Индивидуализация или персонализация?




Тема «Индивидуализация и персонализация - реалии современности и образования»

Кальницкая Е.Н., старший вопитатель

МБДОУ детский сад «Белочка»

г.п. Федоровский

 

Участники

-представитель Министерства просвещения

-представитель педагогической науки

-представитель ассоциации психологов

-представитель педагогических работников ДОУ

-представитель от родительской общественности

 

Вступительное слово ведущего. Далее предлагается обсуждение темы с точки зрении участников круглого стола.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОТ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ

Индивидуализация Персонализация
Одинаковые цели для всех учащихся Разные цели для каждого учащегося
Применение разных дидактических подходов для достижения ключевых компетенций учащихся Применение разных дидактических подходов для развития персонального потенциала учащихся
Учебная программа определяется учителем Учащийся активно участвовует в создании своей собственной учебной программы
Фокус на когнитивном аспекте личности учащихся Фокус на всех аспектах личности учащихся, а не только когнитивном (эмоциональном, социальном, жизненном опыте и т.д.)
Фокус на знаниях и компетенциях, формальном и non-formal Фокус на знаниях, компетенциях, жизненных и трудовых навыках, также informal
Cамонаправляемое обучение — как дополнительный навык Самонаправляемое обучение — как фундаментальный навык
Учитель играет ключевую роль Наставник играет ключевую роль

 

Индивидуализация или персонализация?

 

В связи с движением педагогов в сторону индивидуальных образовательных программ обострились терминологические дискуссии (на Facebook). Поскольку на западе это движение более интенсивное, они первыми начали насыщать среду новыми терминами, оказывая давление и на наши обсуждения. В частности, можно сослаться на презентацию Stephen Downes о персональном и персонализированном учении (Personal and Personalized Learning) или на Barbara Bray and Kathleen McClaskey, которые активно популяризируют свое видение вокруг понятий «персонализация, дифференциация, индивидуализация» (The Personalization vs. Differentiation vs Individualization): сайт и презентация. Обращаю внимание на специфичность смыслов англоязычных терминов learning (учение как активность ученика), teaching (обучение как деятельность учителя), studying (как процесс прохождения программы). В кратком переводе позиция Барбары-Кэтлин выглядит примерно так:

· Персонализация – когда ученик сам управляет своим учением («персональный план», идущий от практики ученика по Downes)

· Дифференциация – когда учеников компонуют в группы по признакам близости

· Индивидуализация – когда учитель в рамках своей программы старается учесть специфику каждого ученика («персонализация программы» по Downes)

Рядом кладу определение Татьяны Ковалевой из позиции тьютора: «Индивидуализация - это как раз осознание своих ресурсов и своих ограничений, в коллективной и групповой работе в том числе... Индивидуализация как процесс может разворачиваться на разных уровнях: и на групповом, и на коллективном... Поэтому можно говорить, например, и об индивидуализации группы как осмыслении группой своих запросов и предпочтений. »

Тут же полезно вспомнить типичное применение в русском языке слов «индививидуальный» и «персональный»:

· индививидуальные – особенности, предпочтения, запросы, проявления;

· персональные – яхта, место, охранник, посуда.

Валерий Платонов приводит другие ассоциации, которые мне показались инверсными традиционной речи:

· индививидуальное – пространственное-временное, объектное отделение от других персон; как, например, занятия один на один, без других учащихся.

· персональное – осознание своей идентичности, выделение в обществе себя как личности, даже и в физической близости с другими персонами.

Во всей этой путанице важно растянуть позиции, из которых даются определения, и ситуации, в которых они актуальны. Сложнее всего мне было понять тьюторскую терминологию, особенно про «индивидуализацию группы». Определение Ковалевой об индивидуализации устойчиво пересекается в моем понимании с самопознанием. А различение появляется, когда добавим контекст и позиции:

· самопознание – акт субъекта над собой при наличии навыка и потребности;

· тьюторская индивидуализация – побуждение к самопознанию, когда у объекта не выявлена субъектная потребность или нет навыка самопознания.

Таким образом, опять тьюторская терминология оказывается специфической и пригодной к применению только в особых условиях: когда объект внимания тьютора испорчен традиционным обучением и воспитанием, приведшим к редукции субъектности. Если же предположить, что субъект не испорчен, а развивается вполне органично, задача индивидуализации в тьюторском понимании звучит сомнительно: он постоянно открывает в себе новые ресурсы и постоянно натыкается на новые границы или находит способы их обходить. Это постоянный процесс развития, не требующий «индивидуализации»– преобразования неиндивидуального в индивидуальное. Если добавить объект воздействия– «индивидуализация тьюторанта/группы », то все становится на место и конфликта в терминологии не возникает.

Если встать на позицию учителя, то у него объектов индивидуализации может быть несколько– программа, учебный материал, процесс общения с учеником:

· если программа – получается «дифференциация» (по Барбаре-Кэтлин)

· если учебный материал – получается «индивидуализация» (по Барбаре-Кэтлин)

· если процесс общения – может получиться «персонализация» (по Барбаре-Кэтлин)

Причем воздействию может подвергаться как любой из них, так и в любом сочетании! Классификация Downes отличается от Барбары-Кэтлин сочетанием объектов индивидуализации и деталями ее реализации.

Если встать на позицию ученика, у него появляется еще один объект индивидуализации– условно, учебный курс. В это я включаю не только содержательную направленность обучения, но и преподавателя в совокупности с образовательной организацией, ибо для ученика это все концентрируется воедино, хотя нюансы каждой составляющей могут оказаться тоже значимы (при желании, можно перенести анализ возможностей индивидуализации и на них). В остальном анализ аналогичен учительскому, но с другой стороны. По сути, добавляется право выбора «учительского» комплекта из разных возможных.

По мне, конкретизация объекта индивидуализации достаточно хорошо разводит смыслы. Конкретизация каждого из них обеспечит еще более точное понимание нюансов. Для чего может быть полезна «персонализация»? Есть ли основание, смысл заимствования, не усложнит ли разная терминология понимание сути отличий? Чем может отличаться «индивидуальный учебный план» от «персонального учебного плана»?

Слово «персональный » может подчеркнуть эксклюзивность, если она кому-то нужна. Содержательного отличия от «индивидуального» я не вижу. Слово «персонализация » может означать превращение неэкслюзивного в эксклюзивное. Это может быть выигрышно в маркетинговом смысле в качестве предложения образовательного продукта, но содержательного отличия для мотивации к обучению я не вижу: если ученику предлагается то, что ему интересно, эксклюзивность его не волнует.

Немаловажно оценить цели индивидуализации: к чему надо стремиться? Как можно больше индивидуализировать– это хорошо или плохо? Полагаю, так нельзя ставить вопрос, ибо стремиться нужно к максимальной поддержке мотивации ученика к обучению и эффективности вложений в организацию образовательного процесса. А в этом у всех все очень разное.

В том и должна состоять главная задача системы образования, чтобы уметь подстраиваться и давать каждому максимально возможное для удовлетворения и развития его индивидуальных образовательных потребностей в рамках тех ресурсов, которые есть. Причем в разумном балансе ресурсов государства и семьи с потребностями государства и семьи. Такая гибкая система и должна стать целью общественной дискуссии, ибо существующая система безнадежно устарела и абсолютно не отвечает этим задачам.

Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. На основе анализа ФГОС основного общего образования [1], ФГОС среднего общего образования [2] и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] была проведена статистика встречаемости слов «Индивидуальный» и «Индивидуализация» в различных контекстах.

В Федеральном законе слово «Индивидуальный» встречается 50 раз, в том числе в следующих контекстах: индивидуальный предприниматель – 24, индивидуальный учебный план – 9, индивидуальные возможности – 2, индивидуальные особенности – 4, индивидуальный отбор- 4, индивидуальный учет – 1, индивидуальная работа – 1, индивидуальный подход – 1, индивидуальная потребность – 1, индивидуальная программа реабилитации – 1, индивидуальное пользование – 1, индивидуальное достижение – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается всего 2 раза в следующих контекстах: а). Ст. 2, п. 23 «…обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания..»; б). Ст. 66, п.3 «…формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования…».

3) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности,

свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Нигде в данных нормативных документах не встречается понятие «Индивидуальная образовательная программа». Таким образом, сегодня уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс новые поколения, и государственные стандарты фиксируют изменения требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда и т. п.

Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учетом их личностных особенностей и ресурсного потенциала.

Вопросы для обсуждения:

1. Какой смысл лично вы как представитель определенной группы общества вкладываете в понятие индивидуализация?

2. Что стоит, на ваш взгляд, за термином индивидуализация образования?

3. Каковы на ваш взгляд объективные причины внедрения в образование форм и методов индивидуализации?

4. В чем, на ваш взгляд, разница в понятиях индивидуализация и персонализация в образовании?

5. Персонализация в образовании новые возможности или ущемление прав участников образовательныхотношений?

6. Какому из процессовиндивидуализации или персонализации в образовании вы отдадите предпочтение и почему?

7. Какие на ваш взгляд трудности внедрения форм и методов индивидуализации и персонализации?

8. Каковы на ваш взгляд отрицательные последствия индивидуализации и персонализации в образовании?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: