Проекты конституции Конституционной Комиссии и Конституционного Совещания.




  Проект Конституционной Комиссии Проект Конституционного Совещания
Характеристика органа, представившего проект В РФ в 1990-1993 гг. постоянно действующий орган Съезда народных депутатов РФ по подготовке проекта новой Конституции РФ. Образована постановлением первого Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. (проект Конституции РФ, подготовленный К. к. и одобренный Верховным Советом РФ, был принят в первом чтении на шестом Съезде народных депутатов РФ 18 апреля 1992 г.). Фактически прекратила существование с роспуском Верховного Совета РФ в сентябре 1993 г. Конференция представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, созванная Президентом РФ в 1993 году для завершения подготовки альтернативного проекта новой Конституции Российской Федерации (т. н. «президентский» проект).
Структура конституции 1 Часть первая 1.1 Раздел первый. Основы конституционного строя 1.1.1 Статья 1. Государственный суверенитет 1.1.2 Статья 2. Человек, его права и свободы — высшая ценность 1.1.3 Статья 3. Верховенство права 1.1.4 Статья 4. Народовластие 1.1.5 Статья 5. Политическое и идеологическое многообразие 1.1.6 Статья 6. Разделение властей 1.1.7 Статья 7. Федеративное государство 1.1.8 Статья 8. Самоуправление 1.1.9 Статья 9. Социальное государство 1.1.10 Статья 10. Многообразие экономической деятельности 1.1.11 Статья 11. Российская Федерация в союзе государств, мировом сообществе 1.1.12 Статья 12. Целостность и устойчивость конституционного строя 1.2 Раздел второй. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина 1.2.1 Глава I. Общие положения 1.2.2 Глава II. Гражданство 1.2.3 Глава III. Гражданские и политические права и свободы 1.2.4 Глава IV. Экономические, социальные и культурные права и свободы 1.2.5 Глава V. Гарантии и защита прав и свобод 1.2.6 Глава VI. Обязанности 1.3 Раздел третий. Гражданское общество 1.3.1 Глава VII. Собственность, труд, предпринимательство 1.3.2 Глава VIII. Общественные и религиозные объединения 1.3.3 Глава IX. Воспитание, образование, наука, культура 1.3.4 Глава Х. Семья 1.3.5 Глава XI. Массовая информация 1.4 Раздел четвертый. Федеративное устройство 1.4.1 Глава XII. Состав и территория Российской Федерации 1.4.2 Глава XIII. Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 1.4.3 Глава XIV. Языки 1.5 Раздел пятый. Система государственной власти. Основы местного самоуправления 1.5.1 Глава XV. Федеральная законодательная власть 1.5.2 Глава XVI. Президент Российской Федерации. Федеральная исполнительная власть 1.5.3 Глава XVII. Судебная власть 1.5.4 Глава XVIII. Основы организации власти в субъектах Российской Федерации 1.5.5 Глава XIX. Основы местного самоуправления 1.5.6 Глава XX. Финансы и бюджет 1.5.7 Глава XXI. Безопасность и оборона 1.5.8 Глава XXII. Чрезвычайное и военное положение 1.6 Раздел шестой. Заключительные положения 1.6.1 Глава XXIII. Государственные символы и столица Российской Федерации 1.6.2 Глава XXIV. Вступление в силу и порядок изменения Конституции Российской Федерации 2 Часть вторая. 2.1 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации 2.2 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации 2.3 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации 3 Часть третья. Переходные положения 1 Раздел первый 1.1 Глава 1. Основы конституционного строя 1.2 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 1.3 Глава 3. Российская Федерация 1.4 Глава 4. Президент Российской Федерации 1.5 Глава 5. Федеральное Собрание 1.6 Глава 6. Правительство Российской Федерации 1.7 Глава 7. Судебная власть 1.8 Глава 8. Местное самоуправление 1.9 Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции 2 Раздел второй 2.1 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации 2.2 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации 2.3 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации 3 Раздел третий Переходные положения
Юридические свойства конституции Наряду с характеристикой РФ как правового государства проект содержал отдельную статью «Верховенство права», глава 6 Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г. 277, причем она перемещалась по мере работы ближе к началу акта, что свидетельствовало о придании Конституционной комиссией большого значения данному принципу. В последнем варианте уже ст. 3, то есть даже перед статьей о народовластии. Она требовала от всех подчинения праву, говорила о прямом действии Конституции, о необходимости публикации правовых актов, провозглашала составной частью права РФ общепризнанные принципы и нормы международного права. Статья 15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Статья 16 Положения настоящей главы Конституции составляют незыблемые основы конституционного строя Российской Федерации. Иные положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина Человек, его права и свободы, жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность объявлялись в проекте высшей ценностью в РФ. Второй раздел проекта посвящался правам, свободам и обязанностям гражданина. По мысли разработчиков, все, связанное с гражданством имеет отношение к статусу личности, поэтому они включили во второй раздел главу «Гражданство». В ней наряду с гражданством РФ говорилось о праве республик устанавливать своё гражданство, о возможности двойного гражданства, об обеспечении прав и свобод для лиц, не являющихся гражданами РФ, а также о праве убежища. В раздел была включена и глава с наименованием «Гарантии и защита прав и свобод», которая содержала перечень прав граждан для защиты своих законных прав и интересов. В том числе здесь была статья о Парламентском уполномоченном РФ по правам человека. Несомненным достоинством проекта многие считают наличие третьего раздела «Гражданское общество». В раздел включены главы: «Собственность, труд, предпринимательство», «Общественные и религиозные объединения», «Воспитание, образование, наука, культура», «Семья», «Массовая информация». Глава 2 статьи 17-64. Статья 17 В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.     Статья 18 Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, обязывают законодательную и исполнительную власти, местное самоуправление и обеспечиваются правосудием.   Статья 19 Все равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Форма правления и территориального устройства В первоначальных вариантах применительно к внутренней структуре Российской Федерации говорилось о республиках и федеральных территориях, далее последнее понятие было заменено на «земли» (подразумевались края, области, города республиканского подчинения), затем отказались и от него. По последнему варианту Конституционной комиссии (июль 1993 г.) республики определялись как государства в составе Российской Федерации. О краях, областях, городах федерального значения и автономной области было сказано, как о государственно-территориальных образованиях в составе Российской Федерации, обладающих теми же правами и несущих те же обязанности государственной власти, что и республики, за изъ­ятиями, установленными Конституцией РФ (ст. 75). Таким образом, статус субъектов все-таки не был равным по этому проекту. Кроме то­го, в их числе вообще не были названы автономные округа, хотя по Федеративному договору от 31 марта 1992 г. и по конституционной реформе 21 апреля 1992 г. они провозглашались субъектами РФ. Глава 3 статьи 65-79. Статья 1 Российская Федерация - Россия есть суверенное демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования "Российская Федерация" и "Россия" равнозначны. Статья 5 Российская Федерация как федеративное государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
Система органов государственной власти Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является ее Верховный Совет. Это наименование органа фигурировало во всех проектах Конституционной комиссии. Нельзя сказать того же о названиях палат и их статусе.   По первому варианту одна палата — Совет народных представителей, избираемый путем всеобщих выборов; вторая — Федеральный Совет, избираемый на основе равного представительства от республик их гражданами, а представительство от федеральных территорий устанавливается законом. Проект исходил из равенства палат и опре­делял единую компетенцию Верховного Совета. Законопроекты, согласно проекту, рассматриваются хотя и на раздельных заседаниях палат, но в период одной сессии. До самого последнего варианта компетенция Верховного Совета формулируется как единая и не разделяется между палатами. В круге полномочий Верховного Совета проект Конституционной комиссии отражает его ведущие позиции в стране. В частности, Вер­ховный Совет: вносит изменения в Конституцию РФ; принимает фе­деральные законы; осуществляет контрольные полномочия в преде­лах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральным зако­ном; принимает решения по основным направлениям внутренней и внешней политики Российской Федерации; назначает референдум Российской Федерации; утверждает соглашения между органами Рос­сийской Федерации и ее субъектов о передаче последним части своих полномочий, соглашения субъектов РФ международного и внешне­экономического характера и друг с другом; принимает федеральный бюджет; назначает выборы Президента; по представлению Президен­та дает согласие на назначение Председателя Правительства и членов Правительства, к ведению которых отнесены общее руководство эко­номикой, финансы, внутренние дела, иностранные дела, оборона, безопасность; объявляет, продлевает и отменяет чрезвычайное, военное положение; объявляет общую или частичную мобилизацию; решает вопросы войны и мира. Конституционная комиссия по-разному формулировала в проек­тах структуру исполнительной власти Федерации. Например, в ок­тябрьском 1991 г. варианте была глава «Система федеральной исполнительной власти», в которую включались Государственный совет РФ, Совет Безопасности РФ, Совет Министров РФ, территориальные службы федеральных государственных органов и ведомств. В после­дующем отдельной главы нет, нормы о Госсовете исключаются, Совет Безопасности определяется как один из совещательных органов при Президенте. По существу, федеральная исполнительная власть отождествляется с Правительством. Последний проект Конституционной комиссии предусматривает, что Правительство регулярно представляет отчет Верховному Совету РФ (ст. 99). Хотя очевидно из проекта, что Правительство подотчетно и Президенту, прямой нормы на этот счет не содержится. Во всех вариантах проекта Конституционной комиссии есть глава о судебной власти. Уже в первом проекте (ноябрь 1990 г.) предусматривается Конституционный Суд РФ, хотя такого органа в реальности еще не было. В последующем его назначение и полномочия достаточно широко фиксируются. В частности, в последнем варианте отраже­но, что Конституционный Суд есть высший орган судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации. В отношении компетенции Конституционного Суда проект воспроизводит уже действовавшие правовые нормы. В проекте устанавливаются основы организации власти в субъектах РФ. Это весьма сжатый блок предписаний, предусматривающий наличие выборного представительного и законодательного органа, высшего должностного лица субъекта, возглавляющего исполнительную власть субъекта, входящую в систему исполнительной власти Российской Федерации, судебной системы субъекта РФ, входящей в судебную систему России. Главы 5-7 статьи 94-129. Статья 93 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статья 110 Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В состав Правительства Российской Федерации входят по должности руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статья 118 Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Президент РФ (место в системе органов государственной власти) Проекты Конституционной комиссии 1993 г. уже называют Пре­зидента главой государства и высшим должностным лицом в Россий­ской Федерации. Между прочим, в последнем варианте предусматри­вается лишь нижняя возрастная планка для Президента — 35 лет. Срок полномочий варьируется — сначала пять лет, в последних вари­антах — четыре года.   Полномочия Президента достаточно весомы по проекту Консти­туционной комиссии. Отметим основные: подписывает федеральные законы, имеет право вето; назначает с согласия Верховного Совета Председателя Правительства, заместителя Председателя Правитель­ства и членов Правительства, к ведению которых относятся ключевые вопросы (мы их назвали выше), самостоятельно назначает остальных членов Правительства; может председательствовать на заседаниях Правительства; учреждает, формирует, возглавляет Совет Безопасно­сти РФ и иные совещательные и вспомогательные органы при Прези­денте; представляет Верховному Совету для назначения кандидатуры федеральных судей, Председателя Центрального банка РФ, Генераль­ного прокурора РФ; принимает отставку вице-президента, Прави­тельства, Председателя Правительства, членов Правительства; осво­бождает этих лиц от должности; обращается с посланиями к народу и Верховному Совету; представляет Верховному Совету проект феде­рального бюджета; руководит осуществлением внешней политики; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами; объявляет в неотложных случаях чрезвычайное положение и военное положение.   Элементы подотчетности Президента Верховному Совету можно было видеть в данном проекте в том, что не только Председателя, но и еще ряд членов Правительства он назначает с согласия парламента;   представляет ему ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики Российской Федерации, выполнении федераль­ных программ, а также постатейный отчет о выполнении федерально­го бюджета.   Проект Конституционной комиссии сохраняет пост вице-президента РФ, осуществляющего по поручению Президента отдельные его полномочия. Глава 4 статьи 80-93. Статья 80 Президент Российской Федерации является главой государства. Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов. Для выполнения предвыборной политической и экономической программы Президент Российской Федерации использует полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Президент как глава государства является его высшим должностным лицом, представляющим Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: