Оценка эффективности проекта
Произведённые в бизнес-плане расчёты показателей, характеризующих экономическую эффективность инвестиционного проекта, показали, что проект является высокоэффективным и привлекательным в данном секторе экономики.
Показатели эффективности инвестиционного проекта указаны в таблице ниже под номером 2.19.
Таблица 2.19 - Показатели эффективности инвестиционного проекта
Показатель | Значение |
NPV (чистый доход), тыс. евро | |
Срок окупаемости с момента начала инвестирования, мес. | |
Срок окупаемости с момента запуска производства, мес. | |
Средняя рентабельность по балансовой прибыли, % | 51,5 |
Средняя рентабельность по чистой прибыли, % | 33,2 |
Анализ чувствительности
Как показывают расчёты, в наибольшей степени на показатели эффективности проекта влияют цена реализации и объём продаж.
Однако, только при падении цены реализации на 48% (до 31,2 евро за куб. м.) внутренняя норма рентабельности (IRR) становится равной ставке дисконтирования, т.е. проект перестаёт быть рентабельным. Изменение остальных параметров не оказывает существенного влияния на (IRR), указаны данные анализа чувствительности в таблице 2.20 ниже:
Таблица 2.20 - Анализ чувствительности
№ | Изменение по отношению к базовому варианту чистого дохода, NPV, тыс. евро | Изменение NPV к базовому варианту | IRR (за 6 лет) | |
Базовый вариант | 0,00% | 48,06% | ||
Увеличение расходов на маркетинг в 2 раза | - 15,05% | 42,92% | ||
Уменьшение расходов на маркетинг в 2 раза | 15,64% | 53,74% | ||
Увеличение цен на продукцию на 20% | 85,50% | 75,29% | ||
Уменьшение цен на продукцию на 20% | - 73,92% | 24,36% | ||
Уменьшение объёма производства на 30% | - 86,52% | 19,92% |
Таким образом, можно сделать вывод, что проект является малочувствительным к изменениям факторов внешней и внутренней среды, а также сохраняет свою устойчивость при значительном уменьшении объёма сбыта и спаде цен на товарную продукцию.
АНАЛИЗ РИСКОВ
Как показывает анализ, произведённый в рамках разработки бизнес - планов для аналогичных проектов (например, бизнес-план строительства завода по производству ААС в г. Екатеринбурге корпорацией Атомстройкомплект), основные риски в таком типе инвестиционных проектов концентрируются на стадии строительства, а также на стадии функционирования и связаны в основном со следующими факторами:
Стадия строительства
3 Появление непредвиденных затрат при строительстве
4 Недостатки проектно-изыскательных работ
5 Несвоевременная поставка оборудования, несовместимость импортного и отечественного оборудования, срыв сроков монтажа и ввода в эксплуатацию.
Стадия функционирования
6 Неправильный выбор рынков сбыта продукции, неверное определение стратегии операций на рынке, непродуманность, неотлаженность или отсутствие сбытовой сети.
7 Появление аналогичного продукта у конкурентов, ценовая конкуренция.
8 Отсутствие опыта работы с импортным оборудованием у местного персонала, аварии и незапланированные остановки производства.
9 Повышение цен на сырьё, комплектующие, топливо и электроэнергию, срыв поставок сырья.
10Изменения в налоговой системе.
Все вышеперечисленные риски могут быть устранены или минимизированы с помощью следующих мероприятий, указанных в «Схеме №2.1» ниже:
В перспективе, при незначительном дооборудовании завода на предприятии «Альянс-АиО» возможно расширение номенклатуры выпускаемой заводом продукции (панели перекрытий, сухие строительные смеси) с тем, чтобы поставлять потребителю не отдельные строительные материалы, а целые дома типовой конструкции, которые можно будет строить с минимальными затратами времени и труда.
РАСЧЕТ ПРИБЫЛИ
По оценкам экспертов, продажная цена 1 кв. м. монолитного жилого дома в пригороде Перми на сегодняшний день составляет около 1000 долл., стоимость услуг строительных организаций - 428 долл., из которых 78 долл. (18,2%) составляет прибыль строительной организации. Использование блоков из ААС позволяет снизить себестоимость строительства до 300 долл. на 1 кв. м. жилья (150 долл. на 1 куб. м. ААС, т.е. чистая прибыль завода при продаже 1 куб. м. ААС строительной организации (25 долл.) может увеличена до 78 долл. (из расчёта, что на 1 кв. м. типового жилого дома идёт около 2 куб. м. ААС) при продаже готового дома заказчику - застройщику и до 400 долл. при продаже конечному потребителю.
Заключение
Цель написания проекта заключалась в сборе, обработке и анализе всех данных, необходимых для создания производственного подразделения и строительства в Пермском районе г. Перми завода для производства блоков из автоклавного аэрированного бетона, технология разработки которого была рассмотрена в данной работе и был проведен примерный порядок действий для дальнейшего процесса деятельности по производству ячеистого бетона.
В технологии занимает основное место автоклавная тепловлажнастная обработка бетона, так как она является наиболее энергоемким процессом производства и обладает качественной уникальностью продукции.
В процессе работы проводился анализ рынка по производству строительных материалов, маркетинговая стратегия, анализ целевых и потенциальных потребителей, анализ конкуренции на данном сегменте.
В результате исследования выявлено, что на предприятии в дальнейшем, при желанном дооборудовании завода возможно увеличение номенклатуры выпускаемой заводом продукции с тем, чтобы поставлять потребителю не отдельные строительные материалы, а целые дома типичной конструкции, которые можно будет строить с минимальными затратами времени и труда.
Это позволит получать дополнительные доходы и застраховать заводы от диктата потребителей (строительных организаций и заказчиков-застройщиков), который имеет место на Уральском рынке недвижимости.
Также, нужно отметить, что необходимо всегда соблюдать меры по обеспечению и поддержанию конкурентоспособности продукции, производимой на имеющемся предприятии, а именно: поддерживать низкую себестоимость продукции, качество исходного сырья и соблюдение технологического процесса - долгосрочные контракты на поставку сырья, коммунальные услуги, аутсорсинг (охрана, сбыт).
Список источников
строительство бетон маркетинговый потребитель
1. Алдер Гарри «Маркетинг будущего»: М. - изд. Фаир-ПР-Есс: Диалог сознаний: общение с потребителями, 2003.-448 с.
2. Алексунин В.А., Балыко Б.Н., Бунич Г.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: уч. для вузов, 2-е изд. Перед. и доп., 2002. - 613 с.
. Аристов О.В. Управление качеством. Уч. для вузов. Выс. Образ.: М. - «Инфра-М, 2007 - 238 с.
. Багаутдинова Н.Г. Промышленный маркетинг: уч. пособие. М.: «Экономика», 2004. - 238 с.
5. Баженов Ю.М. Технология бетона: уч. - М.: «АСВ», 2009.-500 с.
. Байнгольц С.Б. Методология экономического деятельности хозяйствующего субъекта: уч. пособие. - М.: «Финансы и статистика», 2003.-240 с.
. Бартенев С.А. Экономическая теория, элементарный курс: М.: «Юристь», 2002 - 303 с.
. Бродская Т.Г., Видянин В.И. Экономическая теория, уч. для вузов: изд. исправ. и перераб., М. - «Инфра-М», 2005 - 671 с.
. Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию: уч. пособие для вузов: М. - Кнорус. 2006 - 224 с.
. Бумек Джеймс П., Джонс Дэниэл. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться производительности. Перераб. и передел.:М. - Альпика Бизнес Букс, 2004 - 472 с.
. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Уч. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
. Вахрин П.И. Нешитой А.С. Финансы: учебник для вузов. М.: 2002 - 350 с.
. Вахрин П.И. Инвестиции: учебник. М., 2003 - 210 с.
. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М., Издательский дом «Дашков и К», 2000. - 510 с.
. Войтоловский Н.В. Экономический анализ, уч. для вузов - 2-е изд.: М. - выс. образ-ие, 2006 - 513 с.
. Волков В.В., Гулиб Х.М. Маркетинг в строительстве. Уч. для вузов: М. - Юрайт, 2001 - 343 с.
. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 280 с.
. Волкоганова, О.Д. Стратегический менеджмент: Уч - М.: Форум: ИНФРА-М, 2004.-256 с.
. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы: уч. пособие - 4 изд., перераб. - ГПБ спец. 2003 - 958 с.
. Грабова П.Г. Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса, М.: АСВ - Гузель, 2006 - 458 с.
. Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: «Юнити-Дана», 2003. - 795 с.
. Грязнова А.Г. Экономическая теория. Уч. пособие для вузов. Фин. академия, 2-е изд. перераб. и доп.: М., 2006 - 463 с.
. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах и рисунках. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 260 с.
. Карпов Э.А. Менеджмент в промышленности. Уч. пособие для вузов. Старый Оскол, 2006 - 523 с.
. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. - 245 с.
. Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост - проблемы и развитие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 340 с.
. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Уч. пособие. Изд-во Политехнического университета, 2009. - 325 с.
. Минаева Е.В., Филатов О.К., Рябова Т.Ф. Экономика предприятий - уч., изд. 4-ое, М.: «Финансы и статистика», 2008. - 512 с.
. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2000 - 130 с.
. Поздняков В.Я. Анализ и диагностика финансовой деятельности предприятий: учеб./ - М: «Инфра - М», 2008 - 285 с.
. Романюк В.Н., Радкевич В.Н., Ковалев Я.Н. Основы эффективного энергоиспользования на производственных предприятиях дорожной отрасли - Мн.: УП «Технопринт» 2004. - 609 с.
. Родионова В.М. Финансы. Уч. для вузов. М.: Финансы и статистика, 2000 - 400 с.
. Рыбалкин В.Е. Анализ экономики. Страна - рынок - фирма. Уч. для вузов, 2006 - 348с
. Савин К.Н. Экономическая теория. Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 210 с.
. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб - 11 изд., исправл. и доп. - М: Новое знание, 2005 - 88 с.
. Санникова И.Н., Стась В.Н., Эргардт О.И. Комплексное исследование экономического анализа. Барнаул - 2003 - 230 с.
. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и пол. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.
. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Уч. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.
. Степнов Н.М. Бизнес-план - полное пособие, справочник: М. - Лаборатория базовых знаний, экономика, 2001 - 239 с.
. Стражев В.И., Богдановская Л.А., Мигун О.Ф. АФХД в промышленности, уч. для вузов - 6-изд., 2005 - 480 с.
41. Тимофеев А.И., Безбородов В.А., Коледин В.В. Проектирование предприятий сборного железобетона: Уч. пособие./А.И. Тимофеев, В.А. Безбородов, В.В. Коледин. - Новосибирск. «НИСИ», 2001.-80 с.
42. Федюкин В.К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции - уч. для вузов - 2-е изд., 2001 - 328 с.
. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. / Шеремет А.Д., Сайфуллин А.С. - М., «Инфа-М», 2010 - 176 с.
. Шеремет А.Д. Финансы предприятия. / Шеремет А.Д., Сайфуллин А.С.М., «Инфа-М», 2010 - 343 с.
. Якобсон А.Я. Маркетинг - общий курс - уч. пособие для вузов: М. - «Омега-Л», Выс.эк. образование, 2006 - 476 с.
. Госкомстат России. Россия в цифрах. Официальное изд. М.: 2003 - 340 с.
. - данные коммерческих предложений на поставку оборудования фирмы WEHRHAHN;
. - исследования российского рынка стеновых строительных материалов специалистами отдела маркетинга, бизнес - планы аналогичных проектов;
. - https://favoritblock.ru - информация о конкурентах по производству блоков из автоклавного аэрированного бетона
. Рекомендации по составлению бизнес-плана - нормативная база - М., Приор, оценка эффективности - типовые ошибки, 2001 - 303 с.