Типы высшей нервной деятельности




 

Теоретические сведения

Индивидуальные особенности поведения человека, его убеждения, взгляды, привычки складываются постепенно, в течение всей жизни. Физиологическая основа этих особенностей — сложные системы условных рефлексов, образование которых зависит от окружающей среды (семья, школа, социальный строй, практическая и общественно-историческая деятельность человека) и наследственных свойств ВИД индивидуума. Свойства ВНД — сила нервных процессов (возбуждения и торможения), их уравновешенность (баланс) и подвижность.

Сила нервных процессов определяется работоспособность, выносливостью нервных клеток.

Уравновешенность – это соотношение нервных процессов между собой.

Подвижность – это скорость смены одного процесса другим.

Таким образом, перечисленные свойства нервной системы лежат в основе разделения всех людей на отдельные типы. Выделяют четыре типа ВНД.

1. Сильный неуравновешенный (безудержный), характеризующийся сильными нервными процессами и преобладанием возбуждения над торможением (их неуравновешенностью).

2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный), отличающийся высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

3. Сильный уравновешенный инертный, имеющий при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.

Рис. 5.3. Схема типов ВНД, по И.П. Павлову

Типы ВНД по И.П. Павлову характерные только человеку:

1. Художественный тип (преобладает 1 сигнальная система, образное мышление)

2. Мыслительный тип (преобладает 2 сигнальная система, абстрактное мышление)

3. Средний тип (2 сигнальные системы уравновешены, доминирующее мышление не определяется.

Аналогичную классификацию типов ВНД детского организма создал Н.И. Красногорский.

I тип характеризуется достаточной силой нервных процессов, нормальной возбудимостью, идеальным балансом между возбуждением и торможением и способностью к их быстрым взаимопереходам. Соответственно этот тип назван сильным, оптимально возбудимым, уравновешенным, быстрым (подвижным).

Дети с таким типом ВНД отличаются быстрым образованием условных рефлексов и их легким угасанием при неподкреплении. Они без труда переключаются с одного занятия на другое и выполняют их с равным удовольствием, способны к тонким дифференцировкам, легко обучаются музыке, иностранному языку. Такие дети, как правило, отличаются хорошим поведением и легко воспитуемы. Речевые рефлексы у них развиваются быстро, словарный запас богатый, речь сопровождается жестикуляцией.

II тип — сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. У таких детей легко образуются прочные условные рефлексы, которые могут быстро угасать и снова образовываться. Беспрепятственно вырабатываются все виды внутреннего торможения. Дети дисциплинированны, с отличным поведением, они хорошо овладевают всевозможными навыками. Речь правильная, с достаточно большим словарным запасом; жестикуляция при разговоре отсутствует. Для этих детей характерно активное отношение к трудностям: с большим подъемом они берутся за выполнение сложных поручений и доводят их до конца. От предыдущего типа их отличает некоторая медлительность и увеличение времени рефлекса.

III тип именуется сильным, повышенно возбудимым, неуравновешенным (безудержным). У этих детей деятельность подкорки преобладает над деятельностью коры больших полушарий, отсюда и неумение управлять своими эмоциями, вспыльчивость. Короткие взрывы необоснованных возбуждений сопровождаются у них двигательным эффектом. Условные рефлексы образуются сравнительно медленно. Отрицательные условные рефлексы из-за недостаточной силы тормозных процессов формируются с трудом и неустойчивы. Учатся такие дети неровно, часто удовлетворительно. Словарный запас у них богат, но речь неровная, быстрая, с колеблющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким, но постепенно накал снижается и речь заканчивается тихо.

IV тип — слабый, пониженно возбудимый. Он характеризуется слабостью возбудительных процессов в коре и в подкорковой области. У таких детей деятельность первой и второй сигнальных систем протекает на более низком уровне, чем у детей с другими типами ВНД. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы и легко поддаются внешнему торможению. Дети не переносят длительного действия раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. Речь тихая, медленная, словарный запас небольшой. Незначительные перегрузки нередко приводят к развитию утомления. Запредельное торможение развивается обычно в конце учебной недели, в конце четверти или учебного года.

Между типами нервной системы и характером поведения, считал И.П. Павлов, не может быть простого соответствия, так как поведение — это «сплав» из наследуемых черт и приобретений, обусловленных внешней средой. Свойства нервной системы не определяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и сложнее — другие, поэтому трудно дать практическую оценку каждого из типов ВНД.

Типы ВНД определяются врожденными свойствами, но в процессе развития наследственные особенности нервной системы существенно преобразуются под влиянием окружающей среды, что связывают с пластичностью нервной системы. Свойства нервных процессов могут изменяться при тренировке. Например, у детей с неуравновешенными нервными процессами их уравновешивания можно добиться воспитанием. Детям со слабым типом нужно оказывать особое внимание, поскольку у них может произойти так называемый срыв ВНД из-за длительного перенапряжения тормозного процесса.

Изучение типологических особенностей ВНД необходимо с целью индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.

Одинаковые педагогические подходы к учащимся с различными типами нервной деятельности не будут адекватными для всех. Так, дети с сильным типом нервной системы легче справляются с учебным материалом, чем дети со слабым типом. Ученики с инертным типом будут дольше выполнять задания, а ребенок с преобладанием процессов возбуждения и их высокой подвижностью всегда будет непоседливым.

Учителю необходимо понимать, что детей с плохими типами ВНД нет, и поэтому он может и должен помочь ученику развить необходимые для успешного обучения качества нервных процессов, которые будут способствовать воспитанию здоровой в психическом и физиологическом плане личности. Так, ученику со слабой нервной системой увеличивать объем работы нужно постепенно, тем самым работоспособность его нервных клеток повысится; медлительного ученика можно призвать ускорить выполнение заданий; школьнику с безудержным типом помочь тренировать внутреннее торможение и т.д.

При всяком типе ВНД возможно возникновение неврозов. Сильный тип может этому противостоять, у слабых в большинстве случаев невротические реакции развиваются легче. Поэтому следует бережно и тактично относиться к любому ребенку, учитывая его индивидуальность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: