Предание о городе Карачеве Брянщина




Введение: 2

Предание о городе Карачеве Брянщина 4

Чашин Курган: 5

Брянская легенда. Соловей-разбойник и Илья Муромец. 8

Святое озеро: 11

5.Река НЕРУССА: 12

Куликовская битва. Пересвет Брянск. 14

Душа - в дереве Брянщина 16

Заключение: 17

Список использованной литературы: 18

 

 

Введение:

Легенды и предания - жанры устной народной прозы, повсеместно распространенные среди разных слоев современ­ного населения, и в том числе на Брянщине.

Легенда, записанные на Брянщине, как и повсеместно, религиозны: рассказывается в них по преимуществу о таких сторонах жизни, которые в той или иной форме отражены в Библии, житиях святых и прочей религиозной литературе.

Брянские предания не дают, к сожалению, широкой пано­рамы местной истории и топонимики. В ходе собирательской работы нами было обнаружено всего лишь несколько преда­ний о древнем прошлом Брянского края. Наиболее интерес­ным из них является предание о городе Карачеве (151), отно­сящееся к периоду татаро-монгольского нашествия. К этой группе относятся упоминания о царе Алексее Михайловиче и гетмане Богдане Хмельницком (147), а также несколько глу­хих воспоминаний о заселении в XVI-XVII вв. Брянского края украинскими, белорусскими и русскими переселенцами (см. 155, 157 и отчасти 160). В ходе записей было обнаружено так­же несколько очень интересных преданий, относящихся к эпо­хе Петра Первого. Это, например, предание о поездке Петра к Полтаве, во время которой сломался верстомер его кареты (144), о возникновении названия села Царёво (152), а также о строительстве по повелению царя большака между брянскими селами (145). К этой же группе относится и предание о наиме­новании Екатериной Второй села Каменки (159) и др.

Некоторые предания напрямую связаны генеалогией ста­ринных дворянских

на Брянщине и несколько преданий, связанных с религиозным культом. Среди них - предание о бывшем За-брамском монастыре и перипетиях его судьбы (147) и два пре­дания о святых местах - "Монахова криница" и "Святой ис­точник" (146, 149). Особый интерес среди этой группы преда­ний вызывают "Святое озеро" и "Надошник" (148, 150), напо­минающие популярное предание о граде Китеже и озере Свет-лояре

(не исключено, что брянским рассказчикам оно было известно). Сюжет первого предания относится к недавнему прошлому. Издавна стояла в лесу небольшая церквушка, но фашисты решили ее разрушить. Когда родов. Относится это, например, к расска­зам о селах Дохновичи, Брахлов, Страчово, Казиловка.

Записано же они пришли к ней, то на ее месте нашли глубокое озеро (церковь опустилась на дно и только временами в ясную погоду "отблёскивают" ее купола). Сюжет другого предания - "Надошник" - развернут дальше: после того, как церковь (другая) опустилась на дно озера, по нему стали плавать странные сгустки, которые ока­зались целебными.

 

 

Предание о городе Карачеве Брянщина

Давно это было, еще когда монголы на нашу землю приходили. Города и сёла они тогда жгли, людей убивали, а деревья вырубали. Подошли они к нашему городу, хотели и его разорить, да крепко могучи были вокруг деревья. И такой частый лес был тогда кругом, что за десяток шагов ничего не увидишь. Никто из ихних воинов так и не смог ни одного дерева повалить. Рассердился тогда их хан-командир и приказал отступить.

А город с тех пор стали называть Карачевым. По-ихнему, это-"чёрный лес".

Есть в Карачевском районе село Одрино, и живут там старожилы, предки которых испокон веков заселяли земли Брянщины и Орловщины.
Из поколения в поколение передаются предания предков, легенды обрастают новыми подробностями и узорами. Наша задача - записать эти предания у старожилов и передать своим детям и внукам, чтобы они, в свою очередь, поведали о них своим потомкам и так далее, до скончания веков.
К сожалению, Брянская область сохранила мало исторических преданий, а легенды, большей частью, страшные. Но есть несколько интересных, связанных с названиями городов и рек, и одна из них, короткая, о названии Карачева.

 

 

2.Чашин Курган:

Курган находится при впадении реки Болвы в Десну, на развилке двух древних и важных водных путей: один шёл от Киева с выходом на Волгу, другой в нынешнюю Смоленщину.
Чашин курган. Здесь было основано первое укреплённое поселение, вокруг которого постепенно вырос город – Брянск.
Археологи работали на Чашином кургане с конца XIX века, но лишь в 1976 году Федор Заверняев пришел к выводу, что здесь находился первоначальный Брянск. Мысль спорная, и ряд историков выступает против этих умозаключений, несмотря на то, что находки Заверняева подтвердили: вокруг Чашина кургана было торгово-ремесленное поселение. Однако находки эти датированы концом XI, а никак не X века. Древний археологический памятник Чашин курган ныне расположен в Бежицком районе Брянска, возле улицы Городищенской, получившей свое имя от села Городище.

И хранят вековые дубравы Колыбель твою, Чашин курган.Наших пращуров ратную славу Сохранил в своих песнях Боян.

Чашин курган.
«Хорошее место, доброе. Будет, где дружине отдохнуть...» Видимо, именно с такими словами киевский наместник впервые вступил на берег будущего поселения. В обозримой дали — глухие леса, в которых затаилось мощное и воинственное племя славян-вятичей. Воины устали от долгого водного перехода из Киева в северо-восточные русские земли. Место, позднее названное Чашиным курганом, показалось им наилучшей стоянкой. Здесь легендами дышит каждый камень, каждая травинка. Это возвышение с высоты птичьего полета напоминает большую чашу, отсюда и название.
На Чашином кургане пересекались важные водные пути — Болва впадала в Десну, получался перекресток.
Немногим позднее здесь выросла крепость.
Во время раскопок в конце 70-х годов ХХ века на Чашином кургане обнаружились очень интересные находки — свидетельство того, что поселение было незаурядным. Во-первых, было найдено много предметов импорта: фрагменты стеклянной посуды, осколки византийских амфор, или корчаг, и стародонных сосудов, в которых привозили вино, а также нательные крестики-мощевики. Последний факт свидетельствует: первые жители поселения на Чашином кургане были христианами. Кроме того, среди находок медное писало — палочка для письма на вощеных дощечках. Значит, наш первый город действительно был неким культурным центром. Дремучие, на первый взгляд, вятичи оказываются грамотными людьми!
Построенный город погиб от пожара, а раскопки на месте крепости позволили установить более или менее точное время трагического события: в валу торчал наконечник стрелы, пущенной с реки монголо-татарским лучником. Археологи предположили, что время гибели крепости — 1238 год, период монголо-татарского нашествия.
Чашин курган это как бы естественная крепость на крутом берегу Десны, огражденная с двух сторон склонами глубоких оврагов, а с третьей - лесом. Поселение было обнесено деревянным частоколом. До наших дней сохранился кольцевой земляной вал и ров, отделявший городище от леса.
Крепость занимала, как сказали бы сейчас, стратегически важный пункт на слиянии рек Десны и Болвы. С ее стен местность просматривалась на многие километры вокруг. С реки же поселение было незаметным, как бы скрывалось в густых прибрежных дебрях. Видимо, от этого и пошло название города - Дебрянск, Брынь, Брянск.

Археологи работали на Чашином кургане с конца XIX века, но лишь в 1976 году Федор Заверняев пришелк выводу, что здесь находился пер- воначальный Брянск. Мысль спор- ная, и ряд историков выступает против этих умозаключений, несмотря на то, что находки Заверняева подтвердили: вокруг Чашина кургана было торгово-ремесленное поселение. Однако находки эти датирова-ны концом XI, а никак не X века.Остатки укрепления на Чашиномкургане прекрасно сохранились досих пор. Даже сейчас толщина вало-вого основания — 18 метров, высо-та — 8 метров. Прибавьте еще деревянную стену, мощные ворота…Это был настоящий крепостной замок, типичный для Древней Руси.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: