Городская открытая конференция




«Актуальные проблемы образования и воспитания обучающихся государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений и государственных бюджетных нетиповых образовательных учреждений в сфере культуры Санкт-Петербурга
(опыт и инновации) »

 

 

Стендовый доклад на тему:

«Метапредметный подход
в обучении английскому языку студентов
СПО по специальности «библиотекарь»

 

Выполнили: Шмарцева Ирина Рудольфовна, преподаватель английского языка, СПБ ГБПОУ «Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий»

 

 

Санкт-Петербург

4 декабря 2019 г.


Метапредметный подход в обучении английскому языку студентов
СПО по специальности «библиотекарь»

«Великая цель образования –

это не знания, а действия»

Геберт Спенсер

В последние десятилетия и ученые теоретики и педагоги- практики постоянно занимались разработкой эффективных методов обучения и поиском новых подходов в разработке современного урока (занятия). Эта деятельность обусловлена постоянно меняющимися социально – культурными и образовательными реалиями. Результатом этой серьезной работы стала разработка новых образовательных стандартов.

Очень современно звучат сейчас слова великого ученого и педагога
К. Д. Ушинского: «Голова, наполненная отрывистыми бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин нечего не сыщет.” Поэтому в новых образовательных стандартах заложены понятие «метапредметный подход» и «метапредметные результаты». Попробуем разобраться в этих терминах. Я понимаю понятие «метапредметный», как надпредметный.

Рано или поздно каждый заинтересованный педагог сталкивается с двумя проблемами: первая, как мотивировать учащихся к изучению своего предмета и вторая, логично истекающая из первой, как делать так чтобы твои студенты осознано получали умения, необходимые в их дальнейшей жизни и особенно в их будущей профессиональной деятельности. И именно в этом нам помогают «метапредметные технологии», они позволяют нам учащимся и учителям не застревать в рамках информационных ограничений одного учебного предмета, а работать во взаимосвязи со знаниями других дисциплин, приходя к так называемому надпредметному основанию, которым будет сама деятельность учащихся и педагога. Особенно в учреждениях СПО интеграция учебных дисциплин, при грамотном применении, приводит не к усложнению, а к многократному увеличению эффективности работы учащихся и преподавателей. В своей педагогической работе для достижения требуемых результатов я предприняла следующие шаги:

1. Изменила и разнообразила формы учебных занятий.

2. Полностью изменила требования к построению урока.

3. Широко применяю межпредметные связи на своих занятиях.

4. Пересмотрела свою роль, как преподавателя.

Для формирования коммуникативной компетенции я применяю так называемый метод «геймофикации» т. е. применяю игровые технологии в неигровых ситуациях. Примером могут послужить уроки – игры «Встреча с писателем», «В библиотеке», уроки дискуссии «Книга или компьютер», уроки экскурсии, приготовленные самими учащимися «Библиотека британского музея», уроки исследования «Санкт-Петербургский университет и Оксбридж».

Студенты составляют кроссворды, представляют доклады, сопровождающиеся презентациями «Мой любимый писатель», составляют отзывы о посещении библиотек, театров, выставок, просмотре новых фильмов, составляют рекомендации о прочитанных книгах, участвуют в проектной деятельности. Здесь нельзя не вспомнить известную Китайскую поговорку «Скажи, и я забуду, покажи и я запомню, вовлеки и я научусь». Нужно отметить, что на уроках иностранного языка можно заниматься только краткосрочными проектами, остальные должны быть внесены во внеурочную деятельность, на которую я хочу обратить особое внимание.

Студенты и преподаватели нашего колледжа постоянно участвуют в ежегодных городских конкурсах по иностранному языку. Участие даёт возможность для применения различных форм и методов обучения, развитие межпредметных связей. Особенно интересно и полезно работать на первом этапе конкурса, где могут попробовать себя все желающие. Здесь важен не столько их уровень владения языком, а их заинтересованность и вовлечённость. Разнообразие номинаций позволяет команде участников проявить себя с наилучшей стороны, а это обязательно создаёт позитивный настрой и мотивирует к дальнейшему изучению иностранного языка.

Обязательным средством мотивации студентов выступают межпредметные связи.

Дисциплина «иностранный язык» открыта для использования содержания и других областей наук и содержания учебных предметов. Она «беспредметна», т.к. тематика и ситуации привносятся извне. «Точек соприкосновения» столько, сколько учебных предметов и дисциплин. Приведу пример: на четырёх уроках раздела «Библиотекарь – моя профессия» («Чтение - моё хобби» и «Британские писателя шотландского происхождения») я подключаю следующие межпредметные связи профессионального модуля: книжная выставка и рассказ о ней – «библиотековедение». Написание рекомендации о книге – «библиографоведение». Рассказ о жизни и о творчестве писателя, сопровождающийся презентацией – «библиотечный дизайн», декламация стихотворений на английском и русском языках – «основы постановочной деятельности» и «методика организации досуговых мероприятий». Составление анкеты для читателей – «библиотековедение» и «методика организации досуговых мероприятий». Преподаватель должен постоянно иметь достаточно и постоянно обновляемый запас знаний по дисциплинам профессионального профиля своего учебного заведения

Далее я хочу остановиться на т.к. «уроке по ФГОС», который часто становится объектом пассивного неприятия некоторых педагогов, не зависимо от их педагогического опыта. Я остановлюсь на самых, по моему мнению, «болевых точках». Понятно, что для достижения максимального заявленного результата необходимо тесное, активное сотрудничество учащихся и преподавателя на всех этапах занятия; начиная от объявления темы урока и целеполагания, чтобы учащиеся понимали зачем им нужно заниматься тем или иным видом деятельности. Активное сотрудничество продолжается и при осуществлении контроля на этапе закрепления. Я применяю взаимоконтроль и самоконтроль. На этом этапе преподаватель, доверяя своим студентам, выступает в роли помощника, а не контролёра или судьи. И наконец рефлексия, подведение итогов занятия. Здесь очень важна непрерывная обратная связь: «Что было трудно, а что слишком легко? Что интересно, а что нет». Очень важно, чтобы в конце каждого занятия студенты могли сами сказать: «Теперь я знаю, как»; «Теперь я могу». Приверженцы «традиционного» занятия мотивируют своё неприятие новых требований к уроку тем, что теряется очень много «драгоценного учебного времени на бесполезные рассуждения и даже рефлексию. Но если учащийся СПО не осознаёт для себя «зачем он это делает?», будет ли эффективна его деятельность на занятии. Вопрос риторический. Наши «партнёры» относятся к поколению «Digital native» (цифровой человек). Из самого названия понятно это люди, максимально приближенные к информации и отлично с ней работающие, не представляют жизнь без гаджетов и предпочитают книге – компьютер. Хочу дать некоторые подсказки для грамотного построения учебного занятия в дополнении к сказанному.

Во-первых, материал должен быть ярким, зрительным, т. к наши студенты отлично воспринимают визуальную информацию.

Во-вторых, учащимся нравится работать с компьютером, что является дополнительным мотивационным фактором.

И наконец, преподаватель не должен бояться показать, не знает чего-либо или знает хуже, чем его ученики: напротив, признав это мы позволим учащимся продемонстрировать свои знания, и они будут нам чрезвычайно благодарны, когда мы проявим неподдельный интерес. С таким явлением мы можем встретиться на занятиях, где ярко выражены меж предметные связи с дисциплинами, являющиеся профессиональными для профиля учащегося. Таким образом, мы неизбежно обращаемся к роли и задачам преподавателя. От него требуется постоянно обновлять свои знания, искать инновационные, нестандартные методы и формы организации учебной деятельности, одновременно преподавателю необходимо направлять свою деятельность на духовно нравственное и профессиональное воспитание в процессе обучения.

Современный преподаватель должен выстраивать свои отношения с учащимися, как с партнёрами, полноценными сотрудниками в общем деле, которое смогло бы объединить его с учащимися в единое целое, при этом повышая роль самостоятельной деятельности учащихся, в процессе обучения.


 

Список используемой литературы:

1. Асмолова А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолова. - Москва: Педагогика, 2009. - № 4.

2. Сапа А. В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС / инновационные проекты и программы в образовании / А. В. Сапа. - Москва: Роспечать, 2014. - № 2.

3. Коатс Дж. Дни поколения и стили обучения / Дж. Коатс. - Москва: НАИДО.

4. Морозов И. Пятёрка от Гессе. Игровая технология оценивания [Электронный ресурс] // Учительская газета. – 2019. – №11. – Режим доступа: https://www.ug.ru/archive/78143.

5. Метапредметный подход. Что это такое? / «Круглый стол» // Учительская газета. – 2011. – Режим доступа: https://www.ug.ru/article/64.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: