Тема 2. Политические и правовые учения Древней Греции




Тема 1. Политико-правовые идеи мыслителей Древнего Востока

 

 

Вопросы для обсуждения:

1.Особенности политико-правовой идеологии в государствах Древнего Востока.

2. Политико-правовая мысль в Древнем Египте, Древней Персии и Вавилоне.

3. Политико-правовые учения Древней Индии («Артхашастра», Законы Ману)

4. Политико-правовая мысль в Древнем Китае: даосизм, моизм, легизм.

5. Патриархально-этическая концепция государства и права Конфуция.

Литература

1.История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. С. 30-37. https://library.khpg.org/files/docs/1380635715.pdf

 

Темы докладов и презентаций

1. Политико-правовые взгляды Лао-Цзы.

2. Политические и правовые идеи Конфуция.

3. Политические и правовые идеи Мо-Цзы.

4. Шан Ян и школа легистов.

Практические задания

 

Политические идеи Лао Цзы.

https://www.lib.ru/POECHIN/lao1.txt

 

1. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Ещё уже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает» («Дао дэ цзин»). Проанализируйте высказывание Лао-цзы. Какими методами и способами должно управляться государство? Когда правление является справедливым и эффективным? Существуют ли границы властных полномочий правителя?

 

Политические и правовые идеи Конфуция

https://grachev62.narod.ru/hrest/chapt05.htm

 

2. По мнению Конфуция «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Раскройте смысл патриархальной концепции государства и аристократической системы управления? Как в его учение соотносятся социальный и государственный статус?

3. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправиться» (Лунь юй»). Проанализируйте высказывание Конфуция. Раскройте содержание его учения о ритуалах и добродетелях? Почему Конфуций выступал противником позитивного закона?

 

4. На чем основана власть правителя, по мнению Конфуция? В чем значение доверия народа?

 

5. Какими личными качествами должен обладать глава государства, по мнению Конфуция?

 

6. «Управлять – значит поступать правильно…Управлением следует заниматься, почитая пять прекрасных качеств и искореняя четыре отвратительных качества». Раскройте смысл политической этики Конфуция. Какие положительные и негативные качества правителей он выделял.

 

7. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» (Лунь юй»). В чем смысл этической концепции права по Конфуцию? Почему он выступал противником смертной казни?

 

8. Проанализируйте высказывание Конфуция: «Казнить тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие». Актуальна ли данная идея в современном праве и почему?

 

9. «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди – слуги неба» (Мо-цзы). Раскройте социальную концепцию моизма. Как Мо-цзы соотносил теорию естественного равенства людей и договорную теорию происхождения государства? Почему он считал, что «бедность – это корень беспорядков в управлении»?

https://religa.narod.ru/biblio/motzy.htm

 

10. «Если управлять людьми как добродетельными, они будут любить своих близких; если же управлять людьми как порочными, они полюбят эти порядки» («Шань цзюнь шу»). Какие методы управления по мнению Шан Яна являются наиболее эффективными? Какие существуют «восемь паразитов», которые могут угрожать управлению страной? https://drevlit.ru/docs/kitay/I/San_Jan/text5.php

 

 

11. «Люди по своей сути стремятся к порядку, однако, действия их порождают беспорядок. Поэтому, там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким (преступлениям) просто неоткуда взяться. Там, где людей сурово карают за тяжкие преступления и мягко наказывают за мелкие проступки, не только нельзя будет пресечь тяжкие преступления, но и невозможно будет предотвратить мелкие проступки» («Шань цзюнь шу»). Проанализируйте данное высказывание Шан Яна. Почему он выступал за ужесточение уголовных наказаний? Сопоставьте его концепцию с современными взглядами на уголовные наказания. https://drevlit.ru/docs/kitay/I/San_Jan/text5.php

 

 

Тема 2. Политические и правовые учения Древней Греции

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика древнегреческих политико-правовых идей.

2. Политико-правовые идеи раннего периода (IX - VI вв. до н.э.): взгляды семи мудрецов (Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула, Хилона).

3. Расцвет политической и правовой мысли Древней Греции (V - I половины IV вв. до н.э.). Представления философов-материалистов – Пифагора, Гераклита, Демокрита.

4. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли. Платон. Аристотель.

5. Политико-правовые идеи эпохи эллинизма (II половина IV - II вв. до н.э.) в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Концепция смешанной формы правления.

Темы докладов и презентаций

1. Политико-правовая доктрина Сократа.

2. Правовые течения софистов.

3. Материалистическая концепция государства и права Гераклита, Демокрита.

4. Классификация форм государства в учение Платона, Аристотеля.

5. Политическое учение Полибия.

6. Учение о праве Платона и Аристотеля.

7. Политико-правовые воззрения Солона, Хилона.

8. Идеалистическая модель государства Платона.

 

Практические задания

1. Представитель российского либерализма XIX века Б.Н. Чичерин выделял три периода в развитии древнегреческой политико-правовой мысли: космологический (универсализм), софистический (реализм), метафизический (рационализм). Соотнесите данную классификацию с современными. Дайте характеристику особенностям политических и правовых воззрений каждого из периодов.

2. «Один для меня – десять тысяч, если он наилучший» (Гераклит). Какую модель государства Гераклит называл идеальной? Почему он выступал с критикой демократии (сопоставьте с взглядами софистов, Платона, Аристотеля)?

3. «В политике, утверждают они, разве лишь незначительная какая-нибудь часть имеет общее с природой, большая же часть – с искусством. Стало быть, и всякое законодательство будто бы обусловлено не природой, а искусством; вот почему его пояснения и далеки от истины…Прекрасным по природе является одно, а по закону – другое; справедливого же вовсе нет по природе» (Демокрит). Проанализируйте данное высказывание. Что в обществе является справедливым и несправедливым? Раскройте его этическую концепцию права.

4. «Приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству» (Демокрит). Какова, по мнению Демокрита, роль правителя в системе управления? Какими качествами он должен обладать? Какое правление может называться справедливым и несправедливым?

5. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…» (Платон, «Государство»). Что, по мнению Платона, являлось причинами складывания государства? Какие человеческие потребности влияют на формирование государства? Как появляется разделение труда в идеальном государстве?

6. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия - …до тех пор государствам не избавиться от зол…» (Платон, «Государство»). Как обосновывал Платон идею о том, что править в государстве должны философы? В чем он видел преимущества такого правления?

7. В труде «Государство» Платон выделяет четыре вида извращенного государственного устройства: критско-лакедемонское государство (тимократия), олигархия, демократия, тирания. На основание каких критериев Платон отнес их к худшим моделям государства? Проанализируйте данные формы государства.

8. «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

Прежде всего, это будут люди свободные: в государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать, что хочешь» (Платон, «Государство»). Проанализируйте данные характеристики демократического устройства. Почему Платон считал их не благами, а недостатками этой государственной модели?

9. «В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен, не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если мира ты не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову» (Платон, «Государство»). В чем, по мнению Платона, состоит опасность безграничной свободы в демократическом обществе? Почему наибольших почетов и ценностей получают люди «лишь обнаружив свое расположение к толпе»? Как Платон обосновывает эволюцию чрезмерной свободы в чрезмерное рабство?

10. «Но, думаю я, ты не об этом спрашивал, а о том, какая болезнь, встречающаяся в олигархии, так же точно подтачивает демократию и порабощает её.

Этой болезнью я считал появление особого рода людей, праздных и расточительных, под предводительством отчаянных смельчаков, за которыми тянутся и не столь смелые: мы их уподобили трутням, часть которых имеет жало, а часть его лишена.

Оба эти разряда, чуть появятся, вносят расстройство в любой государственный строй, как воспаление и желчь – в тело» (Платон, «Государство»). Проанализируйте причины перерождения государственных устройств. Какими способами возможно преодолеть эту «общественную болезнь»?

11. «Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший своё завершение, - совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех…» (Аристотель, «Политика»). Раскройте его теорию естественного происхождения государства. Почему он считал государство – высшей формой общения людей? Из каких социальных элементов состоит государство?

12. «Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем строе – сильнее обеих крайностей…» (Аристотель, «Политика»). Какой социальный порядок Аристотель считал идеальным? Почему он выступал противником крайней бедности и крайнего богатства? Что он вкладывал в понятие «управление наилучших»?

13. «Справедливость не существует сама по себе; это договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается» (Эпикур). Раскройте его теорию договорного происхождения права и государства. Каково было отношение Эпикура к естественному праву? Почему он считал, что «в применении к особенностям места и обстоятельств справедливость не бывает для всех одна и та же»? Проанализируйте данную точку зрения.

14. Эпикур критически относился к активной политической деятельности граждан и призывал «жить незаметно». Сравните его взгляды на роль отдельных лиц в государстве с воззрениями других древнегреческих мыслителей.

15. В учениях древнегреческих мыслителей представлены несколько классификаций форм правлений. Проведите их сравнительный анализ. По каким критериям они делили их на справедливые и несправедливые, правильные и неправильные? Какие закономерности они выделяли в смене моделей государств? Кто разработал теорию циклического развития форм правлений?

Литература

Антология мировой правовой мысли. Т.1 / Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен. М., 1999.

Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М., 1975.

Гончарова Т.В. Эпикур. М., 1988.

История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1995.

История политических и правовых учений. Хрестоматия / Отв. ред. Е.А. Воритилин. М., 1996.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. М., 2000.

Луковсксая Д.И. Становление политико-правовой мысли в Древней Греции // История государства и права. 2008. № 11. С.26-29.

Луковская Д.И. Политические и правовые учения эпохи античной классики (середина V – IV в. до н.э.): Сократ // История государства и права. 2008. № 14. С. 30-32.

Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура / Общ. ред. М.А. Дынника. М., 1955.

Мирзоев С.Б. Политическое учение Полибия. М., 1986.

Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1989.

Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.

Нерсесянц В.С. Сократ. 2-е изд. М., 1984.

Платон. Диалоги / Под ред. А.Ф. Лосева. М., 1986.

Платон. Собрание сочинений: В 4-х томах / Под ред. А.Ф. Лосева. М., 1990.

Софисты и их учения // Вестник Московского университета. Сер.11. 2001. № 3. С. 89 - 104.

Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – I четверть XIX века). М., 2000.

 

 

Тема 4. Политико-правовые концепции древних римлян. Идеи раннего христианства

Тема 5. Теократические, еретические и древнерусские идеи Средневековья Тема 6. Учение Никколо Макиавелли о государстве. Политико-правовые доктрины Реформации

 

Модуль 2. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Тема 7. Естественно-правовые концепции в трудах мыслителей Нового времени Тема 8. Зарубежные либеральные, консервативные и социалистические воззрения

Тема 9. Политико-правовые концепции русских мыслителей XVII-XVIII веков Тема 10. Реформистские и революционно-декабристские идеи в Российской империи XIX века

Тема 11. Марксистско-ленинское учение о государстве и праве

Тема 12. Доктрина юридического позитивизма. Плюрализм теорий государства и права

Тема 13. Основные политико-правовые концепции Новейшего времени

 

Хрестоматия ИППУ

https://grachev62.narod.ru/hrest/content.htm

Практические задания ИППУ

https://studfile.net/preview/7823239/

https://studfile.net/preview/7823239/page:2/

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие разработано на основании Федерального государственного стандарта высшего образования и предназначено для магистрантов очной и заочной формы обучения по направлениям подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», направленность подготовки «Правовое обеспечение государственного управления и местного самоуправления», «Уголовное право и процесс».

 

Цель – сформировать у студентов системное представление о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера; обобщить опыт многих поколений известных мыслителей в разрешении проблемных вопросов, связанных с исследованием происхождения, природы и сущности государства и права, законности и справедливости права, принципов взаимоотношений личности и государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: