Белломонт, губернатор Нью-Йорка, 1700 год.




Статистика войн ирокезов, часть 1.

24 ноября 2020

«Ирокезы так широко и глубоко проникли вдоль большой реки Святого Лаврентия и Ривьер-де-Прери, что от них нет никакой защиты от озера Сен-Пьер, расположенного немного выше Труа-Ривьер, до областей, находящихся далеко за пределами Монреаля»

Отец Вимон, 1643 год.

«Должен сказать, что если Пять Наций в любой момент объединятся с восточными индейцами и теми, кто живет на этих плантациях, подняв восстание против англичан и французов, они быстро прогонят нас с этого континента»

Белломонт, губернатор Нью-Йорка, 1700 год.

Примечание: Ривьер-де-Прери, или Прерийная река – один из двух крупных рукавов в низовьях реки Оттава, при слиянии последней с рекой Святого Лаврентия. Представляет собой крупную речную протоку, вытекающую из озера Дё-Монтань и далее отделяющую остров Монреаль от острова Жезю, на которых расположены современные города Монреаль и Лаваль. Труа-Ривьер, или Три Реки, три устья реки Сент-Морис у реки Святого Лаврентия.

С 1649 по 1701 годы происходили ожесточенные сражения между индейцами и между индейцами и жителями европейских колоний в районе Великих озер, на Среднем Западе и Северо-Востоке. Ирокезы имели отношение, в общей сложности, к 332 военным инцидентам против 49 противников. Большинство атак ирокезов (88 процентов) были направлены против ирокезоязычных и алгонкиноязычных племен, расположенных западнее (полуостров Онтарио, Средний Запад и область Великих Озер)

Рассматриваемый период подразделен на четыре временных рамки: 1649-1659; 1660-1669; 1670-1679; 1680-1701.

1649-1659.

В этот период времени ирокезы указаны в качестве участников в 119 случаях боевых действий не менее чем с 27 противниками. Несмотря на то, что ирокезы инициировали 100 таких сражений, не обязательно, что именно они были причиной конфликта, или вызвали его. Большинство зарегистрированных случаев боевых действий (60 процентов) произошли между ирокезами и их ирокезоязычными и алгонкиноязычными соседями, жившими вдоль реки Святого Лаврентия, на юге полуострова Онтарио и на западе Нью-Йорка. В течение этого десятилетия ирокезы добились самых заметных успехов в войне против других индейских народов. Согласно ирокезским и французским отчетностям, они победили следующие племена: ирокезоязычные ассистарононы (маскутены, которых иезуиты называли Народ Огня?), гуроны, петуны (табачная нация), племя с острова Мичилмакинак, нейтральные, эри, а также различные алгонкиноязычные племена (алгонкины с острова Алумэтт, нипписсинги, алгонкины-петит или малые алгонкины), располагавшиеся внутри Канады.

Согласно реляциям иезуитов, ирокезы потеряли в этих сражениях 609 человек убитыми и захваченными в плен, а их противники потеряли убитыми и захваченными в плен 1809 человек. Эти числа не отражают реальное количество потерь всех участников, так как на 28 сражений, включая несколько крупных столкновений между ирокезами с нейтральными и эри, есть только частичная статистика, или ее вовсе нет. Некоторые записи иезуитов указывают на то, что ирокезы потеряли больше половины своего населения в этих войнах, однако они успешно восполнили их, приняв в свои ряды тысячи пленных.

Другой причиной больших потерь были не собственно сражения, а голод, напрямую связанный с военными действиями, особенно на юге полуострова Онтарио. Согласно иезуитам, в 1650 и 1651 годах гуроны, бежавшие в район залива Джорджия, потеряли людей намного больше от голода, чем в битвах. Так же было и с остальными племенами, подвергшимися военному давлению ирокезов. Например, согласно иезуитам, нейтральные, бежавшие в 1650-51 годах из своих деревень на севере, сильно пострадали не только от голода, но и от сопутствующих болезней, когда ослабленные голодом люди массово умирали от болезней.

Серия военных успехов ирокезов в 1649-1659 годах началась с разгрома и рассеивания в 1649 году гуронов, их давних врагов. Война между гуронами и ирокезами была вызвана нарушением мирного договора, которые гуроны заключили с сенеками в 1635 году и с могавками в 1645-46 годах. Попытки гуронов заключить мир в 1648 году с онондагами, кайюга и онейдами тоже потерпели крушение. Поражение, нанесенное гуронам, вовлекло ирокезов в войну против соседних племен – нейтральных, петун, эри и других народов Великих озер, предоставивших большинству гуронов убежище в своих деревнях.

В 1650 году ирокезы пожелали заключить мир с гуронами, бежавшими на Христианский остров (большой остров в заливе Джорджия, Онтарио). Гуроны согласились встретиться с ирокезскими послами, но либо из недоверия, либо из-за представившейся хорошей возможности отомстить, убили 27 мирных ирокезских послов сразу, как только те вошли в деревню. В результате ирокезы повсеместно атаковали гуронов на Христианском острове и за его пределами. Да и в целом, интенсивность военных действий вдоль реки Святого Лаврентия резко возросла. В том же году ирокезы атаковали деревни петунов, союзников гуронов.

Вскоре после того, как ирокезы получили сообщение об убийстве своих посланников, они провели массированную атаку на деревню нейтральных, где укрылись гуронские беженцы. Деревня была полностью разрушена. В том же году ирокезы атаковали петунов, союзников гуронов. Нет никаких сомнений в том, что ирокезы атаковали нейтральных и петунов из-за того, что эти два племени находились в союзе с гуронами и приняли беженцев. В отличие от гуронов, нейтральные и петуны еще не имели опыта ведения войн с ирокезами и понятия не имели об их тактике, когда те наносили внезапный удар и стремительно отступали, а также, когда они наносили массированный прямой удар по укрепленным деревням с участием 600-1000 воинов. Таким образом, за два года ирокезы уничтожили несколько деревень нейтральных и петунов. Несмотря на то, что нейтральные сумели однажды нанести ирокезам тяжелые потери, к 1652 году они и петуны были окончательно побеждены и изгнаны со своих территорий.

В 1652 году ирокезы обратили свои взоры на алгонкинов, гуронов и французов с области Труа-Ривьер в долине реки Святого Лаврентия. После нескольких нападений на французов и союзных им индейцев, ирокезы предложили прекратить военные действия и завершить конфликт. Когда алгонкины, гуроны и французы ответили согласием на предложение, трое вождей могавков, как мирные послы, отправились с ними на встречу. Гуроны впустили их в деревню, а затем немедленно убили, как и в случае с предыдущими послами. После этого, как и следовало ожидать, интенсивность нападений ирокезов вдоль реки Святого Лаврентия, и особенно в области Труа-Ривьер, резко возросла. Чувство мести, характерное для традиционного военного метода ирокезов, как нельзя лучше отражено в письме испуганного французского жителя Труа-Ривьер: «Они (ирокезы) издали указ для всей их страны, что никто впредь не должен щадить жизнь гурона, захваченного в плен. И этот указ они впоследствии применили к некоторым несчастным жертвам, попавшим к ним в руки. Но всё это казалось им сущим пустяком; по их мнению, чтобы утешить их горе от потери такого их великого человека (одного из могавских мирных послов), им необходимо захватить деревню в Труа-Ривьер и предать огню и мечу всех французов и дикарей, которых они там найдут». Но толкование иезуитов этого эпизода весьма предвзято, так как ирокезы являлись врагами, которые недавно разрушили их мечты о христианизации племен полуострова Онтарио. Иезуиты считали ирокезов вероломными, безжалостными варварами, которые «хуже исчадия ада». С таким отношением понятно, почему иезуиты считали неискренними попытки ирокезов заключить мир. Неизвестна истинная мотивация ирокезов в их мирных предложениях, но это не было уникальным случаем. В 1650-х годах они пытались завершить их конфликт и с другими врагами. Нет никаких свидетельств, указывающих на то, что ирокезы, вопреки предположениям иезуитов, путем заключения мирного соглашения готовили почву для внезапного нападения. Как бы то ни было, но гуроны убили мирных посланников, а это вероломное действие в любом случае нужно расценивать как преступление. Еще одним показателем искренности ирокезов в их мирных усилиях является то, что их атаки на гуронских беженцев, нашедших для себя убежище на полуострове Онтарио, усилились сразу после этого. Также конфликт разросся из-за того, что нейтральные и петуны, как союзники гуронов, предоставили защиту в своих деревнях гуронским беженцам. Весной 1651 года ирокезы сконцентрировали свои атаки на гуронах Христианского острова, в общей сложности уничтожив две их группы и убив не менее ста человек в отместку за убийство ирокезских послов осенью прошлого года.

Летом 1652 года гуроны и алгонкины с реки Святого Лаврентия атаковали других ирокезских мирных посланников. Ирокезы хотели заключить мир с гуронами, алгонкинами и французами, живущими в области Труа-Ривьер, и те согласились на переговоры. Три мирных посла из числа могавков прибыли в деревню гуронов, где их схватили и подвергли пыткам, умертвив, в итоге. Следующее свидетельство из реляций иезуитов описывает это событие: «Могавки сообщили гуронам, что Аонтарисати (вождь могавков) пришел с намерением заключить мир, но все (французы, гуроны и алгонкины) решили, что это лишь попытка обмануть их. Каноэ с двумя ирокезами и одним гуроном по имени Аннинаритак (принятым в племя) находилось у самого берега, когда Аннаотаха (гурон) и другой гурон подошли к ним и, протягивая им хлеб, схватили ирокезов. Тот, кого схватил Аннаотаха, был вождем могавков по имени Аонтарисати, второй, по имени Таакенрат, был не очень важным человеком».

Французы не верили в искренность ирокезов, поэтому они подтолкнули гуронов к этому шагу. Вскоре, не получив достаточно убедительных доказательств от послов, гуроны и алгонкины сожгли их живьем у столба. Ответ ирокезов был тем же самым, что и в случае с гуронами Христианского острова; они сконцентрировали свои нападения на гуронам, алгонкинах и французах с области Труа-Ривьер. Французы стали целями, потому что они были союзниками гуронов, и ирокезы считали их соучастниками убийства их послов. Вероломство со стороны гуронов и алгонкинов повлекло за собой усиление набегов ирокезов в классическом их виде: тактика внезапного удара и стремительное отступление, и массированные лобовые атаки деревень, обнесенных частоколом.

Всю осень 1652 года ирокезы атаковали гуронов, алгонкинов и французов Труа-Ривьер. Тем не менее, несмотря на то, что с ними поступили вероломно дважды, летом 1753 года они снова предложили заключить мир. На этот раз, возможно, из-за больших потерь. Это служит доказательством того, что ирокезы были искренними в своих усилиях по заключению мира на Христианском острове и в области Труа-Ривьер, а вот гуроны оказались к этому не готовы. Алгонкины, гуроны и французы согласились на временную передышку, которая длилась в долине реки Святого Лаврентия два года, а затем военные действия начались вновь. На этот раз французы, не испытывая желания становиться зажаренными у пыточного столба, отделились от своих индейских союзников и ничего не предприняли для их защиты.

В годы мира с алгонкинами, гуронами и французами (1653-1656) ирокезы воевали с эри и несколькими другими племенами Великих озер. Из них, эри были наиболее серьезным противником из-за их близкого соседства и количества воинов, 2500 – больше, чем у ирокезов.

Срыв мирных договоренностей привел к войне между ирокезами и эри в 1654-1656 годах. Произошло это в результате того, что эри первыми атаковали и убили ирокезов. Свидетельство этому есть в реляциях иезуитов: «Народ кошек (эри) отправили в Соннонтуан (главная деревня сенека) тридцать послов, чтобы подтвердить мир между ними. Но случилось так, что, скорее всего, из-за какой-то нелепой случайности, один сенека был убит народом кошек. Это так разозлило жителей Соннонтуана, что они убили почти всех послов, кроме пятерых, которым удалось спастись бегством. Следовательно, между двумя этими народами разразилась война, и каждый стремился захватить и сжечь как можно больше своих противников».

Примечание.

Французы называли эри кошками или длинными хвостами, возможно, имея в виду енотовые хвосты, которые те носили на своей одежде, или восточную дикую кошку, которая играла определенную роль в космологии эри. Как и все ирокезоязычные народы, эри жили в многосемейных длинных домах в деревнях, окруженных частоколом. Эти оборонительные сооружения часто охватывали также их сельскохозяйственные поля, на которых они в теплое время года выращивали кукурузу, бобы и тыкву.

Некоторые эри думали, что освобождение двух пленных онондага, захваченных вскоре после резни в Соннонтуане (один бежал, в итоге), предотвратит дальнейшие военные действия, но семья, потерявшая своего члена в деревне сенека, приговорила к смерти пленного онондага. У пыточного столба этот онондага сказал, что ирокезы отомстят за его смерть и эри будут уничтожены. В стране онондага стало известно об ужасной смерти их соплеменника и его проклятии. Кроме того, согласно сообщениям иезуитов, эри в своих деревнях принимали всех гуронских беженцев и что эти гуроны призывают эри атаковать ирокезов.

Вероятно, эри прислушались к совету гуронов или, может, поняли, что ирокезы всё равно атакуют их после убийства ими известного воина онондага. Как бы то ни было, но они первыми нанесли удар, уничтожив деревню сенека, а затем атаковали военный отряд ирокезов, только что вернувшийся из района Великих озер. В дальнейшем эри перенесли активные военные действия вглубь Ирокезии, но вскоре после первых нападений ирокезы пришли в себя и, в конце лета 1654 года собрали большой военный отряд, численностью 1800 человек, который возглавили онондага, и вторглись в страну эри. В результате была полностью уничтожена Рике, одна из основных деревень эри. В 1655 году, воодушевленные своим прошлогодним успехом, ирокезы собрали военный отряд, численностью 1200 воинов, призванных для уничтожения оставшихся эри. Вторжение этой ирокезской армии привело к тому, что эри оставили свои деревни, спасаясь бегством. Однако некоторые из них возвели укрепление и решили сражаться. Согласно реляциям иезуитов, в драматическом сражении ирокезы использовали большие деревянные щиты и каноэ в качестве щитов, чтобы добраться до внешней стороны палисада. Затем они железными топорами прорубили большие проломы в стене и ворвались внутрь. В конце концов, сопротивление эри было сломлено, и они были разбиты наголову.

По мнению авторитетных ученых, исследовавших историю ирокезов (Морган, Паркмен) эри были уничтожены в этой войне как нация, но, скорей всего, они были рассеяны аналогично гуронам. Вероятно, часть эри и, возможно, немного гуронов, бежали в верхнюю часть долины реки Огайо (запад Пенсильвании и Вирджинии), где они столкнулись с некоторыми местными племенами (например, памунки), которые в 1656 году нанесли эри поражение. В 1670 году английский исследователь Джон Ледерер сообщил, что он встретил эри во время перехода через Аппалачи. Эти эри могли быть черными минкуасами, о которых в 1660-х годах сообщали шведы и голландцы. Согласно этим сообщениям, черные минкуасы в то время располагались западнее реки Саскуэханна и были союзниками саскуэханноков. Вероятно, эри сохранялись как суверенный народ до начала 1680-х годов. В 1681 году ирокезы сообщили, что 600 эри попросили ирокезов (сенека) позволить им поселиться в Ирокезии, и получили такое разрешение.

В реляциях иезуитов есть запись, что незадолго до войны с эри или сразу после нее, ирокезы атаковали несколько племен в области Великих озер и несколько племен «в далекой, далекой стране».

Объяснения и описания этих атак в исторических документах не приводятся. Как бы то ни было, преследуя убегающие остатки гуронов и других предполагаемых ирокезоязычных племен, ирокезские воины вторглись на территории новых племен в области Великих озер, в долинах рек Огайо, Иллинойс и Миссисипи, которые, вероятно, рассматривались в качестве потенциальных противников, особенно если они принимали у себя беженцев из эри, гуронов, нейтральных и петун. В этих случаях небольшие набеги могли преследовать цель завоевания престижа, но в дальнейшем племена Мононгахилы и районов в западной части озера Эри могли испытать опыт траурной войны ирокезов, которая вскоре из небольших стычек переросла в полномасштабную войну. Вероятно, это произошло с Народом Огня (маскутены), располагавшегося вдоль юго-западной береговой линии озера Эри и на полуострове Нижний Мичиган, где, согласно записям иезуитов, после поражения эри в 1658 году бушевала война с ирокезами. Южнее и юго-западнее озера Эри (в центральной и верхней части долины Огайо) располагались хонниасонтикеррононы, черные минкуасы (возможно, остатки эри или группы, связанные с эри или саскуэханноками), онтоагаханны (шауаноны или шауни) и мосепела (тоже, возможно, группа шауни). Все эти народы в последующие десятилетия были вовлечены в постоянно растущие военные действия с ирокезами, которые в итоге завершились их разгромом в 1670-х в начале 1680-х годов.

Итак, осенью 1657 года на первый план вновь вышли военные действия между ирокезами и французами, когда по непонятной причине военный отряд из 12 онейда убил трех французов около Монреаля. Самое вероятное объяснение – это престиж. Несколько историков (Хант, Дженнингс и Рихтер) утверждали, что и рокезы, таким образом, провоцировали французов на войну. Однако остальные племена Лиги не участвовали в войне и никак не помогали онейдам. Тем не менее, французы обвинили всех ирокезов и взяли в плен 12 ирокезов – в основном могавки и несколько онондага. Затем алгонкины с реки Святого Лаврентия напали на двух онондага, убив одного и схватив другого, которого они передали французам. Французы вернули этого пленного с сообщением, что теперь они полностью принимают сторону алгонкинов и гуронов, а в начале весны 1658 года внезапно покинули свою иезуитскую миссию в деревне онондага. Ирокезы восприняли эти действия как объявление войны, и вскоре объединенный отряд онондага, онейда и могавков захватил в плен трех французов. Затем они атаковали алгонкинов и гуронов вдоль реки Святого Лаврентия. Могавки, онондага и онейда сделали в 1658 шесть коллективных попыток заключения мира с ирокезами, но это привело лишь к тому, что французы захватили в плен 25 ирокезских послов и убили пятерых из них. В конце концов, французы пригрозили, что они впредь будут убивать любых ирокезских послов.

В ноябре 1658 года могавки доставили в Квебек семерых своих французских пленников, чтобы обменять их на пленных ирокезов и еще раз попытаться заключить мир. Французы согласились на переговоры, во время которых освободили некоторых пленных ирокезов, но потребовали выдачи убийц трех французов в 1657 году и прекращения нападений на всех их индейских союзников. В течение следующих семи месяцев не было совершено ни одного нападения любой из сторон. Между ирокезами и французами состоялись еще две мирных конференции, в результате которых летом 1659 года были освобождены еще несколько пленных ирокезов, но не все. Могавки требовали включить алгонкинов Тадуссака в мирный договор, так как те особо агрессивно их атаковали, но они не прислали ни одного своего представителя. В результате летом 1659 года мир вновь был разрушен с возобновлением военных действий между ирокезами и алгонкинами. Французы и гуроны, как союзники алгонкинов, вскоре тоже были вовлечены в войну, которая шла непрерывно в течение следующего десятилетия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: