Общая структура занятия по чтению




Чтение и его виды в дошкольном литературном образовании

Виды занятий по чтению в детском саду

Можно выделить несколько видов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:

1. Чтение, рассказывание либо пересказ какого-то одного произведения.

2. Чтение двух и более произведений, которые объединяет одна тематика или образ (например, стихи о зиме, осени и т. д., русские народные сказки о медведе, лисе, зайчике). При этом можно комбинировать тексты одного либо разных жанров. О зиме: загадку, стихотворение «Всюду снег» А. Бродского и рассказ «Зимой» И. Соколова-Микитова. Одно произведение детям может быть уже известны, а с другим они только будут знакомиться.

3. Объединение на занятии произведений разных видов искусства. Например, чтение сказки «Снегурочка» и прослушивание фрагментов из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова или чтение сказки «Иван Царевич и Серый Волк» и рассматривание к ней иллюстраций В. Васнецова. Такая образовательная деятельность обычно строится таким образом, чтобы эмоциональная насыщенность усиливалась к концу занятия.

4. Чтение либо рассказывание с опорой на наглядность. Как правило, это повторное рассказывание сказки с показом игрушек, персонажей театра (настольного, кукольного, на фланелеграфе), демонстрацией слайдов.

5. Чтение произведения в рамках занятия по развитию речи. Текст в этом случае логически связан с основным содержанием образовательной деятельности (например, беседой о маме, дружбе, смелости и т. д.).

Вид занятий:

Появление игрового персонажа

В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»)
Послание от героя Можно использовать и мотив письма — в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике — охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок — подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.

Предварительная беседа В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа — Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы.

Ознакомление с наглядными материалами Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.

Общая структура занятия по чтению

Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части:

1. Знакомство с произведением, цель которого — правильное и эмоционально насыщенное восприятие.

2. Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых средств выразительности.

3. Повторное чтение текста (либо его ключевых эпизодов) для углубления восприятия и закрепления впечатления.

 

 

32 "Диалог искусств" в литературном образовании дошкольников

Под «диалогом искусств» понимается форма организации учебного

процесса, связанная с обращением к различным видам искусства,

позволяющих создать установку на понимание, общение и диалог между

автором художественного произведения и реципиентом, являющаяся

своеобразным генератором в открытии смыслов, художественного создания

литературного текста и выявления личностного начала автора.

Идея диалога искусств связывается, прежде всего, с трудами отечественного исследователя М.М. Бахтина. Согласно М.М. Бахтину, всякое высказывание, участвующее в процессах живого человеческого общения и мышления, внутренне диалогично.

Диалог искусств предполагает углубленное восприятие каждого из привлеченных на занятии произведений, овладение языками разных искусств. Задача педагога - научить детей «правильному» диалогу, показать естественность и красоту подхода к тексту.

Сегодня организация занятия с ознакомлением с худ. литературой на основе диалога искусств позволяет преподавать предмет на новом, качественном уровне. Кроме подбора литературных текстов для организации диалога как внутри культуры, так и между культурами необходимо обращение к произведениям других искусств: архитектуры и скульптуры, живописи и графики, музыки, театра, кино и т.д.

В результате правильного применения диалога искусств на каждом отдельном этапе взросления воспитанников, мы должны сформировать у него качества, которые помогут изучать литературу на занятиях и поспособствуют общению с искусством как в рамках программы, так и вне ее. Вот эти умения, касающиеся изучения литературного текста:

1. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

2. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

3. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы, почерпнутые в тексте.

4. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.

5. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи.

Таким образом, мы видим, что правильное применение диалога на занятии может решать задачи надлежащего развития ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: