Раздел 1. Введение в науку о языке




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_______________

О.С. Скороход

Приказ № 251

от 01.09.2017

 

Рабочая программа

«Русский язык»

Класс

(УМК А. И. Власенкова)

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Еремеева М.В.

29.08.2017

 

РАССМОТРЕНО на заседании МО

29.08.2017

Руководитель МО

____________Михайлова Н.А.

 


Пояснительная записка

 

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе основной образовательной программы среднего общего образования, программы Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. -М.: Просвещение, 2013.

При реализации программы профильного образования используется следующий учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы (2243).

Цель программы: углубление и расширение знаний в области лингвистики, совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.

Задачи:

расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как о части речи общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как о науке, языке как многофункциональной развивающей системе; стилистических ресурсов каждого уровня языка, языковой нормы, ее функциях и вариантах; функционально – стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, языковых явлений и фактов; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально – стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно – выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвистического анализа;

приобретение опыта анализа текста; овладение разными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации;

существенное расширение используемых языковых и речевых средств;

приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента;

развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования.

В ходе реализации программы возможно использование следующих педагогических методик и технологий: технология проблемного обучения, проектная технология.

Формы и методы контроля: соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы типа контрольных работ, анализ стихотворного текста, лингвистический анализ текста; сочинения различных жанров, тесты, словарные и текстовые диктанты, тестовые работы, изложения.

Фонды оценочных средств: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации. Русский язык. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2011.

Количество часов на учебный год: 105 часов


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результатами освоения выпускни­ками средней школы программы профильного уровня по русскому языку являются:

I.

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адап­тироваться в изменяющейся социокультурной среде, го­товности к самообразованию, к получению высшего фи­лологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореали­зации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о лингвистике как части общечело­веческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

3) представление о речевом идеале; стремление к рече­вому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникатив­ный аспекты речевого высказывания;

4) существенное увеличение продуктивного, рецептив­ного и потенциального словаря; расширение круга ис­пользуемых языковых и речевых средств.

II.

1) владение всеми видами речевой деятельности в раз­ных коммуникативных условиях:

- разными видами чтения и аудирования; способно­стью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками ра­боты с научным текстом, с различными источниками на­учно-технической информации;

- умениями выступать перед аудиторией старшекласс­ников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно из­лагая свои мысли в устной и письменной форме;

- умениями строить продуктивное речевое взаимо­действие в сотрудничестве со сверстниками и взрослы­ми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к об­щему решению; осуществлять коммуникативную рефлек­сию;

- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различ­ных формах: приемами отбора и систематизации мате­риала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятель­ности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые ре­зультаты и адекватно формулировать их в устной и пись­менной форме;

2) способность пользоваться русским языком как сред­ством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (прежде всего на уроках по пред­метам гуманитарного профиля);

3) готовность к получению профильного высшего об­разования, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведе­ния в различных ситуациях неформального межличност­ного и межкультурного общения, а также в процессе ин­дивидуальной, групповой, проектной деятельности.

III

1) представление о единстве и многообразии языково­го и культурного пространства России и мира, об основ­ных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравствен­ной и культурной ценности народа, как одного из спосо­бов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии рус­ского языка, о формах существования русского наци­онального языка; освоение базовых понятий функци­ональной стилистики и культуры речи: функциональ­ные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка, основные аспекты куль­туры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-на­учной, обиходно-бытовой, социально-культурной и де­ловой сферах общения;

4) понимание системного устройства языка, взаимо­связи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных тек­стов; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;

5) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание содержания устного и пись­менного высказывания, основной и дополнительной, яв­ной и скрытой (подтекстовой) информации;

- осознанное использование разных видов чтения (по­исковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с вы­борочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представлен­ных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной ли­тературы;

- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

- создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дис­циплин), социально-культурной и деловой сферах обще­ния;

- подготовленное выступление перед аудиторией с до­кладом; защита реферата, проекта;

- применение в практике речевого общения орфоэпи­ческих, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; ис­пользование в собственной речевой практике синоними­ческих ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

- соблюдение норм речевого поведения в социально­ - культурной, официально - деловой и учебно-научной сфе­рах общения, в том числе в совместной учебной деятель­ности, при обсуждении дискуссионных проблем, на за­щите реферата, проектной работы;

- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении постав­ленных коммуникативных задач; владение разными спо­собами редактирования текстов.

 

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение в науку о языке

1. Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции

языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Языки естественные и искусственные. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

2. Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: