Тема 13.
А. А. Блок: падение вестника
Позиция М. Л. Гаспарова и Н. И. Сухих
М. Л. Гаспаров:
«Классицизм в школе (вузе?) следовало бы изучать по Сумарокову, романтизм по Бенедиктову, реализм по Авдееву (самое большее – по Писемскому), чтобы на этом фоне большие писатели выступали сами по себе».
Гаспаров имеет в виду, что любой по-настоящему крупный писатель всегда шире того литературного направления, к которому его относят.
И. Н. Сухих:
«Символист А. Блок стремится к реализму в новом смысле. Акмеисты Н. Гумилёв и А. Ахматова в конце жизни создают вещи, которыми бы могли гордиться символисты: балладу «Заблудившийся трамвай» и «Поэму без героя». В юности примкнувший к футуризму Б. Пастернак вспоминает о нём с постоянной иронией. Стихи М. Волошина и М. Цветаевой в антологиях помещаются в разделе «Поэты вне направлений».
Теория ориентирует нас в культурном пространстве, но читаем и любим мы не направления, а писателей «самих по себе».
Жизненный и творческий путь А. А. Блока
1880-1921
Детство
Родился 16 ноября (28 ноября по новому стилю) 1880 года в городе Санкт-Петербурге.По отцу, Александру Львовичу Блоку, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.). По матери – из русской дворянской семьи Бекетовых. Потомки врача Блока принадлежали к состоятельному, но со временем оскудевшему служилому дворянству. Со стороны обоих родителей Блок унаследовал интеллектуальную одарённость, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой. → благородное происхождение; немецкая «холодность» и немецкая глубина
Ю. П. Анненков:
«Наше студенческое “землячество”, устраивая благотворительный литературный вечер [1906], решило обратиться к Блоку с просьбой принять в нём участие и прочесть свои произведения. Одним из делегатов к нему был избран я. На следующее утро мы робко позвонили у двери его квартиры, за зданием Сената, почти у самой Невы. Навстречу нам вышел хорошо знакомый нам сомовский рисунок: высокого роста, стройный, Блок был одет в тёмно-коричневую художническую блузу, из-под которой выступал белый мягкий отложной воротник рубахи.
Несколько удлинённое, спокойное, чисто выбритое лицо, чуть-чуть высокомерный, а может быть, потусторонний взгляд; светлые волосы курчавым полукругом окаймляли высокий лоб. Блок принял нас не сухо, но и не очень приветливо, внимательно выслушал нас, угостил шоколадными конфетами “Миньон” и без задержки ответил согласием.
О холодном, равнодушном и – порой – высокомерном взгляде Блока говорилось часто. Сам Блок, много лет спустя, сказал мне, смеясь, по этому поводу:
– Имя моего отца – Александр Блок – две начальные буквы алфавита: А и Б. Имя моей матери – Александра Андреевна, урожденная Бекетова: три буквы — А, А и Б. Имя её отца и моего деда – Андрей Бекетов: А и Б. Моё имя– Александр Александрович Блок – А, А и Б. Я родился и живу в самых первых рядах алфавита, и, может быть, поэтому многие часто считают меня надменным, высокомерным. В поэзии рядом со мной стоит Андрей Белый – А и Б, а также – и даже впереди нас – Анна Андреевна Ахматова – А, А, А. Правда, что её подлинная фамилия – Горенко, но, инстинктивно, она предпочла букву А и стала Ахматовой. Её глаза, как и взгляд Андрея Белого, тоже многие считают надменными и ледяными. Но на самом деле это — совсем не так».
Раннее детство Блока прошло в семье деда по матери, известного ботаника, общественного деятеля и поборника женского образования, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Зиму маленький Блок проводил в «ректорском доме», в Петербурге, лето – «в старом парке дедов», «в благоуханной глуши маленькой усадьбы» – подмосковном имении деда, сельце Шахматове.
После вторичного выхода матери замуж за офицера, Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, девятилетний Блок вместе с матерью переехал на квартиру отчима, в казармы, расположенные в фабричном районе. → топосы России: центр Петербурга, рабочие окраины Петербурга, средне-русское Шахматово,
Учёба и поэзия
По окончании гимназии, отталкивавшей Блока от себя, по его собственным словам, своим «страшным плебейством», не соответствующим его «мыслям, манерам и чувствам», Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета; с третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906. → основа ремесла – филология
В гимназии и в первые годы университета Блок очень увлекался театром, «готовился в актеры». → ролевая лирика
«Сочинять стихи» начал, по его собственным словам, «чуть ли не с пяти лет»; «серьезное писание началось около 18 лет». Стихи Блока еще до появления в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта Владимира Соловьева. В этих кружках юношу Блока уже склонны были считать «первым из русских поэтов современности». → мистик за мистиком
Впервые стихи Блока были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских «Новый путь» и одновременно в Москве, в альманахе «Северные цветы», издательства «Скорпион ». → быстрый вход в литературу
Л. Д. Менделеева
В том же 1903 Блок женился на дочери университетского товарища деда, соседа его по Шахматову, знаменитого химика Менделеева, – Л. Д. Менделеевой. К этому же времени относится личное знакомство и тесное сближение Блока с Андреем Белым и возглавлявшимся последним мистически настроенным кружком «аргонавтов», несколько более раннее сближение с Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. → жизнь в «треугольнике», в мистических надеждах и психологических путаницах
Революция 1905-ого
Революция 1905 сразу захватила Блока; в одной из уличных демонстраций он нес красное знамя впереди толпы. Поэт однако быстро охладел; «в революцию – по его собственным словам, – он не пошел», тем не менее события 1904–1905 оставили в Блоке свой след: им написано несколько стихотворений на революционные темы, лирическая драма «Король на площади». Важно, что с этой как раз поры «равнодушие к окружающей жизни» сменилось в нем, по свидетельству биографа, «живым интересом ко всему происходящему». → шире, чем мистик: социальные проблемы
«Стихи о Прекрасной Даме»
В конце 1904 в издательстве «Гриф» вышел первый сборник стихов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Из опасения затруднений со стороны духовной цензуры сборник был пропущен через провинциальную цензуру в Нижнем-Новгороде. «Стихи о Прекрасной Даме» были восторженно встречены в кружках «соловьевцев» и «аргонавтов»; однако широкую популярность принес Блоку не этот сборник, а вторая книга стихов – «Нечаянная радость» (1907) и в особенности лирическая драма «Балаганчик» (она была поставлена в 1906 Мейерхольдом в театре Коммиссаржевской).
К этому времени Блок становится литератором-профессионалом: сотрудничает в ряде журналов, печатает стихи, статьи, рецензии, выпускает сборник за сборником своих новых произведений. Живет Блок в Петербурге, вращаясь гл. обр. среди литературной интеллигенции – представителей и сторонников «нового искусства» («Среды» Вячеслава Иванова, религиозно-философское общество) и в кругах театрально-артистической богемы (театр Коммиссаржевской и др.).
А. Н. Толстой:
«Я увидел Блока в первый раз в 907 году. Он вошёл в вестибюль театра Комиссаржевской, минуя очередь, взял в кассе билет и, подбоченясь, взглянул на зароптавшую очередь барышень и студентов. Его узнали. У него были зеленовато-серые, ясные глаза, вьющиеся волосы. Его голова напоминала античное изваяние. Он был очень красив, несколько надменен, холоден. Он носил тогда чёрный, застёгнутый сюртук, чёрный галстук, чёрную шляпу. Это было время колдовства и тайны Снежной Маски.
Юноша Блок появился в кружках первых модернистов за несколько лет до революции 905 года. Новая русская поэзия, изошедшая от французских символистов, – искала свои пути. Искали в русском стихе музыкальных очарований Верлена, мистической призрачности Метерлинка. Московские “Весы” подняли знамя символизма. Бальмонт, как весенняя речка, ломал застывший русский стих. Брюсов культивировал “Цветы Зла”.
Другой лагерь – литература толстых журналов, маститые беллетристы, восходящие звёзды в сборниках “Знание”, шумливые критики, – были заняты наступающей революцией. Модернисты были у них в презрении: их считали: иные – представителями общего дела, иные – дурачками.
В это беспокойное время Блок принёс с собою высокую любовь к Владимиру Соловьёву, к Фету и к Тютчеву Казалось – он был посвящён ими, чтобы указать ближайший путь русскому искусству, крутившемуся в водовороте исканий и революционного возбуждения».
Путешествия
Помимо поездок с матерью в Германию (Bad-Nauheim) Блок предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий возникли последовательно «Итальянские стихи» (1909), драма «Роза и крест» (1912) и поэма «Соловьиный сад» (1915).
Первая мировая и революции 1917-ого
В 1916 Блок был призван на военную службу, однако благодаря хлопотам друзей назначен не в действующую армию, а табельщиком инженерно-строительной дружины Союза земств и городов. На фронте (под Пинском) Блок оставался до марта 1917. → «соловей на сковороде»
А. А. Ахматова:
«И снова я уже после Революции (21 января 1919 г.) встречаю в театральной столовой исхудалого Блока с сумасшедшими глазами, и он говорит мне: “Здесь все встречаются, как на том свете”. А вот мы втроём (Блок, Гумилёв и я) обедаем (5 августа 1914 г.) на Царскосельском вокзале в первые дни войны (Гумилёв уже в солдатской форме). Блок в это время ходит по семьям мобилизованных для оказания им помощи. Когда мы остались вдвоём, Коля сказал: “Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это то же самое, что жарить соловьёв”».