Этика профессиональной деятельности




Руководство к изучаемому курсу

Целью изучения элективного курса «Этика профессиональной деятельности» является усвоение знаний, необходимых для формирования нравственно-духовной культуры.

Требования к знаниям и умениям аспиранта:

– понимать особенности этического и морально-нравственного знания;

– знать содержание высших морально-нравственных ценностей: морального идеала, добра и зла, долга, справедливости и несправедливости, совести, чести и достоинства, счастья и несчастья, смысла жизни;

– строить свое поведение, ориентируясь на высшие морально-нравственные ценности;

– иметь представление о важных для его жизни морально-нравственных отношениях: любви и дружбе;

– знать нравственно-психологические основы общения;

– уметь вызывать положительное отношение к себе во время общения.

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые для усвоения аспирантами учебного курса «Этика профессиональной деятельности».

 

Успех человека в жизни опирается на два основания: профессиональная деятельность и умение ладить с людьми. Профессиональные знания, умения и навыки мы осваиваем, изучая различные специальные дисциплины. Знания и умения по выстраиванию положительных отношений с другими людьми и собой мы осваиваем, изучая предлагаемый предмет: на всю жизнь мы получаем, изучая этику; а на каждый день – этическую культуру общения.

 

1. Этические основания науки

Предмет, структура и функции этики

1. Особенности предмета этики. Этика есть философское учение о морали, должных отношениях между людьми. В этом плане этическое знание отличается, например, от физического знания, относящегося к закономерным отношениям между природными объектами тем, что в первом случае речь идет о наделенных сознанием и волей существах, а во втором случае – о существующих вне и независимо от сознания вещах, их свойствах, процессах и отношениях. Физическое знание само по себе не меняет предмет, изменяется только наше знание о нем. Этическое знание меняет свой предмет: человека, более того, формирует его.

Рассмотрим особенности морали как предмета этики. Жизнедеятельность всех биологических существ генетически запрограммирована. Человек направляется к поставленной им самим цели, т.е. идеальному образу будущего результата деятельности, построенному до первого действия. Цель является и началом, и концом человеческих действий, будучи в первом случае мысленным образом, а во втором – его воплощением, или результатом. Значит, человек живет по нормам, которые он сам себе задает. Животным присущ врожденный запрет на убийство себе подобных, человек, к сожалению, преодолел этот барьер. Многочисленные индивидуальные и групповые, социальные конфликты со смертельным исходом служат подтверждением этой печальной особенности человеческого рода. С другой стороны, он воспринимает всякое свое конкретное состояние как недостаток, стремится подняться над самим собой, стать лучше. Стремление к совершенству есть отличительная черта человека. Мораль и есть отношение человека к себе в перспективе собственного стремления к совершенству.

Замкнутость человеческого поведения на идеал, совершенство указывает на существование в человеческом поведении особого слоя, который не умещается в границы закономерности причинности или полезности. Действительно, природные явления подчинены причинно-следственной связи, а многие человеческие поступки – достижению полезного эффекта. Однако есть такие поступки, которые порядочный человек не совершит ни за какие деньги. Нет такой корысти, которая оправдала бы предательство друга, измену Родине, потому что дружба и любовь к Родине ценны сами по себе. Более того, люди идут на смерть за свои убеждения, считая их важнее жизни. Мораль есть область духовно-ценностного и бескорыстного в человеке. Она не выводится из обстоятельств и не сводится к ним, а имеет автономный, самозаконодательный характер.

Поскольку точкой отсчета морали является идеально совершенное состояние человека, то она не может не находиться в отрицательном отношении к любому реальному его состоянию, которое всегда конечно, ограничено. Поэтому моральные требования всегда имеют характер запретов. Положительная их формулировка означала бы абсурд сосчитанной бесконечности.

В человеке можно выделить три составляющие: тело, душу и дух. С одной стороны, существуют житейские влечения, выражающие потребности тела; с другой стороны, существует духовное стремление к совершенному состоянию. Первые воплощаются в материально-социальных формах человеческой жизни, вторые – в духовно-социальных ее формах. Если тело есть материально-предметное начало в человеке, а дух – начало идеального совершенства, то душа представляет собой человеческое в человеке. Душа – это сфера пересечения житейских влечений и духовных стремлений, их переход друг в друга. Человек в душевной сфере имеет три состояния движения: перемещается в сторону все большего преобладания житейских влечений, пытается удержать существующее соотношение между житейскими влечениями и духовными стремлениями или, наконец, движется от низшего к высшему, достигая гармонии между житейскими влечениями и духовными стремлениями на более высоком уровне совершенства. Мораль связана с последним состоянием движения души.

Отношения между людьми всегда строятся по поводу чего-то конкретного. По поводу воспроизводства личной жизни возникают семейно-брачные формы социального бытия. По поводу сохранения и развития материально-социальной жизни – экономические отношения. По поводу сохранения и развития духовно-социальной жизни – наука, искусство, философия и религия. Зададимся вопросом: что останется в отношениях между людьми, если полностью «вычесть» из них это конкретное «что-то»? Останется только отношение собственно человеческой связи между ними, изначальная нацеленность людей друг на друга, которая существует до всяких конкретных отношений, более того, является условием их возможного существования. Иными словами, останется стремление к гармонии отношений между людьми, порождаемое необходимостью их совместного выживания и совершенствования. Это и есть предмет морали.

 

«Золотое» правило нравственности.

Мораль лежит в основе всех конкретно-социальных отношений между людьми как гармонически соединяющее их начало. И тут мы сталкиваемся с основным парадоксом, противоречием морали. С одной стороны, требования морали объективны, т.е. не зависят от нашей воли и желания, необходимы, т.е. обязательны для выполнения, и всеобщи, т.е. не имеют исключений. С другой стороны, моралью обладает только тот, кто имеет свободу воли, волен поступать, как он хочет. Без личной свободы, свободы воли человек не был бы человеком. Но моральная свобода в том же смысле принадлежит всем людям и необходима, как и моральные требования, в противном случае она не была бы свободой. Единство личной свободы и объективной, общей необходимости составляет характерную особенность морали.

Каким образом возможно единство личной свободы и обязательной для всех людей необходимости? Если мораль, опирающаяся на свободу какой-либо личности, является общим законом, то он внешним образом ограничивает свободу других индивидов, делает их несвободными. Если сама личность оказывается в зоне действия такого же закона со стороны другой личности, она тоже теряет свою свободу. Решение возникшей проблемы: индивидуальная воля свободна не тогда, когда она свое содержание выдает за общее, а тогда, когда она учитывает и уважает границы свободы другой индивидуальной воли. Безусловный моральный закон, опирающийся на индивидуальную свободу, для самой личности существует реально, для других людей – идеально. Моральная личность обращается к общему закону не для того, чтобы предъявить его другим, а для того, чтобы избрать его в качестве закона собственной воли.Рассмотрим единство личной свободы и всеобщей необходимости на примере золотого правила нравственности. Оно возникает в разных культурах приблизительно в середине первого тысячелетия до нашей эры. Везде оно имеет схожую формулировку, например, в Евангелии от Матфея: «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»; в русской пословице: «Чего в другом не любишь, того сам не делай». Всеобщая и обязательная часть золотого правила в идеальной форме относится ко всем людям: как хотите, чтобы с вами поступали люди; чего в другом не любишь. Всеобщая и обязательная часть золотого правила в форме реального предписания обращена к индивиду: поступайте и вы с ними; того сам не делай. В первой части золотого правила речь идет об идеальном моральном законе, во второй части – о реальном моральном действии, поступке.

Особая структура золотого правила позволяет проверять моральность того или иного поступка. Перед конкретным моральным действием необходимо мысленно испытать его на соответствие всеобщей и общеобязательной моральной норме. Вы должны представить себе, захотели бы вы сами, чтобы в отношении вас совершили такой же поступок, или нет. Для этого надо не только поставить себя на место другого, но и его поставить на свое место – поменяться с ним местами. Допустим, вы хотите сделать тот или иной поступок в отношении другого человека, а если он сделает такой же поступок в отношении вас, согласны ли вы доброжелательно его принять? Если «да», то ваш поступок нравственен, если «нет», то ваш поступок безнравственен.

Обязывающая сила морали опосредствована свободным выбором, но, будучи выбранной, она становится жизнью. Человек не постигает мораль, он «проживает» ее. Мораль необходима человеку, так как в каждой конкретной ситуации своей жизни он снова и снова вынужден выбирать между моральным и неморальным поступком. Мораль говорит не о том, что было, есть и будет. Она говорит о том, что должно быть. Моральные утверждения нельзя проверить ни на достоверность, ни на практическую эффективность. Моральные утверждения можно проверить только волевыми усилиями, направленными на их осуществление. Поэтому мораль имеет обязывающий характер.

Итак: человеческое поведение определяется двумя началами: моральной необходимостью и житейской необходимостью. Они могут существовать только вместе, только в паре. Человеческая культура потому и является культурой, что признает законность обоих стремлений человека: стремления к духовно-нравственному совершенствованию себя и своих отношений с другими людьми и житейского стремления, обязывающего заботиться об удовлетворении телесных потребностей и собственном благополучии. Поиск гармонического единства между ними в каждом конкретном случае, в целостности всей жизни и есть суть морали как предмета этики, морально-нравственная проблема и задача каждого человека.

 

Функции морали в обществе.

Мораль выполняет три основные функции: гуманизирующую, регулятивную и императивную. Гуманизирующая функция морали выражается в том, она развивает в человеке собственно человеческое отношение к себе и себе подобным. Регулятивная функция – в том, что она упорядочивает нравственные отношения между людьми. Императивная функция – в том, что мораль обладает повелительным характером по отношению к реальному поведению каждого конкретного человека. Если мораль указывает на то, каким должно быть поведение людей, то нравственность есть реальное поведение людей, поэтому этика – это философское учение о морали и нравственности.

«Если я не знаю основ нравственности, наука об окружающем мире не принесет мне утешения в тяжкие минуты жизни, а вот основа нравственности утешит и при незнании науки о предметах мира» (Паскаль).

«Живи и для других, если хочешь, чтобы другие жили для тебя» (Буаст).

«Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания» (Хьюз).

 

2. Высшие морально-нравственные ценности

Добро и зло

Добро в предельно общей форме обозначает должное и нравственно положительное, а зло – нравственно отрицательное, предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной реальности. Содержание добра обусловлено идеалом нравственного совершенства отношений к себе и к другим: добро – то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. Что лежит в основе добра и зла?

Развитие сообщества людей, с одной стороны, идет путем наращивания их индивидуального потенциала, а с другой стороны – укрепления связей между ними. Первая тенденция приводит к возникновению неравенства, социальной иерархии; вторая связывает людей узами взаимного доверия, симпатии, одинакового достоинства. Одна функционирует как постоянное соревнование, конкуренция, борьба за первенство, побуждает быть в напряжении, постоянном усилии; другая видит в каждом человеке существо, равное себе, ориентирована на дружбу с ним, уважение к нему, помощь и поддержку.

Согласование этих противоположных тенденций и обеспечивает мораль, добрые отношения человека с другими людьми и самим собой. Следовательно, в случае их рассогласования, ухода поступков в ту или иную крайность, появляется зло. Оно оказывается результатом либо насильственного неравенства, либо – такого же насильственного приравнивания людей друг к другу.

Отсюда следуют два типа зла: 1) такое господство человека над другим человеком и окружающим его миром, которое несет им вред и разрушение; 2) такое подчинение человека другим людям и внешним обстоятельствам, которое ведет к деградации собственных физических и душевно-духовных качеств. Соответственно этому различаются два крайних «полюса», к которым в той или иной степени тяготеют люди, а именно, агрессивный тиран и покорный страдалец. Агрессивность связана с насилием, гневом и ненавистью, жестокостью. Покорность – с малодушием, трусостью, неспособностью переносить физическую боль или удержаться от соблазнов, преодолевать страх и трудности. Развитие человеческой морали и нравственности шло по линии обуздания агрессивности и преодоления покорности.

Человек обладает мышлением, чувствами, волей и верой. Каждая из этих способностей при чрезмерном развитии вызывает отрицательные морально-нравственные последствия. Преобладание мышления – эмоциональное очерствление, нравственное безразличие. Доминирование чувств – безудержное стремление к наслаждениям. Преобладание воли – склонность к насилию над другими людьми. Доминирование веры – религиозный или идеологический фанатизм. Аморализму, безнравственности противостоит только гармоническая целостность внутреннего мира личности.

 

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая другая наука приносит лишь вред» (Монтень).

«Злое влечение похоже сначала на странника, потом на гостя, наконец, на хозяина» (Талмуд).

«Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, – тем, чего устранить не может, но не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти» (М.Аврелий).

 

Долг

Долг – это общественная необходимость, выраженная в таких моральных требованиях, в которых она выступает перед нравственной личностью. Это превращение требования морали в личную задачу конкретного человека. Личность осознает обязанности перед собой и другими людьми, реализуя их в своей нравственной деятельности.

В долге выражается императивная, повелительная сторона морали. В этике существуют две концепции долга. Согласно первой из них человек совершенен, поэтому главная его задача – стараться не уклониться от пути добра. По второй концепции человек несовершенен, поэтому главная его задача – неукоснительно следовать долгу. Каждая из концепций относится к своему кругу людей, обладающих соответствующими ей морально-нравственными качествами. В обеих концепциях нравственная задача решается преодолением себя или внешних обстоятельств.

Моральное требование не только всеобще, но и абсолютно, т.е. беспристрастно, одинаково относится к различным людям в одной и той же ситуации; и надситуативно, т.е. одинаково относится к одному и тому же человеку в различных обстоятельствах.

От долга отличается склонность – способность человека совершать поступки по внутренней потребности, личному желанию, которое часто противоречит долгу. Например, одному человеку присуще влечение делать добро преимущественно себе, другому – окружающим их людям. В первом случае человек склонен нанести моральный вред ближним, во втором случае – себе. Долг же требует от человека силой воли выдерживать оптимальный баланс между своими и чужими интересами. Моральное совершенствование заключается в последовательном превращении долга в склонность. По-настоящему, долг противостоит только соблазну, влечению к нарушению моральной нормы, закона, регулирующего движение людей в душевно-духовном пространстве человечности.

 

«У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга» (Тургенев).

«Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь» (Л.Толстой).

«Помышляй не о том, что ты можешь сделать, а о том, что ты должен сделать» (Клавдиан).

 

Справедливость и несправедливость

Это ценностно-оценочные понятия, характеризующие должное и недолжное распределение добра и зла между людьми, между деянием и воздаянием. Аристотель выделил два типа справедливости: распределительную, по заслугам и уравнительную, всем одинаково. В России высоко ценится уравнительная справедливость, «око за око, зуб за зуб». Но возмездие за убийство по принципу уравнительной справедливости не восстанавливает прежнее равенство, так как за пределами этого равенства остается злая воля убийцы.

Американский философ Дж. Ролз выдвинул два принципа справедливости:

1.Каждый человек должен обладать равным правом на свою свободу, совместимую со свободой других людей. Социальное и экономическое неравенство должно быть таким, чтобы от них можно было бы ожидать преимуществ для всех.

2.Доступ к положениям и должностям должен быть открыт для всех.

Отсюда следует, что равенство не всегда предпочтительнее неравенства. Например, оно неприемлемо, если достигается ценой ограничения личных свобод и принудительно низким уровнем жизни. Неравенство в богатстве предпочтительнее, если существует такая компенсация, как прогрессивный налог, позволяющий частично перераспределить богатство в пользу самой бедной части населения страны.

Идея справедливости относится и к эквивалентному отношению между правами и обязанностями человека: обязанности его соответствуют правам, и наоборот. Но неверно утверждать, как это иногда делается, что права человека определяются его обязанностями. Тогда чем больше у человека обязанностей, тем больше у этого человека прав. Иначе говоря, права человека прямо пропорциональны занимаемой им позиции в иерархии властной «пирамиды».

 

«Справедливый человек – не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым» (Менандр).

«Несправедливость, допущенная по отношению к одному лицу, является угрозой всем» (Монтескье).

«Быть добрым совсем нетрудно: трудно быть справедливым» (Гюго).

 

Совесть

Совесть – это ценностно-оценочное понятие, характеризующее способность личности осуществлять самоконтроль, т.е. самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она есть всевидящее, всезнающее и всемогущее начало душевно-духовной жизни каждого человека, которое действует даже тогда, когда рядом с ним никого нет. Она выше чувств, выше разума, выше самой воли человека, преступившего ту или иную моральную норму. Когда говорит совесть – все молчит. Все простирается ниц перед гласом разгневанной совести.

Существуют три вида совести: действующая, догоняющая и невостребованная совесть. Действующая совесть контролирует поведение человека до поступка, догоняющая – после проступка, когда на него обрушиваются муки совести. Невостребованная совесть присуща человеку тоталитарного общества, отдавшему все функции распоряжения собственной жизнью, в том числе совесть, представителям власти.

Совесть – это внутренняя форма существования долга, с которой не совпадает другая сторона человеческого бытия: склонность. Разум может обслуживать и ту, и другую сторону. Поэтому наряду с беспощадным голосом совести во внутреннем мире человека слышен и голос разума склонности, проявляющийся в уговорах совести. Эти уговоры легко узнать по автоматически возникающим в голове под действием эгоистической склонности фразам: «…никому не повредит…» (мне не повредит); «…разумный компромисс…» (полезный для меня компромисс); «это поможет моим близким» (повредит другим людям). В скобках представлен их моральный смысл.

Итак, совесть есть ответственность перед самим собой, как носителем высших морально-духовных ценностей. Совесть – голос человечества, звучащий во внутреннем мире каждого из нас. Но развитие этого голоса зависит от морально-нравственных усилий самого человека по овладению духовной культурой всего человечества.

 

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, соотнесение наших поступков с этим законом» (Кант).

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что обладают короткой памятью» (Л.Толстой).

«Всегда будь воли своей хозяином, совести же рабом» (Эшенбах).

 

Честь и достоинство

Достоинство – понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как моральной личности. С одной стороны, на достоинстве основываются требования человека к себе, запрет на совершение поступков, находящихся ниже своего достоинства. С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к себе, признания своих прав и возможностей.

Честь – достоинство, связанное с конкретным общественным положением человека, принадлежностью его к определенной социальной группе. Если достоинство исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то честь, наоборот, оценивает людей дифференцированно, в зависимости от их положения в обществе, что находит свое проявление в репутации. Репутация – это сложившееся у окружающих людей мнение о нравственном облике того или иного человека, социальной группы. Она опирается на знание о предшествовавшем поведении, обнаруживает себя в признании заслуг и ожидании соответствующих этим заслугам поступков. Честь требует от человека или социальной группы поддерживать свою репутацию.

 

«Не то жалко, что человек родился и умер, что он лишился своих денег, дома, имущества: все это не принадлежит ему. Но жалко, если человек теряет свою истинную собственность – свое достоинство» (Эпиктет).

«Раб зависит только от своего господина, честолюбец – от всех, кто способен помочь его возвышению» (Лабрюйер).

«Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать – свою честь» (Гюго).

 

Счастье и несчастье

Счастье (несчастье) – такое состояние человека, которое соответствует наибольшей (наименьшей) внутренней удовлетворенности условиями своего существования. Иными словами, счастье (несчастье) есть ощущение полноты (дефицита) своих физических и духовных сил в их человеческом применении.

В счастье выражена желаемая сторона человеческого бытия. Каждый человек стремится к освещенному счастьем отношению с собой и другими людьми. Какие же условия ему способствуют? Счастье, например, трудно совместимо, как с нищетой, так и с богатством. Действительно, богатому человека гложет забота о том, чтобы не потерять с таким трудом нажитое состояние. Какое уж тут счастье! Поэтому счастье сопряжено не с большим богатством, а с достатком. О странном заблуждении, связывающем представление российских людей о счастье с ничегонеделанием, говорил еще Л.Толстой. Конечно, оно – результат многовековой жизни в авторитарном обществе, где всегда ущемлялось право личной свободы и собственности на результаты своего труда. Избавление от этого недостатка – важное условие прогресса российского общества. Для счастья необходимо также соответствие жизни с чертами своего характера. В наше время многие люди стремятся найти счастье за границей, получить готовым созданный другим народом высокий уровень материального и духовного благосостояния. Но вместе с собой они перевозят свои привычки в страну с привычками совершенно другого образа жизни, и конфликт между ними омрачает их повседневное существование. Счастье высокого уровня материальной и духовной жизни нужно выращивать рядом с собой.

Все люди стремятся к счастью, но никто по дороге к счастью не может избежать несчастья. Что же делать в состоянии несчастья? Л. Толстой говорит: подумай, как много худшего могло бы с тобой случиться и случается с другими людьми; вспомни прошлые, огорчавшие и мучавшие тебя, события, о которых сейчас ты судишь спокойно и равнодушно; наконец, считай событие, что огорчает и мучает тебя, только испытанием, на котором ты можешь проверить свое мужество. Человек, прошедший испытание несчастьем, готов к счастью.

Вместе с тем, счастье – пугливое создание. Оно не приходит к тем, кто подступает к жизни с чрезмерно завышенными требованиями; к тем, кто постоянно возвращается к переживанию оставшихся в прошлом проступков; к тем, кто уничижительно относится к самому себе. Оно быстро покидает тех, кто стремится к преходящим целям. Счастье приходит к тем, кто реалистически относится к жизни, кто извлекает уроки из прошлого и поглощен заботами сегодняшнего и завтрашнего дня, кто имеет в своей душе непреходящие ценности истины добра и красоты.

 

«Чистое счастье может дать только добрый поступок» (Паласио).

«Человек никогда не бывает так сильно счастлив или так сильно несчастлив, как это кажется ему самому» (Ларошфуко).

«Счастливы лишь те люди, которым удается заниматься делом, доставляющим им удовольствие» (Керн).

 

Проблема смысла жизни

Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубокие основания его внутреннего мира. Осознание обреченности на смерть иногда вызывает ощущение бессмысленности жизни, оно, в свою очередь, порождает безответственное, безнравственное поведение как результат морально неосмысленной и духовно не преодоленной мысли о смерти.

С другой стороны, постижение нравственного смысла жизни и смерти дает моральному сознанию человека четкий критерий для оценки всех человеческих поступков. В философии античного стоицизма был сформулирован принцип memento mori (помни о смерти), предлагающий поступать так, будто дело, которое человек делает, или слово, которое он произносит, являются последними из тех, что ему дано свершить или сказать. Конечность жизни, следовательно, побуждает людей не совершать поступков и не говорить слов, которые невозможно исправить. Содержание принципа memento mori состоит в ответственности за каждое дело, за каждое слово.

Остается, правда ключевой вопрос: во имя чего я должен нести бремя этой ответственности? В личном плане он становится проблемой смысла жизни: зачем я живу? Прямолинейное материалистическое решение этой проблемы, а именно, с той же необходимостью, с какой природа уничтожит дух, она возродит его в другом месте и в другое время, неудовлетворительно для личного сознания. Неудовлетворительно, потому что вынуждает согласиться с идеей полного уничтожения индивидуального сознания, с бессмысленностью его личного бытия. Намного лучше религиозное решение проблемы смысла жизни. Оно заключается в допущении существования положительного абсолютного духовного бытия, Бога, порождающего мир и человека. Истинно верующий человек творит добрые дела, а после смерти тела его душа возносится к Богу и получает личное бессмертие. В приобщении к Богу и состоит смысл жизни верующего человека. Религиозное решение проблемы смысла жизни неудовлетворительно из-за несовместимости со всей совокупностью научных знаний о мире.

Есть ли полноценное нерелигиозное решение проблемы смысла жизни? На наш взгляд, есть. Оно заключается в реальном существовании духовного абсолюта, образующем слитность высших духовных ценностей: истины, добра и красоты. Идеал этого духовного абсолюта не только передается от поколения к поколению, но и аккумулирует в себе лучшие духовно осмысленные результаты деятельности всех поколений, всех людей. Духовный абсолют – это создаваемая и собираемая по крупицам поколениями людей нетленная ценность истины, добра и красоты, которая порождает в каждом человеке «подъемную силу» духовного роста и обеспечивает ему индивидуальное бессмертие в меру его причастности к себе. Каждая человеческая жизнь после смерти высшими своими минутами и результатами «взлетает» и присоединяется к вечной жизни духовного абсолюта. В приобщении к ней и видим мы конечный смысл отдельной человеческой жизни.

Почему же говорят о необходимости постоянных размышлений о смысле жизни? Потому что наше представление о своих непрестанно изменяющихся и не полностью известных нам способностях – одно, а действительное их состояние и динамика развития – совсем другое. В максимальном сближении представления о наших способностях с реальным положением дел и состоит задача размышлений о смысле жизни. Ведь только истинное знание о своих дарованиях, умноженное на эффективность своих усилий, позволяет человеку осуществить предельно полную самореализацию и обрести в ней индивидуальный смысл жизни.

 

«Смотри на каждый день как на маленькую жизнь. Пусть каждая из этих маленьких жизней будет отмечена добрым поступком, победой над собой или приобретенным знанием» (Рёскин).

«Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже должен (потому что к этому его неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое» (Л.Толстой).

«У каждого человека должно быть то, что он мог бы любить, во что он мог бы верить, что давало бы смысл его жизни» (Л.Андреев).

3. Любовь и дружба – высшие формы бытия межличностных отношений

Дружба

Это взаимодействие людей, основанное на общности отношений и взаимной привязанности друг к другу. Друзей стоит отличать от знакомых. Со знакомым приятно провести свободное время, с другом – всю жизнь во всех ее радостных и печальных, даже горестных перипетиях. Дружба – это глубинное взаимопроникновение душ, поведений, наконец, жизней.

Что такое друг? Друг – товарищ по совместной деятельности и общим интересам. Друг – зеркало, с помощью которого я постигаю себя. Друг – тот, кто понимает меня. Друг – человек, обеспечивающий мое самораскрытие. Друг – мое второе «Я», alter Ego. Ему я доверяю как себе.

Самые важные неписанные правила дружбы: делиться новостями о своих успехах, выказывать эмоциональную поддержку, добровольно помогать в случае нужды, составлять другу приятное общество, быть уверенным в друге и доверять ему, защищать друга в его отсутствие. Несоблюдение этих правил считается уважительной причиной прекращения дружбы. Важные правила дружбы включают в себя: возвращение долгов и оказанных услуг, терпимость к остальным друзьям и отказ от назойливости, поучений. Эти правила могут нарушаться только при самых близких дружеских отношениях. Наконец, самый внешний «слой» дружбы образуют правила: отказ от критики друга и прочих его личных отношений, сохранение доверенных тебе другом тайн, уважение внутреннего мира и автономии друга. С соблюдением этих правил дружба может начаться, а с нарушением их пойти к концу.

Женская и мужская дружба имеет свои особенности. Если в мужской дружбе на первом месте стоит содержание совместной деятельности, то в женской – индивидуальная симпатия. Если мужская дружба обладает «вертикальной», иерархической структурой и ориентацией на собственный успех, то женскую дружбу характеризует «горизонтальная» структура, различие в степени близости и стремление сохранить гармонию межличностных отношений.

 

«Если хочешь, чтобы сердце другого человека принадлежало тебе, нужно отдать ему свое» (Голдсмит).

«Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки» (Лабрюйер).

«Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков, – сказал Лис. – И ты мне не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц.

Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете» (Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

 

Любовь

Это чувство, основанное на глубинной заинтересованности и склонности к предмету любви. Любовь может быть к объекту познания, предмету практической деятельности, живому существу, человеку, представителю другого пола. Остановимся подробнее на последнем виде любви. Любовь между мужчиной и женщиной есть такое отношение между людьми, когда один человек испытывает потребность к объединению и сближению с другим, отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления, добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им. В основе любви лежит прорыв к другому, как к своей сущности, воплощенной в другом, прорыв к лучшему в себе. Если друг – тот, кто положительно оценивается, если друга выбирают, то любимого не выбирают. Он дается человеку, как факт жизни, как сам мир.

Особенности любви. Любимый человек становится высшей ценностью, лишенной недостатков. Грязная скотница превращается под взглядом влюбленного Дон Кихота в прекрасную принцессу. Один человек становится дороже всех остальных. Резко меняется оптика мира. Серый плащ повседневности как бы спадает с вещей и людей, вдруг открывая их сокровенную прелесть, которая недоступна взгляду, не одухотворенному любовью. Само собой в любящей душе возникает стремление стать лучше, совершеннее; желание стать достойным возведенного на пьедестал любимого человека. В любви возникает поразительное ощущение слитности с любимым человеком. Сращенность любящих друг друга людей достигает такой степени, что происходит перенос чувств на расстояние, появляется экстрасенсорный эффект.

О происхождении любви существуют два древнегреческих мифа. В мифе об андрогинах рассказывается о том, что всемогущий Зевс создал первых людей, совмещавших в себе мужские и женские признаки. Но люди сравнительно быстро стали оспаривать у него власть над миром. Тогда разгневанный Зевс разрубил их на две половины: мужскую и женскую. И разбросал, перемешал половины по поверхности Земли. С тех пор одна половина ищет другую половину, чтобы с помощью любви соединиться друг с другом. В этом мифе выражена необходимо-единственная, закономерная сторона чувства любви. Миф о Купидоне посвящен случайной стороне любви. Действительно, Купидон – пухлый розовощекий малыш с луком и стрелами наугад посылает свою стрелу любви и тем самым поселяет любовь в сердце человека, в которого угодила стрела.

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: