ДОКЛАД Денисова А.В. Юм05/1906з




 

В ежегодном докладе Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации за 2015 год говорится о том, что научно-техническое сотрудничество имеет принципиальное значение для поступательного развития евразийской экономической интеграции и реализации национальных интересов государств-членов ЕАЭС. Сегодня именно достижения науки и технологий определяют динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности государств, укрепляют национальную безопасность и расширяют возможности повышения качества жизни граждан.132

Вместе с тем, научно-техническое сотрудничество не относится к компетенции ЕАЭС в настоящее время. В Договоре о ЕАЭС вопросы сотрудничества в научно-технической сфере рассматриваются в контексте других сфер сотрудничества и интеграции, в первую очередь – в контексте промышленной политики ЕАЭС. Так, статьей 92 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что государства-члены для достижения целей осуществления промышленной политики в рамках Союза могут проводить совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки с целью стимулирования высокотехнологичных производств. Одним из инструментов промышленного сотрудничества в рамках Союза в соответствии с пунктом 9 статьи 92 являются технологические платформы. При этом в соответствии с Протоколом о промышленном сотрудничестве к Договору о ЕАЭС под технологической платформой понимается объект инновационной инфраструктуры, позволяющий обеспечить эффективную коммуникацию и создание перспективных коммерческих технологий, высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, общественных организаций).

В целях реализации статьи 92 Договора о ЕАЭС Решением Евразийского экономического совета от 13 апреля 2016 г. № 2 утверждено Положение о формировании и функционировании Евразийских технологических платформ и перечень направлений по формированию евразийских технологических платформ. В соответствии с указанным Решением Евразийские технологические платформы призваны обеспечить кооперацию в научно-технической и инновационной сферах. Целью их деятельности является повышение эффективности взаимодействия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и общественных организаций) на основе объединения потенциалов государств-членов для стимулирования взаимовыгодного инновационного развития национальных промышленных комплексов, создания центров компетенции в государствах-членах, формирования экономики будущего, постоянного технологического обновления, повышения глобальной конкурентоспособности промышленности.

Для этого участники Евразийских технологических платформ определяют потребности реального сектора экономики государств-членов в новых технологиях; осуществляют поиск и содействие развитию приоритетных научно-технических проектов; налаживают сотрудничество государств-членов и поддерживают совместные инициативы и проекты; выявляют барьеры, препятствующие научно-техническому развитию государств-членов и предлагают решения по их устранению; содействуют совершенствованию документов по вопросам сотрудничества государств-членов в научно-технической и инновационной сферах; занимаются популяризацией достижений научно-технического развития государств-членов, а также достижений в рамках самих платформ; проводят мониторинг результатов научно-технического и инновационного сотрудничества государств-членов.

_________________________________________________________________

130 Буторина О.В. Там же.

131 Научно-техническое сотрудничество – база евразийской экономической интеграции. Аналитический вестник

Совета Федерации №8(607). М. 2015. С. 36.

132 Научно-техническое сотрудничество – база евразийской экономической интеграции. Аналитический вестник Совета Федерации №8(607). М. 2015. С. 41.

 

Научно-техническое сотрудничество предусмотрено Договором о ЕАЭС и в целях осуществления скоординированной (согласованной) политики в сфере транспорта (статья 86 Договора о ЕАЭС) и в области сельского хозяйства (статья 95 Договора о ЕАЭС). Однако на уровне актов вторичного права регулирование научно-технического сотрудничества в этих двух экономических областях в настоящее время развития практически не получило. Здесь можно отметить только Рекомендацию Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 июля 2015 г. № 14 «О перечне перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ всфере агропромышленного комплекса государств-членов Евразийского экономического союза до 2020 года» принятую в целях эффективного использования научного потенциала государств-членов Союза.

Этим документом Коллегия рекомендовала государствам-членам Союза при осуществлении совместной деятельности в научно-технической

Сфере руководствоваться перечнем перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в агропромышленной сфере, утвержденным указанной рекомендацией, определить организации-координаторы осуществления такой деятельности, а также информировать Комиссию о проводимых работах и объемах их финансирования. Вместе с тем, рекомендации Коллегии Евразийской экономической коллегии не относятся к источникам права ЕАЭС и не обладают обязательной юридической силой.

Говоря о регулировании вопросов научно-технического сотрудничества в ЕАЭС, необходимо отметить и самостоятельный раздел XXIII Договора о ЕАЭС, посвященный вопросам интеллектуальной собственности в рамках Союза, которые являются неотъемлемой частью научно-технической политики. В соответствии со статьей 89 Договора о ЕАЭС одним из направлений сотрудничества государств-членов в этой сфере является поддержка научного и инновационного развития.

На основании анализа правовых норм Договора о ЕАЭС, регулирующих сотрудничество государств-членов Союза в научно-технической сфере, можно сделать вывод о том, что, несмотря на отсутствие предметной компетенции ЕАЭС в научно-технической сфере, законодательство Союза позволяет осуществлять такое сотрудничество в целях реализации скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС. Как отмечает Т.Валовая, Договор о ЕАЭС затрагивает вопросы научно-технического сотрудничества частично, но экономические условия в Союзе для такого сотрудничества созданы.133

И всё же необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь идет о региональном интеграционном процессе. Как точно подмечает К.А. Бекяшев, главная задача международных интеграционных объединений — создание единого правового пространства в технических и экономических областях. Эта задача справедлива и для научно-технической деятельности как основы развития экономики в современном мире. По мнению экспертного сообщества, именно создание единого пространства с передачей Евразийской экономической комиссии полномочий по определению единой стратегии научно-технической интеграции позволит решить стратегические задачи стран-участниц Союза и увеличит интеграционный потенциал ЕАЭС.134

При этом всё чаще не только в экспертной среде, но и внутри самого Союза появляются заявления о необходимости институализировать научно-техническое взаимодействие в Союзе путем разработки и принятия отдельного раздела (статьи) о сотрудничестве в научно-технической и инновационной сферах в Договоре о ЕАЭС.135

 

____________________________________________________________________________________

133 Научно-техническое сотрудничество – база евразийской экономической интеграции. Аналитический вестник Совета Федерации №8(607). М. 2015. С. 14.

134 Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Донецк, 23-24 августа 2013 г. – Донецк: ОО «ВИЭУ», 2013 – с. 125

135 https://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/18-10-2016-2.aspx.

Иными словами, предметная компетенция ЕАЭС в научно-технической сфере должна обеспечить правовые условия для свободы движения не только товаров, услуг, капитала и рабочей силы, но и свобода движения знаний (во всех формах).

Для этого в рамках единого экономического пространства, состоящего из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура (статья 2 Договора о ЕАЭС), должно быть сформировано единое научно-исследовательское пространство, в котором будут функционировать однотипные механизмы регулирования научно-технической деятельности, будут обеспечены условия и созданы стимулы для академической мобильности, а также единая научная и инновационная инфраструктура.

Процесс формирования научно-технической политики ЕАЭС и единого научно-исследовательского пространства Союза должен опираться на общие принципы права, общепризнанные принципы международного права, принципы осуществления международного научно-технического сотрудничества, основные принципы функционирования ЕАЭС, а также специальные принципы права ЕАЭС, регулирующего научно-техническое сотрудничество его государств-членов. В том числе осуществление научно-технического сотрудничества в рамках ЕАЭС должно опираться на такие важнейшие для развития научной деятельности принципы, как принцип свободы научных исследований; принцип сотрудничества и недискриминации субъектов научно-технической деятельности; принцип содействия научно-техническому прогрессу; принцип сбалансированности целей международного научно-технического сотрудничества.

Как международная региональная интеграционная организация ЕАЭС в целях содействия международному научно-техническому сотрудничеству своих стран-членов и создания в перспективе единого научно- исследовательского пространства должно, по мнению автора диссертации, кроме всего прочего, опираться на такие принципы, выработанные в практике Евросоюза, как принцип субсидиарности и принцип трансграничного сотрудничества. Это позволит формировать научно-техническую политику ЕАЭС таким образом, чтобы она дополняла все инструменты и действия, доступные на национальном уровне, объединяя потенциалы государств-членов и находящихся на их территориях субъектов научно-технического сотрудничества в целях сбалансированного решения вопросов поддержки научно-технического прогресса, обеспечения безопасности, повышения конкурентоспособности экономики Союза, а также содействия научно-техническому развитию в мире.

Что касается самого процесса формирования единого научно-исследовательского пространства ЕАЭС, то такой процесс, по мнению автора диссертации, должен происходить поэтапно. С учетом накопленного опыта международного научно-технического сотрудничества представляется целесообразным расширять компетенцию Союза в научно-технической сфере путем последовательного использования на практике форм такого сотрудничества, выделенных в первой главе настоящего исследования. Такой подход позволит «подготовить почву» для формирования и реализации общей научно-технической политики ЕАЭС в целях укрепления научно-технического потенциала стран-членов Союза, а также для осуществления общей политики взаимодействия ЕАЭС с третьими странами по вопросам взаимодействия в научно-технической сфере.

В целях стратегического объединения научно-технического потенциала государств-членов ЕАЭС необходимо стимулировать конкуренцию между национальными субъектами научно-технической деятельности государств-членов Союза на основании метода открытой координации (например, путем создания общеевразийских рейтингов организаций образовательной и научно-технической сферы, а также общих систем оценки качества работы таких организаций).

Выявление лидеров будет стимулировать выравнивание научного потенциала и создание единого информационного пространства для дальнейшей интеграции в научно-технической сфере.

В институциональном плане важной характеристикой данного этапа является формирование единой экспертной площадки, объединяющей представителей научного и инновационно-технологического сообществ стран-членов Союза, и начало формирования на базе такой площадки общего научно-экспертного пространства ЕАЭС. Создание такой площадки не требует его закрепления в праве Союза и может быть реализовано на уровне правительств его государств-членов на основании принятия соответствующей рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Вторым и наиболее значимым этапом формирования общей научно-технической политики должна стать координация действий всех субъектов в научно-технической сфере, а также координация национальных научно-технических политик государств-членов Союза. В рамках данной формы международного научно-технического сотрудничества могут быть применены все инструменты координации научно-технического сотрудничества, описанные в главе второй настоящего исследования.

Для эффективной реализации координационных полномочий компетенция ЕАЭС может быть расширена в порядке, предусмотренном статьей 5 Договора о ЕАЭС для проведения скоординированной или согласованной политики государств-членов в сферах экономики, не включенных в предметную компетенцию Союза, в том числе решением Высшего Евразийского экономического совета могут быть созданы вспомогательные органы: советы руководителей государственных органов Сторон, рабочие группы, специальные комиссии. В их числе может быть сформирован консультативный орган (консультативные органы) в соответствии с пунктами 44-47 Положения о Евразийской экономической комиссии.

Консультативные органы в научно-технической сфере призваны способствовать формированию дальнейших системных шагов по объединению финансового, инфраструктурного и кадрового потенциала государств-членов Союза в научно-технической сфере. При этом консультативные органы в научно-технической сфере при Коллегии Евразийской экономической комиссии в целях дальнейшего развития интеграционного процесса Союза в научно-технической сфере должен обладать полномочиями осуществлять подготовку рекомендаций для Комиссии по вопросам определения приоритетов осуществления совместной (общей) научно-технической политики Союза и приоритетных направлений научно-технического развития.

Определение приоритетов позволит наиболее конструктивно перейти к реализации следующей формы международного научно-технического сотрудничества путем создания коллаборационных связей субъектов научно-технической деятельности стран-членов Союза и сконцентрировать усилия на выделенных направлениях научно-технического развития.

На этой основе Евразийская экономическая комиссия путем принятия в установленном порядке решений сможет формировать различные инструменты коллаборации в научно-технической сфере еще до включения в предметную компетенцию ЕАЭС научно-технической деятельности.

На этом этапе для реализации всех трех перечисленных форм осуществления международной научно-технической деятельности необходима общая координация взаимодействия стран-участниц ЕАЭС в научно-технической сфере. Такое поручение в порядке, предусмотренном статьей 5 Договора о ЕАЭС, Высший Евразийский экономический совет вправе дать Евразийской экономической комиссии. Таким образом, в рамках осуществления конкуренции, координации и коллаборации как форм международного научно-технического сотрудничества, расширение компетенции ЕАЭС путем внесения изменений в Договор о ЕАЭС не требуется.

Вместе с тем уже для кооперации как формы осуществления международного научно-технического сотрудничества потребуется создание программных инструментов, характеризующихся общим самостоятельным бюджетом и системой органов управления реализацией. При этом в бюджет ЕАЭС должны быть включены расходы на осуществление научно-технической деятельности Союза, что возможно в рамках финансирования его деятельности. Таким образом, полномочия Евразийской экономической комиссии, предусмотренные Положением о Евразийской экономической комиссии, должна быть дополнены научно-технической политикой путем внесения изменений в Договор о ЕАЭС или заключением соответствующего международного договора в рамках Союза.

Здесь необходимо отметить, опираясь на опыт Евросоюза, что реализация интеграционных программ в научно-технической сфере не идентична полномочиям интеграционной организации в данной сфере. Предметная компетенция интеграционной организации в научно-технической сфере может также включать в себя и другие полномочия, что подробно рассмотрено во второй главе настоящего исследования.

Это означает, что расширение предметной компетенции ЕАЭС должно включать в себя все созданные к тому времени полномочия и создавать, тем самым, условия для реализации согласованной научно-технической политики Союза.

Интеграция же, как высшая форма осуществления международного научно-технического сотрудничества, характеризуется не только реализацией согласованной научно-технической политики, но и созданием единого научно-исследовательского пространства с перспективой перехода к единой политике Союза в этой сфере. Такая цель, по мнению автора диссертации, может быть сформулирована в Договоре о ЕАЭС на основе и с учетом реализации первых четырех форм осуществления международного научно-технического сотрудничества и поэтапного перехода от межгосударственного к наднациональному взаимодействию в научно-технической сфере.

Можно сделать вывод, что право ЕАЭС уже в настоящий период позволяет формировать условия для создания единого научно-исследовательского пространства Союза. Такая деятельность должна осуществляться поэтапно в целях оптимального использования всех инструментов, позволяющих интегрировать научно-техническое пространство государств-членов ЕАЭС и осуществлять в дальнейшем общую научно-техническую политику.

Кроме того, в Договоре о ЕАЭС предусмотрено достаточное количество правовых механизмов, позволяющих в дальнейшем включить научно-техническую деятельность в предметную компетенцию ЕАЭС и обеспечить, тем самым, формирование единого научно-исследовательского пространства Союза.

ВЫВОД:

Становление сотрудничества в сфере научных исследований и технологического развития в рамках международного права началось в середине XX века, в результате чего сформировалась отдельная группа международно-правовых отношений.

 

На современном этапе такое сотрудничество представляет собой сложную систему международно-правовых норм, имеющую диверсифицированный характер и различные формы осуществления, как на многосторонней, так и на двухсторонней основе. Дальнейшее изучение данной группы правовых норм и проведение международно-правового анализа основных категорий международного сотрудничества в сфере научных исследований и технологического развития будет способствовать завершению формирования соответствующей новой отрасли международного права, что будет соответствовать типу современных социально-экономических отношений, основанных на технологическом развитии в условиях глобализации мировой экономики.

 

В настоящее время, несмотря на динамику формирования международных отношений в сфере научных исследований и технологического развития, универсальный правовой механизм регулирования таких отношений между субъектами международного права отсутствует. Попытки создания его под эгидой Организации Объединенных Наций не увенчались успехом, и сейчас наиболее «продвинутые» формы сотрудничества в этой сфере складываются в рамках региональных интеграционных объединений. Именно в условиях региональной экономической интеграции появилось такое понятие как общее (единое) научно-исследовательское пространство, характеризующееся свободой трансграничного передвижения знаний.

 

Всего же в рамках исследования выделено пять форм осуществления сотрудничества в сфере научных исследований и технологического развития в зависимости от целей взаимодействия государств и международных организаций и степени такого взаимодействия, среди которых интеграция в сфере научных исследований и технологического развития является наиболее глубокой формой сотрудничества, реализация которой возможна только в рамках деятельности интеграционных объединении.

 

Все остальные субъекты международного права используют в сфере научных исследований и технологического развития такие формы сотрудничества как конкуренция, координация, коллаборация и кооперация, исходя из целей развития научного знания, обеспечения безопасности, повышения собственной конкурентоспособности или содействия развитию менее развитых стран и регионов мира.

 

Необходимо особо подчеркнуть при этом, что на практике, как правило, нет четкого деления между формами сотрудничества, поэтому применение правовых средств и инструментов их реализации представляет собой единый комплекс действий субъектов международного права, и любая классификация здесь имеет системообразующее теоретическое значение. Вместе с тем, опыт Европейского Союза в формировании общеевропейской политики в сфере научных исследований и технологического развития и создании единого научно-исследовательского пространства указывает на то, что процесс международного сотрудничества в этой сфере развивается поэтапно, путем смещения акцентов от менее глубокой формы сотрудничества к более глубокой, развиваясь от состояния конкуренции до состояния интеграции в сфере научных исследований и технологического развития. Таким образом, процессу реализации форм международного сотрудничества в сфере научных исследований и технологического развития присущи интенсификация и углубление.

 

Изучение подобного опыта позволит субъектам международного права наиболее эффективно формировать международное сотрудничество в сфере научных исследований и технологического развития, структурировать международные связи в указанной сфере и планировать собственное научно-техническое развитие в условиях интернационализации науки.

 

Проведенный комплексный юридический анализ сотрудничества в сфере научных исследований и технологического развития, а также научно-технической политики Европейского Союза имеет прикладное значение в связи с интенсификацией процесса региональной интеграции в современном мире, включая вопросы сотрудничества в сфере научных исследований и технологического развития и формирования общего (единого) научно-исследовательского пространства интеграционных объединений.

 

При этом необходимо учитывать, что региональные интеграционные объединения имеют свои особенности, и путем прямой имплементации зарубежного опыта структурировать такие процессы, например, на пространстве ЕАЭС, невозможно. Однако используя общие теоретические основы международного сотрудничества в сфере научных исследований и технологического развития можно сформировать эффективную систему интеграции научно-технологических систем стран-членов интеграционного объединения.

 

Кроме того, формирование современной системы международного сотрудничества в сфере научных исследований и технологического развития является актуальной задачей любого государства, включая Россию. Как отмечает К.Шваб, те страны и регионы, которые добьются успеха в установлении международных норм, которые в дальнейшем станут предпочтительным стандартом в основных категориях и областях новой цифровой экономики, в результате получат значительные экономические и финансовые выгоды.136

 

Таким образом, формирование эффективного международно-правового сотрудничества в сфере научных исследований и технологического развития является актуальной задачей современной государственной политики. Перспективным направлением международного сотрудничества в сфере научных исследований и технологического развития при этом является развитие такого сотрудничества в условиях информационного общества, которое потребует создания новых международно-правовых форм и инструментов его практической реализации.

 

 

_______________________________________________________________________

136 Шваб К. Четвертая промышленная революция // «Эксмо», М., 2016. С.60.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: