Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний




Критерии сравнения Моторная алалия Дизартрия
Особенности перинатального развития Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч. родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы.
Состояние общей и мелкой моторики Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество. Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии)
Темп овладения речью Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен
Восприятие речи, коммуникативные навыки Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии.
Импрессивная речь Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу Не имеет выраженных нарушений
Звукопроизношение При кинетической форме: возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое; при кинестетической форме: затруднено формирование артикулем Нарушение формирования артикулемы Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко)
Слоговая структура слова Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове. Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова При корковой форме - ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов
Активный словарный запас Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения Соответствует возрасту
Грамматический строй речи Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений, при усложнении синтаксической структуры возникает нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных). Соответствует возрасту
Навыки самостоятельного связного высказывания Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения Соответствует возрасту

 

Критерии сравнения Моторная алалия Задержка речевого развития
Особенности перинатального развития Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч. родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, асфиксия, раннее искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные факторы.
Состояние общей и мелкой моторики Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество. Обычно без проявлений неврологической симптоматики
Темп овладения речью Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи. Вероятность самокомпенсации низкая Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Высокая вероятность самокомпенсации.
Восприятие речи, коммуникативные навыки Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. Сохранно
Импрессивная речь Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов (грамматические изменения слов), затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу Хорошо понимает обращенную речь
Звукопроизношение При кинетической форме: возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое; при кинестетической форме: затруднено формирование артикулем Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам
Слоговая структура слова Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове. Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова Трудности воспроизведения многосложных слов, редко встречающихся в речи ребенка
Активный словарный запас Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения Обогащение активного словаря происходит в соответствии с онтогенетическими принципами, однако неравномерно, волнообразно или скачкообразно
Грамматический строй речи Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений (телеграфный стиль), при усложнении синтаксической структуры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Аграмматизм усиливается с накоплением словаря. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных). Происходит постепенное и последовательное усложнение синтаксической структуры предложений (есть программа речевого высказывания, отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы, отсутствует аграмматизм), однако наблюдается некоторое отставание по эпикризным срокам. Полноценное овладение морфологической системой языка
Навыки самостоятельного связного высказывания Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения Отстает от нормы объем речевых навыков, но они способны формироваться в условиях свободного общения. Речевую недостаточность преодолевают спонтанно, коррекция направлена на звуковую сторону речи.

 

Критерии сравнения Моторная алалия Ранний детский аутизм
Особенности перинатального развития Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч. родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей, нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций и ряда витальных адаптивных механизмов.
Состояние общей и мелкой моторики Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество. Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками самообслуживания. Выраженная моторная неловкость.
Темп овладения речью Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая Неравномерный, с периодами речевого мутизма; часто опережающий. В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям.
Восприятие речи, коммуникативные навыки Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика (при отсутствии случаев негативизма) Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности). Не использует жесты и мимику. Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми.
Импрессивная речь Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу Понимание речи не нарушено. Отмечается эхолалия.
Звукопроизношение При кинетической форме: возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое; при кинестетической форме: затруднено формирование артикулем Отставание в формировании артикулем не отмечается, часто речь соответствует фонетическим нормам с опережением
Слоговая структура слова Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове. Без особенностей
Активный словарный запас Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения Отсутствие личного местоимения «я». Диапазон объема может быть широким: от скудного словаря до значительного опережения возрастных норм. Значительное запаздывание появления слов «мама», «папа». Использование лексических штампов, неадекватных возрасту и ситуации общения.
Грамматический строй речи Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений, в сложных структурах - нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка. Характерная неравномерность интеллектуальной деятельности: при богатом запасе слов – невозможность последовательно изложить содержание простого рассказа.
Навыки самостоятельного связного высказывания Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения Отсутствие способности к развернутому изложению. При формировании навыка использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций и др.
Критерии сравнения Моторная алалия Интеллектуальная недостаточность
Особенности перинатального развития Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч. родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей Различные вредности в период беременности, внутриутробные инфекции, прием медикаментозных средств; родовая травма, асфиксия, длительный безводный период, затяжные роды и др. При наследственной форме – без особенностей.
Состояние общей и мелкой моторики Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество. Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики протекает замедленно, недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль.
Темп овладения речью Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая Замедленное овладение всеми подсистемами языка, несформированность всех операций речевой деятельности: слабость мотивации, нарушение программирования речевой деятельности и т.д.
Восприятие речи, коммуникативные навыки Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. Критичны к своей собственной речи. Нарушение формирования коммуникативных навыков по причине недоразвития познавательной деятельности (слабость речевых контактов, незрелость интересов, не разграничивает слова, произносимые окружающими, снижение потребности в речевом общении). Не критичны к своей собственной речи.
Импрессивная речь Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу Выраженные нарушения на уровне слова, предложения, грамматических форм слов, текстов. Отмечается эхолалия.
Звукопроизношение Возможно спонтанное формирования большинства артикулем. Возникают трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое Нарушение формирования артикулем. Отмечается большое количество замен (трудность тонкой моторной дифференциации, несформированность операций слухового и кинестетического контроля).
Слоговая структура слова Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове. Отмечаются нарушения слоговой структуры слова
Активный словарный запас Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения Длительное время сохраняется отсутствие точной предметной соотнесенности, выраженные затруднения в овладении лексемами отвлеченного, обобщенного характера. Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.
Грамматический строй речи Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений, при усложнении синтаксической структуры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных). Несформированность синтаксических структур предложения. Аграмматизмы. Трудности выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Несформированность динамического речевого стереотипа.
Навыки самостоятельного связного высказывания Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения Высказывания мало развернуты, в них нарушена логическая последовательность, нет единой целостности высказывания. Ребенок не ориентируется на слушателя, воспроизводит фрагменты в порядке их припоминания. Фрагментарность предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего, и сказуемого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: