Причины и правовые меры противодействия нелегальному рынку труда в России




 

Существует несколько причин существования нелегального рынка труда в России. Основная причина лежит в плоскости экономических, а именно налоговых отношений.

Еще одной причиной можно назвать то что легальная занятость требует от работодателя больших материальных затрат, поскольку уровень налоговой нагрузки на работодателя достаточно высок, в связи с налоговыми выплатами на работников.

По данным специалистов Сегодня Россия входит в число стран с самой высокой налоговой нагрузкой (на 7,2 процентных пункта больше, чем в среднем по миру). Налоговая нагрузка включает в себя подоходный налог, налог на заработную плату и другие налоги. По данным исследования Pwc, общая налоговая нагрузка в России в 2007-2016 годах снизилась с 51,4% до 47,4%, в то время как нагрузка на ФОТ увеличилась на 4,3 процентных пункта и достигла 36,1%. За этот период среднемировой уровень налогов на рабочую силу снизился с 18,2% до 16,3%[1].

Большая часть этой нагрузки возлагается на работодателя, который практически не заинтересован в том, чтобы выплачивать все налоговые отчисления на работника в связи с его официальным трудоустройством. Как результат работодателям удобнее выплачивать работникам серые заработные платы, тем самым, снижая размер налоговых выплат.

Таким образом, избыток налоговых выплат для России – проблема, которая затрудняет выход работающего населения из теневой сферы.

Налоговый и экономический фактор является весомым для работодателя, чтобы отказать работнику в официальном трудоустройстве.

Существуют также причины, лежащие в поведенческой плоскости. Здесь можно выделить следующие причины:

- низкая правовая культура населения,

- неспособность устроиться по договорной форме (большая конкурентность, небольшое предложение, уклонение работодателей от выплаты налоговых платежей);

- гибкий график работы;

- дополнительный доход;

- пример друзей, нежелание работать на кого то или в группе;

- возможность устройства на работу без высшего образования и подобающей квалификации.

Молодежь склонна к неофициальной занятости, из-за того что необходимость в образовании отсутствует, без опыта нет возможности устроится на официальную работу, также достаточно сложно совмещать рабочую деятельность и учебу. Многие пожилые люди, у которых нет работы, начинают заниматься сельским хозяйством для дальнейшей продажи, и это повышает их благосостояние, но все же это занятие нельзя назвать официальным.

Увеличение теневой экономики объясняется тем что возрастает число граждан, которые ищут нелегальный дополнительный заработок[2].

Эти 33 миллиона человек зарабатывают в 2017 году в области условий занятости, включая три категории: самозанятые, фрилансеры, нелегальные предприниматели. Довольно большое количество работодателей платят страховые взносы и налоги, но в небольших объемах, по" серому" учету. Например, фрилансеры могут выполнять работу по контракту и платить налог в размере 13%, при этом не уплачивая страховые взносы. Но их почти 8-9 миллионов. Люди, которые не являются частью официальной экономической деятельности, на самом деле работают, но это нигде официально не зарегистрировано, и из-за этого государство не получает никаких скидок. Это население также включает самозанятых граждан (около половины от общей численности населения, работающего в теневом секторе). Чтобы вывести самозанятых граждан из теневого сектора, был принят специальный закон, регулирующий эту деятельность, поначалу эксперты сомневались в его эффективности.

Реализация этого закона только подтвердила сомнения специалистов. Тем не менее, большинство самозанятых (т.е., как упоминалось выше, 62,2 процента) работают на рабочих местах в условиях теневой занятости. Понятно, что государственные органы не в состоянии отвоевать работающее население у теневого сектора. Принятые меры, в том числе в виде безналичной оплаты или принятия закона о самозанятости, не дают желаемого эффекта[3].

Трудовое законодательство придерживается принципа, что если человек начинает работать, не имеет значения, подписан трудовой договор или нет, он считается официальным работником.

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает следующие нормы: «Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен» (ст. 16 ТК РФ).

«Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя» (ст. 61 ТК РФ).

«Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе» (ст. 67 ТК РФ).

Если будет установлен факт того что гражданин неофициально трудоустроен, то для работодателя предусмотрен перечень санкций, в число которых входят:

Установленная ст. 5.27 КоАП РФ административная ответственность за: «Нарушение трудового законодательства и охраны труда», которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствие со ст. 123 НК РФ работодателю грозит налоговая ответственность за незаконное удержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в указанный срок сумма налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, что влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

В соответствии с пенсионным законодательством (Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») за непредставление информации в указанный срок, необходимые для реализации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования Или предоставить неполную и (или) недостоверную информацию страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются штрафные санкции в виде взыскания 10% платежей, причитающихся за отчетный год в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Существуют такие санкционные меры, такие как штрафы за не перечисление вычетов по медицинскому страхованию и страхованию от несчастных случаев.

В то же время требование о штрафах не освобождает от необходимости устранения нарушения. Например, после уплаты штрафов за не перечисление вычетов из заработной платы работодателю также необходимо перечислить всю сумму этих вычетов. С этих средств будут взиматься пени за несвоевременную оплату.

Как правило, вопросы, связанные с материальной ответственностью, возникают из-за отсутствия вверенного ему имущества в случае неформальной регистрации работника. Эта проблема весьма актуальна в связи с тем, что часто неформально работают в основном в дисциплинах, непосредственно связанных с сохранением физических активов, в первую очередь продавцы и водители (экспедиторы).

В этом вопросе теневой сферы работает основной принцип трудовых отношений: если нет официально зарегистрированных трудовых отношений, никто ничего не должен. Нет официального трудового договора, нет законных оснований для материальной ответственности, а незаконные отношения не регулируются российским законодательством.

Необходимо подчеркнуть, что основной минус для работодателя это то что достигнуть взыскания, присвоенного неофициально работающим сотрудником имущества, он фактически не сумеет. Эта трудность для работодателя будет серьезнее, чем все обозначенные выше штрафы.

Итак, рассмотрев причины и правовые последствия нелегального рынка труда в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что основной причиной существования нелегального рынка труда в России является сложившиеся экономические и налоговые отношения, в силу которых работодатель не заинтересован в том, чтобы платить установленные законом налоги и взносы во внебюджетные фонды. Проблема избыточности налогового бремени – основная причина нелегального рынка труда в России. Существует также группа поведенческих причин, из-за которых работники предпочитают устраиваться на такую работу, где им будут платить больше, несмотря на минимальные социальные или трудовые гарантии. Желание сохранить достойный уровень оплаты труда (даже в условиях теневой занятости) пересиливает риски потери социально-трудовых гарантий.

 


[1] Приложение к Среднесрочной программе социально-экономического развития России до 2025 г. «Стратегия роста» (Программа разработана в рамках поручения Президента Российской Федерации от 14 июля 2016 г. №Пр-1347). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stolypinsky.club/ (дата обращения: 14.10.2020).

 

[2]Россияне предпочитают скрывать доходы от подработки. Деловая газета «Взгляд». [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/economy/2017/8/23/883987.html (дата обращения: 13.10.2020).

[3]Топилин А.В. Миграция и сбалансированность региональных рынков труда // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2016. – №2. –С. 79.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: