счастье;

- все англичане свободны; поэтому ни один англичанин никогда не бывает заточен в тюрьме;

- человек, который ничего не делает, есть лентяй; этот человек ничего не делает, следовательно, он лентяй;

- дикари украшают себя перьями; дамы украшают себя перьями. Следовательно, дамы суть дикари;

- толпа обратилась в бегство. Этот человек был в толпе. Следовательно, этот человек обратился в бегство';

- в воде водятся инфузории. В этом стакане вода. Следовательно, э этом стакане водятся инфузории;

- лед можно принести в решете. Лед есть замерзшая вода. Следовательно, воду можно привести в решете;

- животные в ярости страшны для человека. Следовательно, мышь в ярости страшна для человека;

- у животных нет общих представлений. Это мы предполагаем на том основании, что у них нет способности речи. А что у них нет способности речи, предполагаем потому, что у них нет общих представлений;

- полумертвый то же самое, что и полуживой.

Коли половины равны, то равны и целые

Следовательно, живой равняется мертвому;

- некоторые ученые сошли с ума.

Этот человек не учений

Он не сойдет с ума;

- Великобритания имела постоянные беспорядки в Египте после прорытия Суэцкого канала. Поэтому можно думать, что прорытие канала было причиной беспорядков;

- если люди хороши, то наказание излишне; если они дурны, то наказанию не придается значения. Но люди или хороши, или дурны.

Следовательно, наказанию или не придается значения, или оно бесполезно;

- нельзя верить истории Тита Ливия, потому что он описывает невозможные чудеса;

- этот краснолицый господин с широкими бровями талантлив, потому что все талантливые люди имеют широкие брови;

- все, что ты не потерял, ты имеешь.

Ты не потерял рогов

Ты имеешь рога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: