РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. Межведомственный научно исследовательский проект для детей




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное учреждение культуры Центральная библиотечная система детское отделение Павинского муниципального района.

157650, РФ, Костромская область, Павинский р-он, село Павино, ул. Елькина, д. 10, телефон 8 (49439) 21-2-33, E-mail: pavinocbs@yandex.ru.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Павинская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района Костромской области.

157650, РФ, Костромская область, Павинский р-он, село Павино, ул. Советская, д. 14

Телефон 8(49439) 21-1-59, E-mail: Pss_pavino@mail.ru

Межведомственный научно исследовательский проект для детей

«Путешествия по планетам»

Проект разработали:

Библиотекарь читального зала детского отделения МУК ЦБС Макарова Д. В.

Библиотекарь школьной библиотеки Ивкова М. А.

Срок 2020 год.

Павино 2020 г.

Оглавление:

Краткое описание работы………………………….. 3

Актуальность проекта ……………………………… 3-5

Цели и задачи ………………………………………..5

Планируемый результат …………………………….5

Методы исследования……………………………….6

Этапы реализации …………………………..............6-7

Список литературы и интернет ресурсов…………..8

 

 

Краткое описание работы

Современные школьники не часто уделяют время для изучения вопросов о космосе.

В данном проекте представлен методический материал по формированию научных представлений о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, информационные уроки, организацию исследовательской деятельности.

Проект поможет научить ребят добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять в различных видах деятельности.

Актуальность проекта

“Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский

Прошло уже более полувека, как человек активно начал исследовать космос. С уверенностью можно сказать, что космонавтика наравне с компьютеризацией стала становым хребтом развития XX века. Сколько загадок, парадоксов, интересных фактов и перспектив хранят в себе эти бесконечные просторы. Космонавтика — это замечательная наука, и каждый мыслящий человек должен хоть немного интересоваться тем, что окружает нашу крошечную планету. Конечно, в последние годы постоянные новости о луноходах, МКС и Марсе, сделали из этих тем скорее избитые штампы. Но согласитесь, что покорение космоса, пожалуй, самое загадочное путешествие в истории человечества, которое только началось. Космонавтика прочно вошла в нашу повседневную жизнь и принесла человечеству много преимуществ. Навигационные системы, прогнозы погоды, телевидение, телекоммуникации много другое — это все космос. Сколько жизней летчиков, моряков и обычных путешественников было спасено благодаря этим технологиям. Сейчас спутниковые телефоны уже не такие популярные, но они до сих пор остаются востребованными в своей нише. Разведывательные спутники несут пользу для государственной безопасности. И это лишь малая часть всех технологий, которые не были бы возможны без освоения космоса. В настоящее время в этом сегменте трудятся тысячи ученых и инженеров, которые постоянно совершенствуют и изобретают что-то новое. Сложно поспорить с тем, что космические виды по-настоящему красивы. И неважно, будь то съемки с Земли, орбиты или фотографии телескопов, далекие пейзажи небесных тел и различных галактик восхищают и радуют глаз. Если бы не космонавтика, мы бы даже не смогли увидеть, насколько прекрасна наша планета с высоты нескольких сотен километров. В начале прошлого века люди были уверены, что Марс появился раньше Земли, а Венера позже. В связи с этим, человечество ожидало увидеть на Красной планете разрушенные руины древних цивилизаций, а на Венере — динозавров или первых людей. С появлением космических станций, все стало на свои места. Теперь мы знаем, что кроме бактерий на Марсе жить никто не может, а Венера с её раскаленной поверхностью и вовсе мертва. Теперь каждый ребёнок может знать, что единственный спутник с атмосферой в Солнечной системе — это Титан, а рельеф его поверхности похож на земной с горами, долинами и дюнами.

Ученым стало известно, что на Плутоне существует подземный ледяной океан, а взрыв сверхновой звезды за 10 минут выделяет количество энергии большее, чем Солнце за 10 миллиардов лет. Подобных фактов можно назвать неисчислимое количество. О каждой отдельной планете или звезде можно говорить часами, а потом ещё месяцами рассказывать о черных дырах, туманностях и квазарах. Просто задумайтесь, сколько интересных открытий было сделано с помощью космонавтики, и сколько еще предстоит сделать.

Со времён первого полета Гагарина человечество шагнуло далеко вперед в освоении космоса, а цели становились все более амбициозными. Однако у всего прогресса есть своя цена. В этом случае цена слишком высока, в прямом и переносном смысле. Самым дорогим космическим проектом стала МКС. Стоимость создания и поддержания в работоспособном состоянии станции близиться к отметке в $150 млрд. Станцию весом более 400 тонн собирали космические агентства по всему миру и к настоящему на ней уже восемнадцать лет непрерывно находятся космонавты. Над американской пилотируемой лунной программой «Аполлон» работало больше 400 тысяч человек, и было потрачено около $26 млрд. К похожим грандиозным проектам можно ещё отнести многоразовые космические шаттлы NASA, систему глобального позиционирования и космические телескопы. С самого зарождения космонавтика связана со сложной и интересной техникой. Сложно поверить в то, что прошло уже практически сорок лет с тех пор, как были запущены первые зонды «Вояджер», а они до сих пор работают и передают бесценную информацию на Землю. Похожие результаты демонстрируют, например, марсоходы. «Оппортьюнити» превзошел свой гарантийный срок в 90 дней уже более чем в 50 раз. Кроме надежности космическая техника отличается и превосходной точностью. Например, многие телескопы способны получить снимок с разрешением более 20 микросекунд дуги. Это сравнимо с размером спичечного коробка на поверхности Луны, сфотографированного с Земли. Отдельного разговора заслуживают космические корабли, международные космические станции, спутники и многое другое. Все это делает космонавтику одной из самых высокотехнологических и дорогостоящих наук на сегодняшний день. От истории космонавтики захватывает дыхание. Человечество прошло длинный путь, который был полон головокружительных побед и громких неудач. Воздушные замки и внеземные цивилизации мечтателей и фантастов. Наблюдения древних астрономов. Первые эксперименты Циолковского. Покорение техники и физики пионерами космонавтики. Герои, ставшие первыми, и те, кто отдал свою жизнь во имя прогресса. Все это позволило достигнуть того, что мы можем видеть сейчас.

Без преувеличения можно сказать, что сейчас космонавтика находится ещё на стадии её зарождения. Даже сложно представить, сколько значимых и интересных достижений ждет людей впереди. Покорение Марса, основание космических колоний, полет за пределы Солнечной системы и многое другое. Нам остается только ждать и наблюдать за всеми значимыми открытиями и экспериментами, которые с каждым днем приближают человечество к будущему.

Цели и задачи

Цель: рассмотреть, какую роль играет космос в жизни
современного общества, и каково его влияние на человека.

Задачи:

- изучить материал о значимости космоса в современном обществе;

- провести опрос по теме проекта;

- приобрести и обобщить сведения о влиянии космоса на жизнь человека.


Планируемый результат исследователя:

- форсированность научные знаний по теме «Космос»;

- форсированность нравственно – патриотических чувств;

- заинтересованность темой про космос;

- участие в реализации проекта;

- создание совместного проекта со школьниками;

- подробно познакомить детей с планетами солнечной системы.

Планируемый результат руководителя:

- расширение знаний и проявление интереса детей к Вселенной;

- развитие интереса школьников к поисково-познавательной деятельности;

- разработка собственных проектов школьниками по теме: «Космос».

Методы исследования:

- Чтение энциклопедий о космосе.

- Просмотр документальных фильмов по теме исследования.

- Поиск информации в Интернете.

- Интерактивные мероприятия по теме космос

- Уроки практики с показом опытов

- одномоментности(обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

- метод обследования (презентаций, видеофильмов, анкетирование);

- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);

-творческая деятельность.

 

Этапы реализации проекта

 

Этап Содержание работы Сроки реализации
1-й этап –подготовительный. Определение цели и задач.   - Сбор информации по теме «космос». - Подбор иллюстративного материала на тему о космосе - Подготовка консультации библиотекарей с преподавателями физики, химии, истории, астрономии   - Накопление информации по теме - разработка презентаций, подпорка научных фильмом о космосе   - подготовка материалов для опытов - разработка сценариев Апрель – май 2020
2-й этап- Практический   - Мероприятия на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы». - Познавательные уроки: «Марс – и мы марсиане?» «Опаленный солнцем Меркурий» «Юпитер- система внутри Солнечной системы» «Загадки колец Сатурна» «Сестра близнец, Венера. Так ли это?» «Уникальные спутники Юпитера» «Колония на Марс» «Уран и Нептун, таинственные газовые гиганты» «Межгалактические путешествия» - Работа с лабораторными опытами -видео уроки   Июнь – сентябрь 2020
3й этап -заключительный - методическая работа со школьниками по написанию и разработке проекта - Творческая работа школьников, написание проектов - Презентация проектов - научно-познавательные проекты школьников на тему космоса -тиражирование проектов Сентябрь-октябрь

Список литературы и интернет ресурсов

1. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).

2. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г..

4. Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.

5. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.

6. Интернет ресурсы.

Приложения

Опыт №1 «День и ночь «2»

Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Нужно рассказать детям, что во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Ребята сами убедятся, что как бы ни вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Нужно рассказать про особенности полярного дня и ночи и о том, как люди живут за полярным кругом.

Опыт №2 «Космос в рюмке»


Для опыта понадобиться:
Рюмка 250 грамм:) Растительное масло, спирт (не водка - а именно медицинский спирт, его можно купить в аптеке), вода, пипетка.

1. Наливаем в рюмку грамм 100-150 спирта

2. Пипеткой осторожно капаем в него большую каплю масла. если у вас пипетка маленькая, то капать вам надо будет несколько раз в одно и то же место. Понаблюдайте за каплей. В воде бы она всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира (дети таки по тарелке борща ложкой гоняют:) А в спирте капля сразу же опустилась на дно! И выглядит она не как плоский кружок, а как красивый золотистый шар! Почему масло в спирте ведет себя иначе, чем в воде? Все дело в плотности этих трех жидкостей! Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес. Тяжелые жидкости "тонут" в более легких. Те, кто уже занимался со мною опытами, помнит как мы делали слоистый коктейль из жидкостей разной плотности и мешали из них волшебное зелье!

3. Почему же масло превратилось именно в шар? Тут дело в том, что шар - это самая экономичная фигура. У шара площадь поверхности минимальная при максимальном объеме. То есть говоря простым языком - у него снаружи на оболочку пойдет минимум вещества, а внутри поместиться больше вещества, чем в любой другой фигуре. Поэтому все на свете при отсутствии других сил стремиться принять форму шара. И капли воды и планеты. Поэтому-то и показывают в космических съемках, как вода летает в невесомости в виде шариков - ведь на нее там не действует сила тяжести, заставляющая воду на Земле принимать форму поверхности или сосуда. И поэтому наша капля масла в спирте стала круглой - спирт давит на поверхность капли со всех сторон одинаково поэтому она в нем находится все равно что в невесомости.

4. Но если мы хотим, чтобы наш масляный шар не просто лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо сделать спирт немного менее плотным. А попросту добавить в него чуть-чуть воды. Воду добавляйте маленькими порциями до тех пор, пока шар не начнет "левитировать" над дном рюмки. Дело в том, что масло и вода, масло и спирт являются несмешиваемыми жидкостями. Поэтому граница между ними всегда четкая. А вот спирт и воду можно легко смешать - и получится новая жидкость уже с другими свойствами, в частности, плотность у нее будет больше, чем у чистого спирта. Поэтому и масло со дна начнет всплывать.

5. Чтобы сделать опыт поярче, надо или брать какое-то цветное масло, а не магазинное подсолнечное осветленное. Или подкрасить воду, в которой масло плавает. Лучше, конечно, первый вариант - он эффектнее. Но так как у нас не было выбора, мы покрасили воду. Для этого взяли обычный пищевой краситель. Теперь можно исследовать свой новый космос. Дайте ребенку шпажку и пипетку и пусть он экспериментирует со свойствами жидкостей - добавляет новые планеты, соединяет их в одну огромную или, наоборот, разделяет их на несколько. В своем собственном космосе ребенок - могущественный творец!:)

6. А если сначала быстро-быстро перемешать жидкости палочкой, а потом наблюдать за их поведением, то мы сможем своими глазами увидеть, как по этому же принципу 4,6 миллиардов лет назад возникала наша планетарная система из космического газопылевого облака. Маленькие пузырьки, вращаясь, собираются в какое-то подобие облака или диска. Это будет наша модель протопланетного диска, из которого потом образовались все планеты. Пузырьки сталкиваются, сливаются друг с другом, крупные выходят при вращении на свои орбиты, мелочь движется по своим. Так и образовывались планеты. В конце-концов ближе к середине получились планеты земной группы - Меркурий, Венера, Земля и Марс, а дальше расположились газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. А всякую мелочь вынесло за границу Нептуна в пояс Койпера и облако Оорта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: