Социально – политическое устройство




Культура античной цивилизации

Культура Древней Греции: античный способ производства как основа «греческого чуда»

Периоды культурного развития Древней Греции

Для мировой культуры огромную роль сыграло культурное наследие античных государств. Все народы Европы испытали влияние античной литературы, искусства, философии, религиозных, политических и юридических взглядов. Само понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения – так итальянские гуманисты называли греко – римскую культуру.

Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и в настоящее время.

Почему Древняя Греция считается колыбелью европейской культуры? Ответ прост: потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения европейской цивилизации. О культуре Эллады (так называли свою страну сами греки, а себя – эллинами) можно сказать, что она содержала в себе в зародышевом состоянии все последующие достижения европейской культуры.

Выделяют следующие периоды культурного развития Древней Греции

· Крито – микенский период (3 – 2 тыс.до н. э.).

· Гомеровский период (XI –VIII вв. до н.э.)

· Архаический период (VIII – VI вв. до н. э.)

· Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.)

 

Крито – микенский период

Центрами крито – микенской цивилизации были остров Крит и город Микены в материковой части Греции. Критскую культуру еще называют по имени царя Миноса – минойской. В начале XX века английским археологом Артуром Эвансом был открыт знаменитый лабиринт - Кносский дворец Миноса, описанный в греческих мифах о минотавре – чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Все дворцы Крита были похожи на лабиринты, состоящие из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка которых отличалась беспорядочностью. В середине XV века до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера недалеко от Крита (современный остров Санторин).

В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия.

С приходом северобалканских варварских племен – дорийцев крито – микенская цивилизация прекращает свое существование (варвары обладали более эффективным, чем бронзовое, железным оружием).

 

Гомеровский период

Этот период культурной истории Греции называют по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э., являются важнейшим источником информации о том времени. Эти поэмы рассказывают о происходившей в

XIII веке до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев Одиссея домой после войны.

Для этого периода огромное значение имело широкое распространение железа, внедрение его в производство и возникновение городов – полисов.

 

Архаический период

Итак, к VIII в. до н.э. на месте прежнего родового строя утвердилась новая политическая структура – город – государство (полис).Такое государственное устройство воплощалось в участии граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений о делах государственной важности. Оно стало прототипом демократии, но демократическим оно может быть названо лишь условно. Все же полисный строй был, безусловно, прогрессивным.

Характер мировоззрения греческого общества складывался начиная с крито – микенского периода. Это становление продолжалось и в архаический период. Мировоззрение греков было ориентировано на пантеон богов Олимпа. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляя их похожими на людей. Власть богов была беспредельной. Сам Зевс подчинялся велению судьбы. Кроме мифов о богах у греков существовали мифы о героях. Наиболее известные объединялись в циклы: о Троянской войне, о подвигах Геракла.

Важным фактором культурного развития Греции было проведение игр, которые устраивались в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были:

· Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу; проходили в Олимпии 1 раз в 4 года; были учреждены в архаический период (776 г. до н.э.);

· Пифийские – спортивные и музыкальные состязания в честь Апполона в Дельфах; проходили 1 раз в 4 года;

· Истмийские – в честь Посейдона; проводились под Коринфом 1 раз в 2 года.

К этому же времени относится и возникновение греческого театра, который вырос из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на праздниках в честь Диониса.

Классический период

Переход от архаики к классике был обусловлен серьезными социально – политическими событиями:

· Борьбой рабовладельческой демократии и тирании;

· Ожесточенной борьбой греческих полисов с персами.

Войны с Персией стали для греческого народа суровым испытанием. Опасность перед общим врагом сплотила народы Греции. Персы были разгромлены, и это доказало преимущество общественного строя городов – государств Древней Греции. Это способствовало росту общественного самосознания эллинов в период так называемого «золотого века».

Демократия – одна из главных черт классической древнегреческой культуры. Государство не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами были государством. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллин не был узким профессионалом. Так, прославленный философ мог сделать замечательные открытия в области математики, астрономии; известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат. Большинство известных греков были еще и поэтами.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Афинское государство заботилось о культурной жизни граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией аристократов, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. О невежественном человеке говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать».Целью образования было всестороннее воспитание личности.

Греки были равнодушны к внешним завоеваниям, а всю силу своей энергии направляли на достижение гармонии красоты, добра, стремились к классическому идеалу равновесия тела и духа. Наиболее известные памятники скульптурного творчества того времени статуя «Дискобол» ( автор Мирон), бронзовая фигура юноши с копьем, имеющая название «Дорифор» (Поликлета.)

Статуя не была памятником какому – либо определенному атлету – победителю, и ее называли «канон» по названию теоретического трактата Поликлета. Мастер сумел найти правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. Он математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. Слава статуи Поликлета связана также и с тем, что он ярко выразил в скульптуре идеал атлета – гражданина, образ всесторонне развитого, здорового и цельного человека. От этих произведений искусства веет спокойствием и величественностью.

Канон (от греческ. kanon – норма) – свод положений, имеющий характер правила, нормы, эталона.

«Золотым веком» Афин называют вторую половину V века до н.э., время правления Перикла. В его доме собирались талантливейшие люди: историк Геродот, драматург Софокл, ваятель Фидий, философы Анаксагор и Протагор. Душой этого кружка была жена Перикла Аспасия, которая не боялась вступать в дискуссию с самим Сократом. Она сыграла главную роль в преобразовании античной культуры.

Периклом был преображен и облик Афин. Именно в этот период были созданы знаменитые сооружения Акрополя в честь победы, одержанной в греко – персидских войнах.

Акрополь (в пер. с древнегреч. – верхний город) древняя крепость Афин,

расположенная на вершине скалы, поднимающейся на 80 м над равниной.

По инициативе Перикла народное собрание Афин приняло решение о создании ансамбля храмов и статуй в Акрополе.

Перикл был высококультурным человеком, но, страстно желая видеть своих сограждан такими же культурными, он невольно переоценил роль культуры в обыкновенной человеческой жизни. Платон об этом периоде писал, что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед худшими притязаниями афинского демоса. Одним из негативных следствий преобразовательной деятельности Перикла стал рост массы праздных горожан в Афинах, постоянно требовавших от государства «хлеба и зрелищ».

Эллинистический период

Конец классической культуры античной Эллады наступил в последние десятилетия IV в.до н.э. Гибели полисной демократии способствовал захват всей Греции Александром Македонским, который основал огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель. Но это не помешало ему захватить персидскую державу, а заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божественные почести. Это было историческое время поворота от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Став царем, Александр решил устранить все националистические предрассудки. Он хотел видеть слитыми воедино Восток и Запад.

Угасание политической жизни в бывших полисах совпало с изменением в деле воспитания. Резкое имущественное расслоение общества повлекло за собой расслоение и в образовании. Впервые как сословие появилась интеллигенция. Народ во время праздника превращался из участника в зрителя. Это время стало эпохой экономического роста: появлялись новые города, процветали науки, внедрялись изобретения. Но греки помнили свободу. Их не устраивала новая жизнь. У многих греков появляется потребность разобраться в своих чувствах и мыслях. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: кинизм, эпикуреизм, стоицизм. Самые злободневные вопросы: откуда берутся зло и несправедливость в этом мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу.

В эллинистическую эпоху пробуждается индивидуализм, что находит отражение в искусстве и литературе. Появляется стремление сделать искусство более близким к человеческой жизни.(авторы изображали мир страстей, чувств). Классический идеал красоты олицетворяла статуя ЛеохараАпполон Бельведерский. В эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры – знаменитая Венера Милосская.

 

 

Скульптурным произведением, в котором трагизм и эмоции достигают вершины, является скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья». В эпоху эллинизма возник город Александрия – настоящий просвещенный центр античной культуры, где перекрещиваются пути греческих и древневосточных культурных традиций.

Социально – политическое устройство

Греция не была единым государством, а представляла собой совокупность городов – полисов с разными формами правления: монархия, аристократия, олигархия, тирания, демократия. Формы политического устройства сменялись чрезвычайно быстро. Именно в Греции находятся истоки демократии, т.е. такого правления, когда власть принадлежала народному собранию полиса, который являлся высшим органом власти.

Демократия (от греческ. demos – народ, kratos – власть) – форма общественной власти государства, основанной на признании народа источником власти.

Каждый полис издавал свои законы, чеканил монету, говорил на своем диалекте, имел собственных богов и героев, а также свой календарь. Несмотря на все различия, у греков сохранялось чувство совместной принадлежности к некоторому единству. Характерная особенность греческого бытия – это следование принципу состязательности, благородного соревнования отдельных личностей, групп и полисов в целом, наградой за который становилось общественное признание и почет. Таким образом, главная доминанта мировоззрения эллинов – это представление о единстве светлого и темного начал, единстве возвышенного и низменного в человеке как существе двойственном. Именно в Элладе родилось понятие личности. Грек не ждал, как это часто делаем мы, лучших времен или обстоятельств для того, чтобы проявить себя, не оправдывал своего бездействия тем, что нет подходящих условий или людей, способных оценить и поддержать. Его натура искала реализации «здесь и теперь», а не «завтра». Творческий дух эллинов находил выход, поскольку не приспосабливался, а преодолевал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: