Теория спроса и предложения.




МИКРОЭКОНОМИКА

Собственность как экономическая категория. Формы собственности и их многообразие

Собственность занимает определяющее место в системе производственных отношений по следующим признакам:

1. Собственность - фундамент всей системы общественных отношений;

2. От собственности зависит положение определенных слоев общества и возможность использования ими факторов производства;

3. Собственность - это главная движущая сила развития производственных сил;

4. Каждой экономической системе присуща основная специфическая для него форма собственности.

 

Собственность (как юридическая категория) - это право пользоваться и распоряжаться вещами.

Собственность (как экономическая категория) - это отношение между людьми, выражающее определенную форму присвоения благ, в особенности средств производства.

Признаки собственности:

- владеть;

- пользоваться;

- распоряжаться.

 

Право владения означает возможность физического обладания вещью, хозяйственного воздействия на вещь.

Право пользования есть право извлекать полезные свойства вещи путем ее эксплуатации, применения. В процессе использования имущество либо полностью потребляется, либо изнашивается (амортизируется). Право пользования тесно связано с правомочиями владения, поскольку по общему правилу, пользоваться имуществом, можно только владея им.

Право распоряжения понимается, как право определять юридическую судьбу вещи (продать, подарить, передать в аренду).

 

В собственности следует различать: объект, субъект, экономическое содержание и юридическую форму.

Субъект собственности - это активная сторона отношений собственности, имеющая право обладать объектом собственности. Собственник, т. е. тот, кто присваивает, владеет, пользуется и распоряжается объектами собственности, это активная сторона отношений собственности

Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, информации, то, что присваивается (средства производства и результаты производства, знания, информация и др.).

Необходимо различать экономическое понятие собственности и юридические отношения собственности.

Собственность как экономическая категория формируется в результате естественно – исторического процесса, т.е. исторически определенные отношения между людьми по поводу:

- присвоения и отчуждения средств и результатов

- производства в конкретной социальной форме.

Собственность как юридическая категория понятие субъективное, является творением законодателей.

Конституция РФ (ст.8) и Гражданский кодекс РФ (ст.212) признают и гарантируют 3 формы собственности:

- государственная (федеральная и субъектов РФ);

- муниципальная;

- частная.

«В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»

Каждый вид можно классифицировать по формам

Государственная собственность существует в форме федеральной и субъектов РФ.

Муниципальная: городская, районная, поселковая.

Частная: граждан и предприятий.

Частную собственность подразделяют на индивидуальную и коллективную собственность.

Индивидуальная собственность - это такой вид собственности, когда право собственника на имущество принадлежит одному лицу. Субъектом индивидуальной собственности может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Коллективная собственность - это такая собственность, когда право собственности принадлежит группе лиц.

Иные формы собственности. В современной экономике помимо основных форм собственности существуют и другие, производные формы собственности. К ним относится иностранная собственность, смешанная собственность, интеллектуальная собственность и др.

Под иностранной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным лицам: физическим и юридическим лицам, государствам, международным организациям.

Смешанная собственность – собственность, основанная на сочетании разных форм собственности (с участием иностранной собственности или нет).

 

Теория спроса и предложения.

 

Спросом называется количество товаров или услуг, которое будет приобретено по определённой цене за определённый период времени. На рынке действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от цены. Зависимость между количеством приобретаемого товара и ценой на него можно изобразить графически в виде кривой спроса.

В общем виде QD=F(Р),

где QD – величина спроса,

Р – цена.

Следует различать изменение величины спроса и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Графически изменения величины спроса выражаются в «движении» по кривой спроса, например, из т. А в т. В (рис.1). Изменение же спроса под влиянием неценовых факторов выражается в смещении всей кривой спроса вправо или влево (рис.1).

К неценовым факторам изменения спроса относят: вкусы потребителей, доход потребителей, число покупателей, потребительские ожидания, цена на товары-заменители.

Предложением называется количество товаров или услуг, которое производители готовы продать по определённой цене за определённый период времени. На рынке действует закон предложения: при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от цены. Эта связь на графике отражается в виде кривой предложения.

В общем виде Qs=F(Р),

где Qs – величина предложения,

Р – цена (рис. 2).

 

Следует различать изменение величины предложения и изменение в предложении. Когда говорят о связи между ценой и количеством предлагаемого товара, имеют в виду величину предложения. Графически изменения объема предложения выражаются в смещении вдоль кривой предложения вниз или вверх, например, из т. А в т. В (рис.2). Изменение же предложения под влиянием неценовых факторов выражается в смещении всей кривой предложения вправо или влево (рис.2).

К неценовым факторам изменения предложения относят: цены на ресурсы, технология, количество производителей-продавцов, цены на другие товары, налоги.

На рынке спрос и предложение всё время находятся в движении и в результате их колебания устанавливается равновесная цена. На графике равновесная цена выступает как точка пересечения кривых спроса и предложения (рис. 3).

Равновесие на рынке устанавливается в результате конкуренции и стихийного колебания рыночных цен. Оно может быть нарушено какой либо внешней силой (например, правительство начнёт регулировать цены). При установлении на рынке цены выше равновесной предложение превысит спрос. В такой ситуации на рынке возникнет излишек продукции. При установлении на рынке цены ниже равновесной спрос превысит предложение. В этом случае на рынке возникнет дефицит.

Конкуренция и ее виды.

Конкуренция (столкновение) – это свойственное товарному производству, основанному на частной собственности, борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и одновременно механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция возникла в глубокой древности в условиях простого товарного производства. Примерно до середины ХIХ века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция. В ХХ веке конкуренция перерастает в несовершенную, т.е. она стала регулироваться монополиями и государством.

Условия, в которых протекает конкуренция, обычно называют рыночной структурой. При всём многообразии рыночных структур обычно выделяют следующие типы: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия и олигополия.

Термин «совершенная конкуренция» применяется к рыночному механизму, эффективно выполняющему функции регулятора производства. Для совершенной конкуренции характерны следующие основные черты:

- на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей;

- ни один продавец и ни один покупатель не может влиять на рыночную цену;

- все участники рынка имеют полную рыночную информацию;

- представленная на рынке продукция однородна;

- входные барьеры в отрасль отсутствуют.

В настоящее время рынок совершенной конкуренции является абстрактной моделью, в реальной жизни максимально приближены к нему центральные рынки города.

Наиболее распространённым является рынок монополистической конкуренции. В отличие от совершенной конкуренции фирмы реализуют дифференцированную продукцию. Причём различие в продукции может быть как действительное, так и мнимое (вкладыши, упаковка, цвет). К рынку монополистической конкуренции можно отнести: рынок безалкогольных напитков, бытовой техники и т.д.

Олигополия – это тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью решений, принимаемых фирмами. Входные барьеры достаточно высоки. К данному типу можно отнести автомобильную, нефтедобывающую и металлургическую отрасли и т.д. Особенностью олигополии является то, что фирмы ведут неценовую борьбу, которая направлена на привлечение покупателей не с помощью снижения цены, а за счёт других факторов: повышения качества товаров, рекламы, послепродажного гарантийного обслуживания и т.д.

Монополия – это тип рынка, на котором имеется только один производитель, который полностью контролирует объём предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, приносящую максимальную прибыль. Вход в отрасль полностью блокирован, так как существуют водные барьеры в виде авторских прав и патентов, прав собственности на невоспроизводимые и редкие ресурсы, эффект масштаба.

Кроме простой монополии различают монополию с ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация означает продажу одного и того же товара разным покупателям по разным ценам в течение одного периода времени. Различают личную, материальную и географическую дискриминацию.

Особенностью отечественной экономики является наличие естественных монополий. В этих отраслях в долгосрочном периоде затраты на единицу продукции минимальны только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок. В качестве примера можно привести Газпром, РАО ЕЭС и т.д.

В РФ государство ведет конкурентную политику, направленную на формирование конкурентной среды. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации (законы, защита прав потребителей, соблюдение условий добросовестной конкуренции). Качество конкурентной среды в целом по стране за последние три года не улучшилось, а напротив, ухудшилось по целому ряду показателей.

Основные направления создания конкурентной среды:

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- регулирование деятельности предприятий-монополистов;

- создание нормативно-правовой базы ведения добросовестной конкуренции;

- развитие системы закупок для государственных и муниципальных нужд и т.д.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: