с задержкой психического развития (6 класс)




Освоения учебных предметов обучающимися

 

Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году. Уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).

 

Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

- иметь представление о значении русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, значении понятия «литературный язык»;

- иметь представление о разнице между понятиями «язык» и «речь»;

- совершенствовать владение различными видами аудирования научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- совершенствовать владение изучающим видом чтения;

- владеть ознакомительным видом чтения;

- понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 170 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста (после предварительного анализа), вопросы по содержанию текста и отвечать на них; передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи с опорой на план / перечень вопросов;

- владеть навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять план прочитанного текста после предварительного анализа (простой; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме (для подробного изложения объем исходного текста не менее 150 слов; для сжатого изложения – не менее 140–150 слов); выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

- устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов с опорой на план/ перечень вопросов/ опорные слова;

- создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и доступной для понимания научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-повествование; выступать с сообщением с опорой на презентацию, развернутый план;

- участвовать в различных видах диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (объем не менее 4 реплик);

- иметь представление о текстах разных функциональных разновидностей (повествование, описание); понимать особенности описания как типа речи; особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; называть требования с опорой на образец к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать по алгоритму/ с опорой на образец тексты разных стилей и жанров (рассказ, беседа; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение);

- создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину, произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 4 и более предложений или объемом не менее 2–3 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,0–1,5 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие с опорой на план/ перечень вопросов;

- оформлять деловые бумаги (заявление, расписка); осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;

- редактировать тексты с опорой на алгоритм, образец: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка;

- проводить фонетический анализ слов с опорой на алгоритм; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;

- распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова с опорой на алгоритм; применять знания по орфографии в практике правописания;

- иметь представление о признаках фразеологизмов, объяснять при помощи учителя/ предварительного анализа их значение; определять речевую ситуацию употребления фразеологизма;

- распознавать с опорой на образец эпитеты, метафоры, олицетворения;

- применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа с опорой на алгоритм/ образец и в речевой практике;

- использовать толковые словари;

- распознавать виды морфем в слове (формообразующие и словообразовательные);

- выделять производящую основу, определять способы словообразования с помощью учителя (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализы слова с опорой на алгоритм; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания сложных и сложносокращенных слов;

- использовать словообразовательные нормы русского языка;

- иметь представление об особенностях словообразования имен существительных; соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного и наиболее частотных словах), словоизменения имен существительных;

- иметь представление об особенностях словообразования имен прилагательных; соблюдать нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного и наиболее частотных словах); различать с опорой на образец качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных; соблюдать нормы правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных, сложных имён прилагательных;

- определять с опорой на алгоритм общее грамматическое значение имени числительного; различать с опорой на образец разряды имен числительных по значению, по строению; уметь склонять имена числительные, характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи, употребления в научных текстах, деловой речи с опорой на алгоритм; правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имен числительных, в том числе ь в именах числительных;

- определять с опорой на алгоритм общее грамматическое значение местоимения; различать с опорой на образец разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения; словообразования, синтаксических функций, роли в речи с опорой на алгоритм; правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности);

- соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений, правописания корня с чередованием а/о –кос-−-кас-, гласных в приставках пре- и при-, слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами;

- определять с опорой на алгоритм наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении;

- иметь представление о причастии как форме глагола; различать с опорой на образец причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия; выделять, при необходимости с помощью учителя, причастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; правильно употреблять в речи однокоренные слова типа «висящий – висячий», «горящий – горячий», причастия с суффиксом –ся; правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ.; соблюдать нормы правописания причастий (падежные окончания, гласные в суффиксах причастий, н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных; слитное и раздельное написание не с причастиями);

- распознавать с опорой на образец имена числительные, местоимения, причастия;

- проводить морфологический анализ с опорой на алгоритм имен числительных, местоимений, причастий;

- применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

- проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений с опорой на алгоритм; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

- проводить анализ текста;

- соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 90–100 слов; словарного диктанта объемом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объемом 90–100 слов, содержащего не более 16 орфограмм, 3–4 пунктограмм и не более 7 слов с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета «Литература» должны отражать сформированность умений:

Устное народное творчество

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; знать о различиях фольклорных и литературных произведений;

- выделять по наводящим вопросам нравственную проблематику пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в специально смоделированных учебных ситуациях;

- использовать малые фольклорные жанры в своих письменных высказываниях, после проведенной словарной работы;

- иметь представление, что при помощи пословицы можно определить жизненную/вымышленную ситуацию.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.

Зарубежная литература

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе предложенного плана; интерпретировать прочитанное;

- определять (с помощью учителя) для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать под руководством учителя произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять авторскую позицию, определяя свое к ней отношение по наводящим вопросам и/или после предварительного анализа;

- учиться создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа характеристики героя с порой на предложенный план/ перечень вопросов;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию на основе предложенного алгоритма, перечня вопросов/ плана;

- учиться работать с книгой как источником информации.

 

Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета «История» должны отражать сформированность умений:

- с помощью педагога определять длительность исторических процессов, последовательность изученных событий, явлений, процессов, истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков, соотносить их с историческими периодами, синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов, определять современников исторических событий (явлений, процессов), используя соответствующий материал по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков:

История России

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Народы и государства на территории нашей страны в середине I тыс. н.э. Разделение славян на три ветви – восточных, западных и южных. Расселение, условия жизни и занятия восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Князья и народные собрания у восточных славян.

Русь в IX – первой половине XII в.

«Призвание варягов» (862 г.). Захват Олегом Киева (882 г.). Образование Древнерусского государства. Деятельность первых русских князей, крещение княгини Ольги. Правление Владимира I Святого. Крещение Руси (988 г.) и его значение. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Правление Ярослава Мудрого. Русская Правда. Политическое развитие Руси при Ярославичах. Правление Владимира Мономаха. Органы власти и управления в государстве Русь. Общественный строй Руси. Внешняя политика и международные связи Руси. Культурное пространство Древней Руси: письменность, распространение грамотности, берестяные грамоты, древнерусская литература, иконопись, искусство книги, архитектура, ремесло, быт и нравы.

Русь в середине XII – начале XIII в.

Формирование на Руси системы земель – самостоятельных государств. Внутренняя и внешняя политика важнейших земель, управляемых ветвями княжеского рода Рюриковичей: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества. Первое упоминание Москвы в летописях (1147 г.) при Юрии Долгоруком. Внешняя политика и внутриполитическое развитие Новгородской земли.

Русские земли в середине XIII – XIV в.

Возникновение Монгольской империи и изменение политической карты мира. Завоевания Чингисхана. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды, ее государственный строй, население, культура. Система зависимости русских земель от ордынских ханов.

Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Борьба с экспансией завоевателей на северо-западных границах Руси. Деятельность Александра Невского, его взаимоотношения с Ордой. Невская битва (1240 г.). Ледовое побоище (1242 г.). Борьба князей Северо-Восточной Руси за титул великого князя Владимирского. Правление Ивана Калиты. Усиление Московского княжества.

Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в. Дмитрий Донской. Куликовская битва (1380 г.). Закрепление первенствующего положения московских князей.

Роль Русской Православной Церкви в ордынский период русской истории. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Деятельность Сергия Радонежского.

Культурное пространство Руси в середине XIII – XIV в.: летописание, памятники Куликовского цикла, жития, архитектура, изобразительное искусство, быт и нравы.

Формирование единого Русского государства в XV в.

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в.

Политическое развитие Новгорода и Пскова в XV в.

Падение Византии и усиление позиций Москвы в православном мире. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери.

Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. «Стояние» на р. Угре, падение Ордынского владычества (1480 г.). Расширение международных связей Московского государства.

Принятие общерусского Судебника (1497 г.). Формирование аппарата управления единого государства. Новая государственная символика.

Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба.

Культурное пространство Русского государства в XV в.: летописание, литература, архитектура, изобразительное искусство, быт и нравы.

Всеобщая история (история Средних веков)

Условия жизни, устройство общества, верования древних германцев. Образование варварских королевств в Европе. Христианизация Европы. Создание и распад Каролингской империи. Создание Священной Римской империи. Нормандское завоевание Англии. Складывание феодальных отношений в странах Европы.

Внутренняя и внешняя политика Византийской империи в VI–XI вв. Складывание государств и принятие христианства у западных славян. Культура Византии, деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Расселение и занятия арабов в VI – ХI вв. Возникновение и распространение ислама. Арабские завоевания. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Особенности экономики и общества Западной Европы в XI–XV вв.: Разделение христианской церкви: католицизм и православие (1054). Крестовые походы. Деятельность духовно-рыцарских орденов. Борьба церкви с ересями.

Политическое развитие государств Европы в конце XI–ХV в.

Столетняя война.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Политическое развитие Византийской империи и славянских государств в XIV – XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии (1453 г.).

Внутриполитическое развитие и внешняя политика Османской империи, Китая, Японии, Индии.

Культура средневековой Европы и народов Востока.

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов по истории России с древнейших времён до начала XVI в и истории Средних веков с помощью педагога, с опорой на зрительную наглядность, в том числе:

Народы и государства на территории нашей страны в древности: каменный век, неолитическая революция, присваивающее и производящее хозяйство, славяне.

Русь в IX–первой половине XII в.: подсечно-огневая система земледелия, перелог, дань, полюдье, уроки, погосты, гривна, князь, дружина, купцы, вотчина, Русская Правда, люди, смерды, закупы, холопы, митрополит, десятина, традиционные верования, христианство, православие, ислам, иудаизм, граффити, базилика, крестово-купольный храм, фреска, мозаика, летопись, жития;

Русь в середине XII–начале XIII в.: политическая раздробленность, республика, вече, посадник, тысяцкий, берестяные грамоты;

Русские земли в середине XIII–XIV в.: ордынское владычество, баскак, ярлык, военные монашеские Ордена, крестоносцы;

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв.: Орда, курултай;

Русские земли в середине XIII–XIV в.: централизация. кормление, регалии, государственная символика;

История Средних веков: барщина, вассал, Генеральные штаты, герцог, граф, гуситы, еретик, император, инквизиция, индульгенция, кортесы, Крестовые походы, натуральное хозяйство, оброк, крестьянская община, парламент, повинности, поместье, Реконкиста, сеньор, сословие, сословно-представительная монархия, тевтонцы, трёхполье, университет, феод, феодализм, цех, эмират;

- рассказывать по заданному плану о событиях, явлениях, процессах, деятелях истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков, используя различные источники информации, корректно используя изученные понятия и термины, в том числе описывать:

- занятия древнейших земледельцев и скотоводов;

- условия жизни и занятия народов, проживавших на территории нашей страны до середины 1-го тысячелетия до н.э.;

- расселение, условия жизни и занятия восточных славян;

- общественный строй и политическую организацию восточных славян, религию древних славян;

- роль природно-климатического фактора в формировании русской государственности; органы власти и управления в государстве Русь;

- общественный строй Руси, положение различных категорий свободного и зависимого населения;

- культурное пространство Древней Руси: письменность, распространение грамотности, берестяные грамоты, древнерусскую литературу, иконопись, искусство книги, архитектуру, ремесло;

- культурное пространство Руси в середине XII – начале XIII в.: летописание, литературу, архитектуру;

- систему зависимости русских земель от ордынских ханов;

- государственный строй, население, экономику, культуру Золотой Орды;

- культурное пространство Руси в середине XIII–XIV в.: летописание, памятники Куликовского цикла, жития, архитектуру, изобразительное искусство;

- новую государственную символику, появившуюся при Иване III, теорию «Москва – третий Рим»;

- культурное пространство Русского государства в XV в.: летописание, литературу, архитектуру, изобразительное искусство;

- повседневную жизнь и быт людей на Руси в IX–XV вв.;

- условия жизни, устройство общества, верования древних германцев;

- культуру Византии, деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия; расселение, занятия, арабов в VI–ХI вв.;

- арабскую культуру;

- особенности экономики и общества Западной Европы в XI–XIII вв.: аграрное производство, феодальную иерархию, положение крестьянства, города, как центры ремесла, торговли, культуры, средневековые города-республики, облик средневековых городов, быт горожан;

- культуру средневековой Европы: представления средневекового человека о мире; образование, развитие знаний о природе и человеке, литературу, архитектуру, книгопечатания, Гуманизм и раннее Возрождение в Италии;

- культуру народов Востока;

- читать и использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений, процессов) истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков, используя «ленту времени»;

- наносить на контурную карту отдельные объекты с непосредственной опорой на атлас и другие источники информации по предложенным заданиям, заполнять с помощью педагога легенду карты/схемы;

- различать с опорой на зрительную наглядность типы исторических источников по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков, соотносить их с историческими периодами, к которым они относятся с опорой на «ленту времени», описывать по заданному плану;

- различать с опорой на зрительную наглядность основные виды письменных источников по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков;

- проводить с помощью педагога атрибуцию письменного исторического источника по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков;

- отвечать на вопросы по содержанию письменного исторического источника по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков и составлять по образцу на его основе план;

- осуществлять поиск дополнительной информации по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков в справочной литературе, сети Интернет для решения различных учебных задач с опорой на алгоритм учебных действий;

- использовать вещественные исторические источники по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков для иллюстрации особенностей социально-экономических явлений изучаемого периода, составления краткого описания событий (явлений, процессов) региональной истории (истории родного края);

- использовать условно-графическую, изобразительную наглядность и статистическую информацию по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков при изучении событий (явлений, процессов), проводить атрибуцию изобразительной наглядности;

- различать с помощью педагога в исторической информации по истории России с древнейших времён до начала XVI в. и истории Средних веков события, явления, процессы; факты и мнения;

- различать с опорой на вопросы значения терминов «причина», «предпосылка», «повод», «итоги», «последствия», «значение» и использовать их при характеристике событий (явлений, процессов) с опорой на план;

- группировать с помощью педагога (систематизировать, обобщать) отдельные элементы знания по истории России с древнейших времён до начала XVI в. и истории Средних веков по предложенным признакам, с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы) составлять таблицы, схемы;

- отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез исторической информации по истории России с древнейших времён до начала XVI в. и истории Средних веков;

- составлять простой план изучаемой темы с опорой на текст;

- выделять существенные признаки исторических событий (явлений, процессов) истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков с опорой на ключевые слова;

- устанавливать по предложенному образцу причинно-следственные, пространственные, временны́е связи исторических событий, явлений, процессов истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков; использовать знание причинно-следственных связей при изложении учебного материала с опорой на план;

- с помощью педагога сравнивать: события, явления, процессы в истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков; взгляды исторических деятелей, теоретические положения, представленные в форме учебного текста, условно-графической, изобразительной наглядности или статистической информации по 2–3 предложенным критериям, оформлять результаты сравнения в виде сравнительной таблицы, на основе сравнения делать вывод;

- определять с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и личностям из истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков;

- находить по предложенному алгоритму в учебном тексте по истории России с древнейших времен до начала XVI в. и истории Средних веков факты, которые могут быть использованы для подтверждения / опровержения заданной точки зрения;

- использовать материал по истории родного края для изучения особенностей исторического развития своего региона.

Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета «Обществознание» должны отражать сформированность умений:

- называть с опорой на зрительную наглядность, с помощью педагога черты отличия человека от других живых существ, отличительные черты индивида и личности; признаки, основные структурные элементы и виды деятельности; основные типы потребностей человека; психологические и социальные особенности людей подросткового возраста; права и обязанности обучающегося школы; сферы жизни общества; основные виды экономической деятельности; основные характеристики социальной структуры современного российского общества; основы организации государственной власти Российской Федерации;

- приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов, в том числе влияния потребностей на деятельность человека, проявлений способностей человека, осуществления различных видов деятельности, проявлений межличностных отношений, отношений между поколениями, семейных ценностей и традиций и традиционных ценностей российского народа; взаимосвязей общества и природы, взаимодействия основных сфер жизни общества; экономических ресурсов и возможностей России; проявлений глобальных проблем современного общества;

- различать социальные объекты, в том числе социальные общности и группы; факты, явления и процессы, относящиеся к различным сферам жизни общества;

- сравнивать с помощью педагога основные возрастные периоды жизни человека, ситуации осуществления различных видов деятельности, проявления межличностных отношений; социальные группы (в том числе семьи разных типов);

- использовать полученные знания и умения для установления и объяснения, с помощью педагога, взаимосвязей между обществом и природой; взаимосвязей между основными сферами жизни общества, относящимися к ним явлениями и процессами; роли семьи в жизни человека и общества; места России среди современных государств; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей;

- с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к изученным явлениям, процессам социальной действительности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи с опорой на алгоритм учебных действий, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;

- осуществлять смысловое чтение текстов обществоведческой тематики; составлять по предложенному образцу простой план изучаемой темы; рассказывать по плану об изученных событиях, явлениях, процессах;

- находить и извлекать социальную информацию (текстовую, знаково-символическую, аудиовизуальную) по заданной теме в различных ее адаптированных источниках (в том числе учебных материалах) и публикациях СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет с опорой на алгоритм учебных действий;

- оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ по заданной теме, соотносить ее с собственными знаниями и личным социальным опытом;

- осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.

Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета «География» должны отражать сформированность умений:

- находить, извлекать и использовать с помощью педагога информацию из различных источников (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы) необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач: описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов; определять тенденции изменений температуры воздуха, количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов; по картам атласа определять соленость вод отдельных частей Мирового океана, сравнивать реки по заданным показателям, годовое количество осадков, выпадающих на разных широтах, особенности растительного и животного мира в природных зонах мира;

- получать информацию об отдельных компонентах природы Земли с использованием карт различного содержания с опорой на алгоритм учебных действий;

- иметь представление об изученных географических объектах, процессах и явлениях в геосферах: гидросфера: состав, строение и свойства, части Мирового океана (моря, заливы, проливы, каналы), движение вод в океане (волны, приливы и отливы, океанические течения); реки (равнинные и горные), части реки (исток, устье, притоки), речная система, речной бассейн, пороги и водопады; питание и режим рек, озера (типы озёр по происхождению котловин, озера сточные и бессточные); болота, подземные воды, их виды; гейзеры, горные и покровные ледники, многолетняя мерзлота; атмосфера: состав и строение, свойства; температура воздуха, зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей, суточный и годовой ход температуры воздуха, амплитуда температур; образование облаков и их виды, туман; образование атмосферных осадков, их виды и распределение; атмосферное давление и ветры (бризы, муссоны); погода и климат, климатообразующие факторы, климаты Земли; глобальные климатические изменения; биосфера: состав и границы, разнообразие животного и растительного мира, жизнь на суше и в океане, человек как часть биосферы; географическая оболочка: состав, строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность); природно-территориальный комплекс, природная зональность и высотная поясность, почвы (с опорой на схемы, иллюстрации, таблицы, дополнительные вопросы);

- иметь представление о значении географических сфер в жизни Земли, а также круговоротов воды, газов и биологических веществ в природе;

- иметь представления о проявлении свойств географической оболочки: зональность, ритмичность и целостность, изменений в геосферах в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; путей решения существующих экологических проблем; опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения; актуальных исследований в геосферах, проблем ограниченности ресурсов, а также способов их сбережения и экономии человеком ресурсов: природных, материальных, личностных, духовно-ценностных, вклада отечественных ученых в данные исследования;

- проводить измерения основных элементов погоды с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме с опорой на алгоритм учебных действий;

- устанавливать эмпирические зависимости между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности, а также зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей с опорой на алгоритм учебных действий;

- называть причины образования ветра, приливов и отливов;

- объяснять с помощью педагога направление дневных и ночных бризов, суточный и годовой ход температуры для отдельных территорий и/или своей местности;

- использовать знания об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач с опорой на алгоритм учебных действий: сравнение свойств атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; сравнение количества солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей, определение суточных и годовых амплитуд температуры воздуха;

- классифицировать моря по местоположению (внутренние, окраинные, межостровные) с опорой на карту;

- показывать на карте и обозначать на контурной карте крупнейшие моря, заливы, проливы и каналы; реки и озера Земли с помощью педагога;

- выступать с небольшими сообщениями в рамках изучаемого учебного материала;

- описывать положение на карте главных течений, глубоководных желобов и впадин Мирового океана, крупных островов и полуостровов, природных зон с использованием плана, презентации (с использованием источников дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов);

- формулировать с помощью педагога оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду.

 

Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета «Математика» должны отражать сформированность умений:

- иметь представление о понятиях: множество, элемент множества, подмножество, пересечение, объединение множеств; множество целых чисел, множество рациональных чисел; ориентироваться в способах графического представления множеств;

- ориентироваться в понятиях: высказывание, истинное высказывание, ложное высказывание; решать несложные логические задачи;

- ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: деление с остатком, остаток от деления; использовать деление с остатком при решении задач;

- ориентироваться в понятиях: простое и составное число; находить разложение составного числа в произведение простых;

- ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: отрицательное число, целое число, модуль числа, противоположные числа; выполнять сравнение чисел с разными знаками, сложение, вычитание, умножение и деление чисел с разными знаками; представлять положительные и отрицательные числа на координатной прямой;

- ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: числовое выражение, значение числового выражения; находить значения числовых выражений, иметь представление о понятии рациональное число; выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями; применять при вычислениях переместительный, сочетательный законы (свойства) сложения и умножения, распределительный закон (свойство) умножения относительно сложения;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: