Отчет студента – магистранта




о выполнении индивидуального плана работы

за 2 семестр обучения

 

ФИО (полностью) Моченова Андрея Борисовича

Год поступления в магистратуру 2011 г.

 

Программа Историческое образование

 

Дата начала семестра 07 /02/2012 г. Дата окончания семестра__ 25__/ 06/2012 г.

 

Историография по теме диссертации:

1. Климанов Л.Г. Византийские отражения в сфрагистике. – Спб.: 1999. -347с.

2. Лихачев Н.П. Из лекций по сфрагистике.- Спб.: 1905.- 39с.

3. Лихачев Н. П. Моливдовулы греческого Востока. – М.: Наука, 1991.-359 с.

4. Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. - Л.: Изд-во АН СССР, 1928. Вып.1.

5. Лихачев Н. П. Датированные византийские печати. - Л.: 1924 т.3.- 224 с.

6. Лихачев Н. П. Хрисовулы Тверских князей.- Спб.: - 1900.

7. Лихачев Н. П. Печати Пскова.- М.: Советская археология, 1960.: -235 с.

8. Лихачев Н. П. Деятельность Густова Шлюмберже. Л.:- 1991. Вып. 23. 259 с.

9. Лихачев Н. П. Земская печать Московского государства в Смутное время. М.: -1914.

10. Лихачев Н. П. История образования российской государственной печати. – Спб.: -1915.

11. Лихачев Н. П. Некоторые старейшие печати византийских императоров. – М.: - 1911

12. Лихачев Н. П. Дипломатика. Спб.: -1901.

13. Лихачев Н.П. Печати патриархов Константинопольских. М.: -1901. Т. 2.

14. Лихачев Н. П. Моливдовулы с изображением Влахернитиссы: Сборник отделения русского языка и словесности АН СССР. Л.: -1929. Т. 101., №3.

15. Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Спб.: -1899.

16. Шандровская В. С. Николай Петрович Лихачев: из научного наследия. М.: - 1994.

17. Янин В. Л. К 100-летию со дня рождения Н. П. Лихачева. Л.: - 1962.

Доклад для конференции / текст статьи:

Одной из лучших частных сфрагистических коллекций в мире и единственной в своем роде в России было продуманное собрание тщательно подбиравшихся памятников, которое состояло из нескольких тысяч византийских, русских, западноевропейских, итало- византийских и других булл, а также копий, подделок и муляжей и в котором был представлен весь ареал распространения и применения вислых металлических печатей на протяжении всего средневековья и Нового времени эта коллекция была создана за четверть века упорной систематической работы русским ученым-историком и коллекционером Николаем Петровичем Лихачевым (1862-1936).

Он приобретал отдельные экземпляры и целые коллекции и в России, и во время ежегодных, с 1892 по лето 1914 г., поездок за границу - в Египет, Турцию, Грецию, Италию, Германию, Францию, а также посредством неустанной переписки с антикварами, посредниками и другими собирателями; с началом гражданской войны в России собирательская деятельность Н. П. Лихачева почти совсем прекратилась и свелась к отдельным редким приобретениям. Дальнейшая судьба коллекции связана с перипетиями новой эпохи в истории России: коллекция начала распадаться еще в годы гражданской войны 1918-1920 гг., когда сперва сам владелец перевез часть печатей в сейф Исторического музея в Москве, а затем в 1920 г. часть печатей пропала вместе с украденным на Николаевском (Московском) вокзале в Петрограде чемоданом. Наконец, в 30-е гг. после произвольной реорганизации созданного и возглавлявшегося Н. П. Лихачевым Музея палеографии, боль- шипство печатей перешло в Государственный Эрмитаж, куда позднее, в 50-е гг. были переданы и почти все печати, остававшиеся в архиве Ленинградского отделения Института истории АН СССР, правопреемника Музея палеографии.

Почти, но не все. В Западноевропейской секции архива ЛОИИ АН СССР (ныне Санкт-Петербургский филиал Института российской истории Российской Академии наук) остались 299 печатей (в том числе 10 серебряных, а также копии и подделки), 21 пломба, тессера и литая копия с неустановленных оригиналов, 6 свинцовых пластин с надписями и 287 гипсовых слепков и муляжей, изготовленных по заказам Н. П. Лихачева в различных европейских хранилищах печатей. Можно предполагать, что одни печати не были взяты в Эрмитаж из-за их физического состояния, поскольку были затронуты коррозией свинца, а вот другие - другие остались лежать в неприметном, оклеенном серой бумагой ящичке, стоявшем на полке рядом с архивными «картонами», который волею судеб укрылся от взоров людей, занимавшихся передачей печатей в Эрмитаж. Несколько лет назад ящичек был открыт, хранившиеся в нем более шестидесяти лет свертки развязаны и развернуты автором этих строк, после чего все печати отреставрированы и законсервированы трудами эрмитажных мастеров-реставраторов, и надо отметить, что высокопрофессиональная реставрация в ряде случаев дала возможность уточнить или восстановить чтение надписей, яснее разглядеть изображения на печатях.

В этой коллекции хранятся вислые металлические печати, представляющие все латинское Средиземноморье (см. карту «Историческая топография печатей коллекции»): латинский Восток, Италию (в том числе римско-католическую церковь и Венецию), Южную Францию (включая Авиньон и папский комитат Венессен) и Испанию, а также часть византийского мира - как в достаточно представительных сериях (печати пап и венецианских дожей), так и в редчайших экземплярах. Среди этих последних: печати пап VII - IX вв. без изображений, печать епископа Равенны Дамиана конца VII - начала VIII вв., печать герцога Беневента Ги- зульфа II середины VIII в., печать вице-комита Триполи Иоанна середины XIII в. с необычным изображением орла, печать папы Григория XII с изображением «всевидящего ока», печать с редким титулом «магистр камерарий», неизвестная в литературе печать с изображением св. Варфоломея и надписью «Henricus Polarius », печати двуязычные с примечательной палеографией надписей. Современная сигиллография уделяет пристальное внимание собиранию сведений обо всех имеющихся в мире собраниях и коллекциях печатей и составлению и изданию каталогов и описаний таких собраний и коллекций. Целью такой работы является создание по возможности полного свода данных обо всех доступных для изучения сфрагистических памятниках — как подлинниках, так и копиях и подделках, свода, который сможет послужить достаточно твердой почвой для последующих выкладок, гипотез, теорий и типологий. С этой целью сообразуется и необходимость публикации полного научного описания коллекции Н. П. Лихачева, сведения о которой отсутствуют в фундаментальном издании «Путеводитель по Архиву Ленинградского отделения Института истории» (М.; Л., 1958): коллекция в двух основных разделах (папские печати и печати венецианских дожей) сопоставима с соответствующими разделами сфрагистических собраний крупнейших музеев и архивов мира и предоставляет единственную в России возможность для исследователей не по альбомам, а наглядно и непосредственно познакомиться со значительными по важности и размерам группами памятников. Публикация также послужит важному делу создания более целостного представления о выдающемся научном замысле «великой дипломатической выставки», который стремился осуществить Н. П. Лихачев вплоть до той зимы 1929-1930 гг., когда в январе он был арестован. Но, разумеется, не только о замысле, но и о неотступной работе по его осуществлению: помимо полного описания всей коллекции публикация включает в себя все сохранившиеся записи ученого, оставленные им на свертках и пакетиках с печатями и содержащие пометы, заметки и соображения о той или иной печати — иными словами, приуготовительные материалы к задуманным им исследованиям.

Данный текст подготовлен для ежегодной студенческой научно-практической конференции и как материал для статьи.

Примечание: Статья не была опубликована.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: