Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию внимания




Занятие 1.

Создание условий для более близкого знакомства детей в микро-группе.

Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и кинестетической памяти, логического мышления, временной ориентации.

Упражнение на знакомство «Калейдоскоп имен»

Ведущий по очереди называет буквы алфавита. Дети, чье имя начинается с озвученной буквы, должны встать, представиться и рассказать о своем любимом занятии.

Основная часть

Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».

Психолог:

«Сейчас мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку».

Психолог с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа, юрист может проконтролировать это действие.

Упражнение на развитие объёма внимания, зрительной памяти «Живая картинка».

Психолог организует детей в группу. Участники замирают по сигналу в какой-либо позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В «картинку» вносится строго оговорённое количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий – опускает поднятую руку, четвёртый поворачивается в другую сторону – всего три изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картинку.

Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания «Слова – невидимки».

Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.

Психогимнастическое упражнение.

Психолог:

Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.

Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти «Восстановить пропущенное слово».

Психолог читает ряд из 5-7 слов, несвязанных между собой по смыслу:

САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША

Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, навыков счёта «Счёт по командам».

Группа делится на 2 команды, заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 или 20) и используемых арифметических операций (+, -). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, психолог называет арифметическое действие с ними. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят счётные операции и называют окончательный ответ. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Упражнение на развитие логического мышления «Четыре числа».

Участникам даются числа: 1; 2; 3; 4.

Психолог:

Посмотрите на эти числа. Какие арифметические действия можно с ними произвести, чтобы в итоге получить 8? Каждое число можно использовать только один раз.

Участники выполняют данное задание в тетрадях.

Упражнение на развитие концентрации внимания, дедукции «Кто старше?»

Психолог:

Послушайте внимательно.

1. Иван моложе Сергея и старше Олега. Кто старше Сергей или Олег?

4. Рефлексия занятия

Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.

Предлагает участникам ритуал прощания.

Занятие 2

Развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти.

Задачи: развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти, конвергентного мышления, воображения.

1. Приветствие

Ритуал приветствия.

2. Разминка

Упражнение на активизацию «Добрый – злой мяч».

Участники становятся в круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» - трудно. Научившись кидать добрый – злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи. Тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».

3. Основная часть

Упражнение, направленное на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Кто внимательнее?»

Психолог говорит, и дети смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.

По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.

Игра на развитие распределения внимания, логического мышления «Анаграммы».

Психолог предлагает участникам анаграммы, например:

АВОРОК ОШЛАК

Психолог:

В этих словах буквы перепутали свои места. Поставьте каждую из букв на своё место, чтобы получились правильные слова и запишите их в своих тетрадях.

Психогимнастическое упражнение: «Дождик».

Психолог:

Посмотрите, что-то падает с неба. Вытяните левую руку, откройте ладошку. Вытяните правую руку, откройте ладошку. Поймайте ладошками капельки дождя. Потянитесь вверх. Глубоко вдохните. Опустите руки вниз, стряхните капельки с ладошек. Выдохните. Повторим ещё раз.

Игра на развитие распределения внимания, кинестетического восприятия «Опаздывающее зеркало».

Участники стоят в полукруге.

Психолог:

Первый слева (ведущий), представь себе, что ты стоишь перед зеркалом и прихорашиваешься не спеша. Сделал одно движение – задержался на секунду, посмотри в зеркало. Другое движение – пауза, третье движение – снова пауза. Левый сосед должен начать повторять первое движение ведущего только тогда, когда он начнёт выполнять второе движение. Третий слева повторит первое движение ведущего, когда его правый сосед начнёт воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий уже сделает третье движение. Таким образом, движения ведущего будут повторяться всеми стоящими в полукруге с отставанием на одно движение.

Упражнение, направленное на развитие распределение внимания и ковергентного мышления «Переструктурирование слова».

Психолог:

Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.

Слово: ПЕРЕЛЕСОК

Упражнение, направленное на развитие объёма и переключения внимания «Придумай предмет».

Психолог предлагает детям перечислить предметы, например зелёного цвета. Просит быть внимательными, чтобы не повторять названия предметов.

Упражнение на развитие воображения «Две линии».

Психолог рисует на доске две линии и предлагает каждому из участников добавлять по одной линии, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.

4. Рефлексия занятия.

По той же схеме. Прощание.

 

Занятие 3

Задачи: развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания, пространственной ориентации, гибкости мышления, воображения.

1. Приветствие

Ритуал приветствия.

2. Разминка

Игра на развитие объёма, распределения и переключения внимания: «Небо – земля – вода».

Психолог:

Попробуйте перебрасывать друг другу мячик. Но не просто так, а произнося при этом «небо», «земля» или «птица». Если вы называете: «небо», то тот, кому вы бросаете мяч, должен назвать какую-либо птицу, если – «земля» - название зверя, «воды» - название какой-нибудь рыбы. Будьте внимательны, постарайтесь не повторять названия животных.

3. Основная часть

Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».

См. занятие 1.

Упражнение на развитие концентрации, распределение и переключение внимания «Примеры и текст».

Психолог предлагает участникам в течение 5 минут решит 7 несложных примера. Одновременно он читает вслух неизвестный детям текст. Участники должны в условленный срок правильно решить примеры и ответить на вопросы по содержанию текста. Кинофестивали России и за рубежом психолог рекомендует отслеживать родителям детей!

Упражнение на развитие устойчивости внимания, гибкости мышления «Заполнить пропуски в словах».

Психолог предлагает участникам найти пропущенные буквы в сло-вах (4 слова).

Психогимнастическое упражнение.

Психолог:

Сделайте глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустить голову на грудь. Медленный глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз.

Игра, направленная на развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации «Муха».

Психолог раздаёт участникам таблицы и диктует «перелёт мухи» внутри таблицы вправо – влево, вверх – вниз, но не по диагонали. Перелёт «мухи» дети отслеживают визуально.

Упражнение на развитие воображения «Дорисуй».

Психолог предлагает участникам дорисовать предложенные линии так, чтобы получились изображения каких-либо предметов или образов.

4. Рефлексия занятия.

По той же схеме. Прощание.

 

Занятие 4

Задачи: развитие концентрации, распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, воображения.

1. Приветствие

Ритуал приветствия.

2. Разминка

Игра, направленная на активизацию участников, развитие объёма внимания, слуховой памяти «Путешествие сказочных героев».

Участники сидят в кругу, выбирается водящий. Водящий подходит к каждому. Участники шёпотом сообщают ему выбранный для себя сказочный персонаж (из сказки, фильма, мультфильма). Водящий должен запомнить все образы и подозвать участников к себе. Например, «Ко мне идёт Баба-Яга» и т.д. Все участники выстраиваются за водящим, образуя цепочку. Водящий ведёт за собой группу, преодолевая препятствия, придуманные психологом.

3. Основная часть

Упражнение на развитие распределение внимания «Каждой руке своё дело».

Психолог раздаёт участникам книги с иллюстрациями.

Психолог:

Левой рукой перелистывайте листы книги, внимательно рассматривая иллюстрации, а правой рукой чертите геометрические фигуры по приведённому образцу:

Работа продолжается в течение минуты.

Игра на развитие наблюдательности «Искатель».

Приготовить какой-либо маленький предмет. Для пользы тела! Водящий игрок выходит из комнаты. Психолог кладёт предмет на видном месте. Водящий приглашается в комнату. Он может сделать только один круг по комнате, чтобы отыскать предмет. Остальные игроки не должны подсказывать словами, взглядами о местонахождении предмета.

Упражнение, направленное на развитие устойчивости внимания, умения устанавливать закономерности «Числовые ряды».

Психолог предлагает участникам установить логические закономерности в построении числовых рядов и продолжить их, написав два последующих числа.

Например:

2 4 6 8 10 _ _

5 1 8 1 11 _ _

9 2 7 2 5 _ _

Психогимнастическое упражнение.

Поднимаем руки вверх. Делаем глубокий вдох. Задерживаем дыхание. Тянемся вверх, пытаемся достать яблоко, растущее на дереве. Не получилось. Спокойно опускаем руки вниз. Выдох. Руки встряхнули. Ещё раз попытаемся сорвать яблоко. Поднимаем руки вверх, тянемся. Вдох. Задержка дыхания. Сорвали яблоко. Опускаем руки вниз. Выдох.

Игра на развитие концентрации внимания, наблюдательности, воображения «Испорченный телефон».

Группа участников становится в ряд, спиной к водящему. Водящий поворачивает к себе лицом участника, стоящего рядом с ним и показывает жестом какой-либо предмет или действие. Затем водящий отворачивается, а участник, которому показали жест, демонстрирует его следующему игроку и т. д. Затем сравниваются по сходности жесты водящего и последнего игрока. Если жесты не совпадают, игроки анализируют в каком месте цепочки произошёл сбой. Каждый участник должен побывать в роли водящего.

Игра на развитие распределения внимания, логического мышления «Анаграммы».

Психолог предлагает участникам анаграммы, например:

ЕНАТС ЫШАРК

Упражнение на развитие воображения «Кляксы».

Участникам раздаются листы с отпечатанными на них пятнами «кляксами». Психолог предлагает детям дорисовать «кляксы», чтобы получился какой-нибудь образ. Проводится обсуждение рисунков.

4.Рефлексия занятия.

По той же схеме. Прощание.

 

Занятие 5

Задачи: развитие устойчивости внимания, смысловой памяти, логического мышления.

1. Приветствие

Ритуал приветствия.

2. Разминка

Игра на развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации «Стой спокойно».

Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки». Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед справа – левую руку, сосед слева – правую руку. Кто ошибается – выходит из круга.

3. Основная часть

Упражнение на развитие концентрации внимания, смысловой памяти «Пиктограммы».

Психолог читает слова или словосочетания, которые участникам следует запомнить.

Психолог:

Слов много, а чтобы легче их было запоминать, нарисуйте в тетради что-нибудь (какой-либо предмет или образ), что напомнит каждое из них. Рисовать можно картинки, но не буквы и числа. Не старайтесь вырисовывать, качество рисунков неважно. Важно то, чтобы они правильно передавали смысл слова или словосочетания.

Психологу важно показать пример выполнения задания.

Слова:

1) весёлый праздник,

2) вкусный ужин,

3) строгая учительница.

4) тяжёлая работа,

5) тёплый ветер,

6) болезнь,

7) обман,

8) расставание,

9) развитие,

10) слепой мальчик,

11) страх,

12) дружная компания.

Затем участники по своим рисункам воспроизводят данные слова и словосочетания. В конце занятия проводится повтор.

Упражнение на развитие устойчивости внимания и логического мышления «Вставь недостающее число».

Психолог показывает участникам картинки, на которых в изображённых предметах записаны числовые ряды.

Психолог:

Внимательно посмотрите на числовые ряды и установите логическую закономерность в их построении, продолжив каждый из них одним последующим числом.

 

Психогимнастическое упражнение:

Психолог просит детей закрыть глаза.

Психолог:

Сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с неё как с горки.

Упражнение повторяется три раза. После его выполнения желающие могут поделиться своими впечатлениями, а вот для дамы психолог рекомендует индивидуальные занятия.

Игра, направленная на развитие устойчивости и объёма внимания «Птичка».

Перед игрой каждый участник подбирает для себя «фант» (мелкая вещь). Игроки усаживаются вокруг водящего. Водящий даёт остальным игрокам названия деревьев: дуб, клён, липа … Каждый должен запомнить своё название. Водящий, например, говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». «Дуб» должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». «Ёлка» называет другое дерево и т.д. Кто прозевает отдаёт свой фант водящему.

Игра, направленная на развитие концентрации, объёма внимания, гибкости мышления «Бег ассоциаций».

Психолог называет любое слово. Один из участников говорит, с чем ассоциируется данное слово. Следующий участник называет свою ассоциацию на предложенное слово предыдущего участника и т.д.

Психолог:

Будьте внимательны, не повторяйте слова.

Из предложенных участниками слов строится логическая цепочка. В конце задания психолог записывает первое и последнее слово цепочки и спрашивает каждого участника, какую связь он видит между данными словами.

4. Рефлексия занятия.

По той же схеме. Прощание.

 

Занятие 6

Задачи: развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, пространственной ориентации, смысловой памяти, воображения.

1. Приветствие

Ритуал приветствия.

2. Разминка

Игра развитие концентрации внимания, активизация на работу «Узнай по голосу».

Водящий поворачивается спиной к группе участников.

Психолог:

«…, ты сейчас в лесу, мы тебе кричим: «Ау!» Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай!»

Участники произносят «Ау!», стараясь изменить свой голос. Водящий должен отгадать участника, зовущего его.

3. Основная часть

Упражнение, направленное на развитие концентрации внимания и смысловой памяти «Слова – признаки».

Психолог предлагает участникам внимательно прослушать слова и к каждому слову подобрать слово – признак. Например, мяч – резиновый. Слово – признак записывается в тетрадь.

Слова: 1) холод;

2) вода;

3) дым;

4) трава;

5) окно;

6) стол;

7) снег;

8) луна;

9) день;

10) крик.

По словам – признакам участники воспроизводят предложенные психологом слова.

Упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации «Человечек».

Психолог диктует участникам графический диктант.

Психогимнастическое упражнение.

Психолог:

Представьте, что фокусник превратил вас в игрушки, а для женщин психолог рекомендует другую методику. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились. А теперь откройте глаза и постарайтесь позой или движением изобразить вашу игрушку. Остальные участники угадывают, что это за игрушки.

Упражнение, направленное на развитие объёма внимания «Занимательный вопрос».

Психолог предлагает участникам внимательно послушать и ответить на вопрос:

Мама попросила сына купить в магазине: мясо, мыло, спички.

Сын купил: масло, сало, спички, мясо.

Что же он забыл купить? (мыло)

Что он купил лишнего? (масло, сало)

Упражнение на развитие творческого воображения: «Дорисуй фигуру».

Психолог предлагает участникам дорисовать фигуры, чтобы получились интересные предметы или образы.

Игра на развитие концентрации и переключение внимания «Глухой телефон».

Аналог игры «Испорченный телефон» (см. занятие 4).

Участники рисуют пальцем на спине последующего в цепочке игрока сначала буквы, затем короткие слова.

4. Рефлексия занятия.

По той же схеме. Прощание.

Занятие 7

Задачи: развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания, логического мышления, эмоционально-экспрессивное развитие.

1. Приветствие

Ритуал приветствия.

2. Разминка

Игра на развитие взаимодействия, активизацию участников «Плечом к плечу».

Игроки выстраиваются парами. Психолог предлагает передавать небольшой по размерам мячик от одной паре к другой, придерживая его только плечами.

3. Основная часть

Упражнение на развитие распределения внимания и логического мышления «Закодированные примеры».

Психолог предлагает участникам, используя ключ к шифру, решить примеры:

ОС – МИ = ТС + МК =

КО + ВП = МАА – МО =

Ключ:

Игра на развитие устойчивости внимания «Четыре стихии».

Игроки стоят по кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, если слово «воздух» - поднять вверх, слово – «огонь» - произвести вращение руками.

Упражнение на развитие концентрации внимания: «Улови сразу».

Взяв в руки 3-7 однородных предметов, например карандашей, психолог взмахивает ими как можно быстрее перед участниками, которые должны определить их количество и показать на пальцах их количество только психологу. Для тех, кто не успел подсчитать, психолог взмахивает повторно немного медленнее, затем ещё медленнее. И так до тех пор, пока каждый ясно не воспримет количество демонстрируемых предметов.

Упражнение на развитие переключения внимания, воображения «Задумай рисунок».

Каждый участник должен рисовать только одним карандашом и только определённого цвета. У каждого свой листок.

Психолог предлагает задумать рисунок и начать рисовать, но на счёт «раз, два, три» участники должны передать свой листок соседу слева, а у соседа справа взять листок и дорисовать его рисунок. Передавать листки по команде до тех пор, пока не вернётся каждому из участников свой листок. Его можно будет определить по цвету своего карандаша.

После работы психолог опрашивает участников, правильно ли другие участники поняли их задумки и дорисовали рисунок?

Психогимнастическое упражнение.

Психолог:

Сделайте вдох и расслабьтесь. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите это три раза. Приподнимите плечи, затем опустите их. Лечение неврозов таким образом тоже вылечивается, последнее упражнение повторите три раза. Почувствуйте, как удлинилась ваша шея, как она расслабилась. Представьте себя с длинной как у жирафа шеей.

Упражнение на развитие устойчивости внимания, логического мышления «Реши анаграммы».

Психолог предлагает участникам решить анаграммы:

КАУТ КАБОСА ЦИРУКА КАЙНЕДИ

Исключить лишнее слово.

4. Рефлексия занятия.

По той же схеме. Прощание.

 

Дополнительные упражнения

 

1. Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Учащиеся выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога.

2. «Назови и проверь постукиванием». Учащиеся вместе с ведущим выбирают 7 разнообразных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом. Затем закрывают глаза. Ведущий ударяет карандашом, по какому – либо из этих предметов 5-10 раз. Учащиеся должны назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом.

3. Упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки». Учащиеся должны рисовать симметричные рисунки одновременно двумя руками (к себе, от себя, вверх, вниз).

4. «Найди отличия». Учащимся предлагается два почти одинаковых рисунка, где необходимо найти, чем один рисунок отличается от другого. При затруднении в определении, ведущий предлагает лучше рассмотреть картинки, а также принять решение наводящими вопросами.

 

 

Список использованных источников

1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. / А. Ф. Ануфриев. – М., 2001.

2. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе. / М. Р. Битянов. – М.: Генезис, 2001.

3. Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы. / Д. Валкер. – СПб, 2001.

4. Гаврина, С. Е. Развиваем внимание. / С. Е. Гаврина. – М., 2003.

5. Лубовский, Д. В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 –х классов. / Д. В. Лубовский – М., 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: