Русская музыкальная культура первой трети XVIII века.




Русская музыкальная культура XVIII века.

Первая четверть XVIII века, ознаменованная реформами Петра I, стала началом новой эпохи в истории русской культуры. На протяжении всего Средневековья русская культура существовала в определённой изоляции от западноевропейской. Формированию такой ситуации в немалой степени способствовал период раздробленности. Но в основном она объясняется желанием церкви сохранить чистоту и самобытность православной религии, оградив её от влияния идей католичества и протестантизма. Уже в XVII веке культурная обособленность Руси начала преодолеваться. В XVIII столетии Россия окончательно вступает на путь общеевропейского развития и приобщается к достижениям западной культуры.

XVIII век в Европе – это эпоха Просвещения. Вера в человеческий разум, потеснившая веру в Бога, способствовала интенсивному развитию философии, науки, искусства. Мир узнал имена Дидро, Вольтера и Руссо, Гёте и Шиллера. Высочайшие достижения музыкального искусства XVIII столетия связаны с творчеством Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Идеи европейского Просвещения проникли в XVIII веке и в Россию. Открываются Академия наук (1724), Университет (1755), Академия художеств (1757), а также такие учебные заведения, как Шляхетский корпус (1731, только для детей из дворянских семей) и Смольный институт благородных девиц (1764). В 1756 году создаётся первый публичный театр. Характернейшим явлением времени стала деятельность М.В.Ломоносова (1711-1765), объединившего в своём лице мыслителя, учёного, литератора. Во второй половине столетия бурное развитие светских форм культуры приводит к расцвету всех видов искусств: литературы (Сумароков, Фонвизин, Радищев, Державин), живописи (Аргунов, Рокотов, Левицкий), архитектуры (Баженов и Казаков).

Перед русской музыкой XVIII век поставил две исторические задачи: 1) за несколько десятилетий освоить традиции светской музыкальной культуры европейского типа, которые в Европе складывались веками (начиная от инструментария и кончая секретами композиторского мастерства); 2) сохранить при этом традиции собственной, национальной музыкальной культуры (прежде всего народной и церковной), чтобы затем на основе их осмысления создать самобытное музыкальное искусство. Выполнение столь сложных задач подразумевало наличие в России профессиональных композиторов и исполнителей с европейским уровнем образования. В XVII веке в области светской музыки их не существовало. В XVIII столетии формирование национальной композиторской и исполнительской школы стало неизбежным, что и явилось важнейшим результатом данного периода истории русской музыки.

В развитии музыкальной культуры XVIII столетия можно выделить три этапа. Каждый из них занимал примерно треть столетия.

Русская музыкальная культура первой трети XVIII века.

Новые формы музицирования в эпоху Петра I. Первая треть века была посвящена активному внедрению в жизнь светского общества новых форм музицирования. При Петре I музыка стала непременной участницей общественных церемоний. Для их обслуживания были созданы два придворных оркестра, Военный и Бальный, и придворный хор, преобразованный из хора Государевых певчих дьяков (в 1763 году при Екатерине II за ним закрепилось название Придворная певческая капелла). По специальному царскому указу 1711 года духовые оркестры стали создаваться также в каждом полку. А приближённые царя, в том числе А.Д.Меньшиков, заводили собственные капеллы, состоящие из иностранных музыкантов-инструменталистов и русских певчих.

Ритуал придворных празднеств, включая их музыкальное сопровождение, был тщательно разработан. Основными разновидностями торжеств являлись военные парады и ассамблеи (балы). Военные парады устраивались по случаю крупнейших побед российской армии, которые в петровскую эпоху было немало. Некоторые из памятных дат становились ежегодными государственными праздниками. Так, 27 июня отмечалась годовщина Полтавской победы (1709), а 9 августа – годовщина взятия Нарвы (1704). Во время праздничных церемоний парады войск сменялись театрализованными шествиями: герои, увенчанные лаврами, проезжали под триумфальными арками. Всё это сопровождалось фанфарами труб, ударами литавр, пушечными залпами, колокольным звоном и пением хора, исполнявшего торжественные панегирические (то есть хвалебные) канты.

Панегирические канты называли ещё «канты-виваты», так как в припеве большинства из них многократно повторялось приветствие «виват». Виватные канты – новая разновидность жанра, известного в России с XVII столетия. О близости к кантам и псальмам XVII века говорит фактура кантов-виватов: хоровое аккоровое трёхголосие с параллельным движением двух верхних голосов и гармонической опорой в нижнем голосе. Однако в отличие от камерного звучания кантов предшествующего столетия панегирическим кантам свойственны яркая звучность (динамика f, ff), активная ритмика, опора на фанфарные обороты в мелодии, что сообщает им черты праздничного марша-гимна. Таков, например, «Кант на заключение Ништадтского мира», написанный в 1721 году в честь победоносного исхода двадцатилетней Северной войны со шведами.

Праздничный характер звучания роднит панегирические канты с партесными концертами, которые в XVIII веке создавались и исполнялись не только в честь церковных, но и в честь государственных праздников и всё более сближались со светской музыкой. Так, в ряду множества панегирических кантов и произведений для духовых оркестров, специально сочинённых к празднованию Полтавской победы, был и двенадцатиголосный партесный концерт «Полтавскому торжеству», написанный В.П.Титовым.

Другой вид придворных церемоний – дворцовые балы, или ассамблеи – был учреждён указом Петра I в 1718 году. Во время ассамблеи, строившихся по типу французских балов, исполнялись модные французские танцы. Сначала они нравились не всем – царю приходилось заставлять своих подданных танцевать полонезы и англезы. Но вскоре пришедшая из-за границы традиция прижилась, и иностранные танцы приобрели популярность. Особой любовью в России пользовался менуэт.

С приобщением к общеевропейским способам проведения светского досуга новые формы музицирования утверждаются и в домашнем быту высшей столичной аристократии. В моду входит исполнение песен (их часто называли «ариями») любовного содержания под аккомпанемент клавесина, скрипки, флейты. Сначала они пелись на иностранных языках – итальянском. французском, немецком. Но вскоре в русской поэзии появились стихи, специально предназначенные для того, чтобы положить их на музыку. Правда, сочинение оригинальной музыки ещё не предполагалось: стихи исполнялись «на голос» (то есть на мелодию) какой-либо популярной иностранной «арии».

В последние годы Петра I в России начинает зарождаться концертная жизнь. По специальному указу царя при дворестали устраиваться вечера камерной музыки. Силами австрийского камерного оркестра здесь исполняли музыку Корелли, Телемана, Кейзера. Круг слушателей ограничивался пока приближёнными царя. Но показательно, что для приглашённых посещение подобных концертов было строго обязательным.

Итак, в первые десятилетия XVIII век русская музыкальная культура обогатилась новыми формами придворного и домашнего музицирования. При этом она освоила пока несложные, в основном бытовые европейские жанры и приспособила к новым нуждам кант и партесный концерт, развивавшиеся ещё с XVII столетия. Главным же результатом этого периода явилось изменение общественного статуса светской музыки. Превратившись из «греховной забавы» в обязательную составляющую дворянского воспитания, светская музыка стала неотъемлемой частью нового уклада русской жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: